Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.
Минстрой РФ о расчёте платы за жилищно-коммунальные услуги
62590
Когда по закону применяются норматив и соцнорма
Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.
Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).
Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).
Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.
Начинают действовать новые нормативы на ОДН
153920
Формула платы за воду без счетчика и пример
В России не существует единого тарифа на воду. В каждом субъекте он свой. Связано это с климатическими особенностями субъектов РФ, а также с уровнем плотности проживающих в нем людей.
Таким образом, цифра норматива не является окончательной при оплате.Сколько кубов воды потрачено гражданином ежемесячно, отражено в действующем нормативе.
Таким образом, для самостоятельного расчета того,сколько платить за потребление воды в квартире без ИПУ, надо знать действующий тариф, число людей, зарегистрированных по месту жительства, норматив и ПК.
Произведем расчет потребления ХВС и ГВС на примере Новосибирска.
Новосибирский региональный тариф ХВС = 17,16 руб. за 1м3 Норматив ХВС = 5,193 м3 Повышающий коэффициент = 1,5 Число прописанных граждан = 2 Таким образом, 17,16*5,193*1,5*2 = 267,335 рублей.
Такую сумму за потребление горячей воды должен будет заплатить собственник жилого помещения.
Теперь ГВС. Повышающий коэффициент и число прописанных граждан такое же.
Новосибирский региональный тариф ГВС = 100,10 руб. за 1м3 Норматив ГВС = 3,687 м3 Таким образом, 100,10*3,687*1,5*2 = 1107,206 рублей.
Действующий тариф можно узнать, позвонив в городской водоканал.
Если в квартире официально нет прописанных людей, то плата будет начисляться и в этом случае.Тогда вместо числа проживающих будет подставлено значение количества собственников.
Выходом в этой ситуации будет установка водомеров. Если вода не используется, то и оплачивать ничего не придется.
Также можно обратиться в управляющую компанию с требованием пломбировки водопровода. Сделают это на следующий день после обращения. Поэтому на время отсутствия начислений за потребление воды производиться не будет.
Еще одной причиной отсутствия начислений в жилом помещении, не оборудованном ИПУ, могут быть документ о прохождении военной службы, больничный лист и тому подобное.
Кто и как устанавливает нормативы потребления
Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.
Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:
- потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
- потреблённого в помещениях собственников;
- используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).
При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:
- этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
- количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
- состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
- объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.
Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).
Например, нормативы для коммунальных услуг, установленные в регионах РФ:
- приказ Министерства строительства, ЖКХ и энергетики РК от 29.07.2016 № 196,
- постановление Комитета госрегулирования тарифов Саратовской области от 20.04.2018 № 14/2,
- приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19.05.2017 № 31.
Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:
- при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
- при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
- при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.
Из чего складывается тариф на электроэнергию, и почему он растёт
587863
Нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Департаментом по тарифам Новосибирской области на 2021 год
Согласно формуле 4 (1) Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ № 354, далее — Правила) к нормативным начислениям по коммунальным ресурсам в жилом помещении, где отсутствует индивидуальный прибор учета соответствующего коммунального ресурса, применяется повышающий коэффициент в размере 1,5. При этом согласно п. 69 (г(1)) Правил в платежном документе размер повышающего коэффициента указывается отдельно от нормативного объема коммунальной услуги. В своем письме от 2 сентября 2021 г. № 28483-АЧ/04 Минстрой РФ разъясняет, что повышающие коэффициенты, указанные в расчетных формулах определения размера платы за коммунальные услуги, не увеличивают объем предоставленных коммунальных услуг. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт, подтверждающий отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета — начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт. Форма акта обследования на предмет установления наличия технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минрегиона России № 627 от 29 декабря 2011 года.
Электроэнергия
Нормативы потребления электроэнергии, кВт ч. в месяц на 1 человека в жилых помещениях многоквартирных домов, оборудованных электроплитами
Количество комнат в жилом помещении
Норматив, кВт·ч в месяц на 1 человека | |||||
Количество человек, проживающих в жилом помещении | |||||
1 чел. | 2 чел. | 3 чел. | 4 чел. | 5 и более чел. | |
Без учета повышающего коэффициента | |||||
1 | 156 | 97 | 75 | 61 | 53 |
2 | 184 | 114 | 88 | 72 | 62 |
3 | 201 | 125 | 96 | 78 | 68 |
4 и более | 213 | 132 | 102 | 83 | 73 |
С учетом повышающего коэффициента (1,5) | |||||
1 | 234 | 146 | 113 | 92 | 80 |
2 | 276 | 171 | 132 | 108 | 93 |
3 | 302 | 188 | 144 | 117 | 102 |
4 и более | 320 | 198 | 153 | 125 | 110 |
Нормативы потребления электроэнергии утверждены приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 15.08.2012 № 168-ЭЭ. Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном домекВт ч. в месяц на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества
Категория многоквартирных домов | Норматив потребления | ||
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, оборудованные: | |||
осветительными установками внутри здания МКД и над подъездами, за исключением чердаков, технических этажей, техподполий и подвалов, оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,222 | ||
лампами накаливания | 0,728 | ||
осветительными установками на чердаке, техническом этаже, оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,003 | ||
лампами накаливания | 0,006 | ||
осветительными установками в техподполье, подвале, оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,016 | ||
лампами накаливания | 0,054 | ||
осветительными установками, освещающими дворовые участки, расположенные на фасаде МКД («кобры» и др.), оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,045 | ||
лампами накаливания | 0,151 | ||
осветительными установками, расположенными на территории дворовых участков МКД (фонари на столбах и др.), оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,026 | ||
лампами накаливания | 0,058 | ||
насосами систем горячего и (или) холодного водоснабжения | 0,81 | ||
насосами систем отопления | 0,427 | ||
автоматическими запирающими устройствами | 0,029 | ||
усилителями телеантенн коллективного пользования | 0,018 | ||
системами противопожарной автоматики и дымоудаления | 0,055 | ||
общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов | 0,009 | ||
Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, оборудованные: | |||
осветительными приборами внутри здания МКД и над подъездами, за исключением чердаков, технических этажей, техподполий и подвалов, оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,222 | ||
лампами накаливания | 0,728 | ||
осветительными приборами на чердаке, техническом этаже, оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,001 | ||
лампами накаливания | 0,001 | ||
осветительными приборами в техподполье, подвале, оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,01 | ||
лампами накаливания | 0,033 | ||
осветительными приборами, освещающими дворовые участки, расположенные на фасаде МКД («кобры» и др.), оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,018 | ||
лампами накаливания | 0,06 | ||
осветительными приборами, расположенными на территории дворовых участков МКД (фонари на столбах и др.), оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,018 | ||
лампами накаливания | 0,04 | ||
пассажирскими и грузопассажирскими лифтами и лифтовым оборудованием: | |||
с одним лифтом в подъезде | 0,973 | ||
с двумя лифтами в подъезде | 1,814 | ||
с тремя лифтами и более в подъезде | 2,063 | ||
насосами систем горячего и (или) холодного водоснабжения | 0,707 | ||
насосами систем отопления | 0,341 | ||
автоматическими запирающими устройствами | 0,006 | ||
усилителями телеантенн коллективного пользования | 0,003 | ||
системами противопожарной автоматики и дымоудаления | 0,046 | ||
общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов | 0,009 | ||
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период, оборудованные: | |||
осветительными приборами внутри здания МКД и над подъездами, за исключением чердаков, технических этажей, техподполий и подвалов, оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,222 | ||
лампами накаливания | 0,728 | ||
осветительными приборами на чердаке, техническом этаже, оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,003 | ||
лампами накаливания | 0,006 | ||
осветительными приборами в техподполье, подвале, оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,016 | ||
лампами накаливания | 0,054 | ||
осветительными приборами, освещающими дворовые участки, расположенные на фасаде МКД («кобры» и др.), оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,045 | ||
лампами накаливания | 0,151 | ||
осветительными приборами, расположенными на территории дворовых участков МКД (фонари на столбах и др.), оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,026 | ||
лампами накаливания | 0,058 | ||
насосами систем горячего и (или) холодного водоснабжения | 0,81 | ||
насосами систем отопления | 0,427 | ||
автоматическими запирающими устройствами | 0,029 | ||
усилителями телеантенн коллективного пользования | 0,018 | ||
системами противопожарной автоматики и дымоудаления | 0,055 | ||
общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов | 0,009 | ||
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода, оборудованные | |||
осветительными приборами внутри здания МКД и над подъездами за исключением чердаков, технических этажей, техподполий и подвалов, оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,222 | ||
лампами накаливания | 0,728 | ||
осветительными приборами на чердаке, техническом этаже, оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,003 | ||
лампами накаливания | 0,006 | ||
осветительными приборами в техподполье, подвале, оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,016 | ||
лампами накаливания | 0,054 | ||
осветительными приборами, освещающими дворовые участки, расположенными на фасаде МКД («кобры» и др.), оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,045 | ||
лампами накаливания | 0,151 | ||
осветительными приборами, расположенными на территории дворовых участков МКД (фонари на столбах и др.), оснащенными: | |||
энергосберегающими лампами | 0,026 | ||
лампами накаливания | 0,058 | ||
насосами систем горячего и (или) холодного водоснабжения | 0,81 | ||
насосами систем отопления | 0,427 | ||
автоматическими запирающими устройствами | 0,029 | ||
усилителями телеантенн коллективного пользования | 0,018 | ||
системами противопожарной автоматики и дымоудаления | 0,055 | ||
общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов | 0,009 |
Примечание: При расчете платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме (общежитии), относящегося к соответствующей категории многоквартирных домов, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества многоквартирного дома определяется путем суммирования установленных для данной категории многоквартирных домов нормативов потребления электрической энергии соответствующими фактически установленными оборудованием и устройствами, потребляющими электрическую энергию, входящими в состав общего имущества в многоквартирном доме. При определении нормативов, указанных в настоящем приложении, учтены площади помещений, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы. Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению, учитывающий насосное оборудование подачи холодного, горячего водоснабжения, отопления и аппаратуры управления насосами, установленными непосредственно в многоквартирном жилом доме (или на группу домов), применяется в случае, если электрооборудование не числится на балансе ресурсоснабжающей организации. Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества утверждены приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 22 мая 2021 года № 216-ЭЭ.
Водоснабжение и водоотведение
Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению, куб. м на 1 человека в месяц
Степень благоустройства жилых помещений | Горячее водоснабжение | Холодное водоснабжение | Водоотведение |
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного типа) с холодным и горячим водоснабжением, канализованием, оборудованные ваннами длиной 1500-1700 мм, душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами | Без учета повышающего коэффициента | ||
3,687 | 5,193 | 8,88 | |
С учетом повышающего коэффициента (1,5) | |||
5,5305 | 7,7895 | 13,32 | |
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного типа) с холодным и горячим водоснабжением, канализованием, оборудованные сидячими ваннами длиной 1200 мм, душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами | Без учета повышающего коэффициента | ||
3,627 | 5,145 | 8,772 | |
С учетом повышающего коэффициента (1,5) | |||
5,4405 | 7,7175 | 13,158 | |
Жилые помещения с холодным и горячим водоснабжением, канализованием, оборудованные душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами | Без учета повышающего коэффициента | ||
2,978 | 4,619 | 7,597 | |
С учетом повышающего коэффициента (1,5) | |||
4,467 | 6,9285 | 11,3955 | |
Общежития с холодным и горячим водоснабжением, канализованием, оборудованные душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами | Без учета повышающего коэффициента | ||
2,442 | 4,182 | 6,625 | |
С учетом повышающего коэффициента (1,5) | |||
3,663 | 6,273 | 9,9375 |
Нормативы по водоснабжению и водоотведению утверждены приказом Департамента по тарифам Новосибирской Области от 16 августа 2012 № 170-В (приложения 1.1, 2.1).
Нормативы потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяемые с 1 июня 2021 года куб. метр в месяц на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества
Категория многоквартирных домов | Холодная вода | Горячая вода | Сточные воды |
Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением | 0,023 | 0,021 | 0,044 |
Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением | 0,023 | x | 0,023 |
Многоквартирные дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами | 0,023 | x | 0,023 |
Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения | 0,023 | x | x |
Примечание. Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (общежитии), определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома (общежития) и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (общежитии), согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме (общежитии), не принадлежащих отдельным собственникам. Нормативы потребления воды и сточных вод в целях содержания общего имущества утверждены приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 22 мая 2021 года № 215-В.
Отопление
Нормативы потребления коммунальных услуг на отопление, рассчитанные на отопительный период продолжительностью 9 календарных месяцев,Гкал на 1 м2 общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме
С 1 июля 2021 года в формулу, определяющую порядок начислений по отоплению для домов, не оборудованных приборами учета тепла, Постановлением Правительства РФ № 603 от 29.06.2016 внесен коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению. Он определяется путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев (пункт 2 приложения 2 Постановления Правительства РФ № 354). То есть если региональные власти рассчитали нормативы на 9 месяцев, однако при этом приняли решение, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется равномерно в течение календарного года, то такой коэффициент будет равен 9/12.
Этажность | Дома, построенные до 1999 года (включительно) | |
Без учета коэффициентов | С учетом коэффициента периодичности (9/12) | |
1, 3, 4 | 0,025 | 0,01875 |
2 | 0,023 | 0,01725 |
5, 6, 7, 8, 9 | 0,021 | 0,01575 |
10 и более | 0,02 | 0,015 |
Этажность | Дома, построенные после 1999 года | |
1 | 0,02 | 0,015 |
2, 6, 7 | 0,018 | 0,0135 |
3, 4, 5, 8, 9 | 0,019 | 0,01425 |
10 и более | 0,016 | 0,012 |
Нормативы потребления коммунальных услуг на отопление определены приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 15 июня 2016 года № 85.
Твердые коммунальные отходы
Нормативное количество отходов на 1 проживающего в год утверждено Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области № 342-ЖКХ от 20 октября 2021 года и составляет 2,38 м3/год (или 392,95 кг).
Когда применяется социальная норма
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
Соцнорма зависит от:
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:
Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).
Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).
При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.
Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).
На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.
Пост-релиз вебинара «Новый порядок расчётов размера платы за КУ»
29400
Повышающие коэффициенты
Повышающий коэффициент (ПК)на воду без счетчика с 2011 года используется в отношении собственников, которые по разным причинам не поставили водомеры. В 2021 году он составляет 1,5.
Повышенный коэффициент вводится для стимулирования граждан к установке водомеров. Для муниципалитета выгодно, чтобы собственники устанавливали индивидуальные приборы учета.Потому что в квартирах может быть прописан один человек, а по факту жить больше. И реальное водопотребление вырастает в несколько раз.
Таким образом, необходимо перемножить действующий норматив расхода воды на человека, количество зарегистрированных людей, тариф и ПК. Цифра получается большая, и она стимулирует людей ставить водомеры.
Коэффициент не вводится, когда нельзя установить индивидуальный счетчик учета технически. Например, из-за ветхости труб.
Повышающий коэффициент планируют увеличить до 1,6. Это говорит о том, что государство и дальше будет поднимать этот показатель. Поэтому собственникам жилых помещений, которые еще не установили ИПУ и имеют техническую возможность для этого, выгоднее купить водомер.
Норма потребления горячей воды на человека без счетчика
Определено, что человек тратит количество холодной воды больше, чем горячей. Поэтому и ежемесячный норматив по ней чуть ниже и составляет 4,745 кубометров. При этом на воду, поступающую в систему отопления, расчет производится отдельно.
В норматив включены только цифры фактического потребления на каждого человека и считается, что на все его нужды уходит не более 140 литров горячей воды ежедневно. Здесь действует такое же правило, как и с холодной водой, когда коммунальщики могут увеличить норматив не более, чем в два раза. И платить по нормативу нужно за каждого прописанного на жилплощади гражданина.
Формула расчета платы по горячей воде аналогична расчету по холодной воде с применением стоимости 1 кубометра горячей воды по региональному тарифу.
Заметим, что разделив норму потребления горячей и холодной воды на 30 дней в месяце, мы получим довольно серьезные цифры. Это с лихвой покрывает все возможные траты, поэтому счетчики помогут значительно сэкономить расходы семьи на воду. Особенно это актуально для тех, у кого в квартире проживает и прописана достаточно большая семья.
Норматив и тариф потребления воды по городам на 2021 год
Настоящие тарифы на воду и нормативы разнятся для каждого субъекта Российской Федерации. Они устанавливаются властями на местах, исходя из региональных особенностей, показателя плотности населения и прочих причин.
Таблица отображает значения субъектных нормативов и тарифов на воду без счетчика в 2021 году. Они актуальны для всех квартир, имеющих сантехническое оборудование и подключенных к сети коммунальных услуг.
Еще стоит учитывать, что в пределах города показатели могут незначительно отличаться. Все зависит от компании, которая предоставляет ресурс. Следовательно, стоимость воды без счетчика будет разниться.
Город | Горячее водоснабжение | Холодное водоснабжение | |||
Норматив | Тариф | Норматив | Тариф | ||
Москва | 4,745 | 198,19 | 6,935 | 40,48 | |
Санкт-Петербург | 3,48 | 105,92 | 8,48 | 31,58 | |
Пермь | 2,8 | 162,31 | 5,72 | 33,03 | |
Самара | 3,24 | тепловая энергия | 1682,40 | 8,13 | 31,60 |
теплоноситель | 37,55 | ||||
Уфа | 3,24 | тепловая энергия | 2134,16 | 7,55 | 25,68 |
теплоноситель | 25,68 | ||||
Омск | 3,4 | тепловая энергия | 1397,84 | 6,7 | 17,08 |
теплоноситель | 17,93 | ||||
Челябинск | 2,56 | 60,48 | 6,06 | 25,14 | |
Краснодар | 2,65 | тепловая энергия | 1621,58 | 6,59 | 38,71 |
теплоноситель | 25,33 | ||||
Казань | 3,57 | тепловая энергия | 1541,90 | 8,96 | 20,59 |
теплоноситель | 20,59 | ||||
Ростов-на-Дону | 3,45 | тепловая энергия | 2205,66 | 6,5 | 20,59 |
теплоноситель | 49,79 | ||||
Нижний Новгород | 3,77 | 88,84 | 6,74 | 19,04 | |
Саратов | 3,18 | тепловая энергия | 1909,72 | 7,55 | 25,10 |
теплоноситель | 25,10 | ||||
Новосибирск | 3,68 | 108,19 | 6,47 | 18,56 | |
Пенза | 3,20 | тепловая энергия | 1780,64 | 6,67 | 39,86 |
теплоноситель | 25,10 | ||||
Смоленск | 3,92 | 151,83 | 6,60 | 25,19 | |
Калуга | 3,20 | тепловая энергия | 2104,62 | 7,56 | 28,25 |
теплоноситель | 28,25 | ||||
Белгород | 3,17 | 110,04 | 7,45 | 25 |
Норма потребления холодной воды на человека без счетчика
Расчетным путем выведено, что в среднем в месяц человек может потребить 6,935 куб.метров холодной воды. Из чего сложилась такая цифра? На ежедневные нужды мы регулярно тратим ресурсы, без которых невозможно понятие комфортной жизни.
Для расчета потребления воды в целом, как горячей, так и холодной, взяли среднестатистические показатели, которые ежедневно требуются человеку для следующих целей:
- прием душа ежедневно – до 30 литров;
- умывание, бритье и т.д., что составляет наши ежедневные потребности, — 200 литров в неделю;
- вода, которая набирается в бачок унитаза, — примерно 60 литров в день;
- прием ванны – 200 литров в неделю;
- остальные траты, связанные со стиркой, уборкой, мытьем посуды.
Здесь же присутствуют потери и иные затраты воды, которые могут касаться всего жилого дома. Сюда относятся общедомовые нужды, идущие на уборку общих площадей, расходы, связанные с несанкционированными подключениями, утечками в системе водоснабжения дома и многие другие факторы.
В итоге набегает приличное количество, из которого выделили примерную величину холодной воды. Она и была принята, как норматив потребления на одного человека в месяц, если в жилье нет индивидуального счетчика.
Это довольно большая величина, которую трудно перекрыть, даже не экономя воду. Но коммунальные службы для покрытия своих расходов имеют право при необходимости его завысить. При этом строго ограничена верхняя планка – она не должна быть более двух размеров норматива.