Что такое право общего пользования землей в СНТ и в других местах?

Главная / Недвижимость / Земельный участок / Использование, владение / Право пользования земельным участком

Назад

Опубликовано: 15.02.2017

Время на чтение: 10 мин

4

2940

На территории любого СНТ есть земли двух разных категорий: те, которые принадлежат гражданам и товариществу как юрлицу.

Если своими участками садоводы владеют как собственники и могут распоряжаться ими по своему усмотрению, то с землями общего пользования положение несколько иное.

  • Законодательство
  • Что такое земли общего пользования в СНТ
  • Порядок пользования общей землей СНТ
  • Какие могут быть нарушения при пользовании общей землей СНТ и ответственность за них

Сравнение понятий

В разных законах применяются разные понятия для обозначения рассматриваемых объектов:

  • статья 262 ГК и статья 85 ЗК оперируют понятием «земельный участок общего пользования»;
  • градостроительный кодекс использует термин «территории общего пользования».

СПРАВКА: Хотя ГК и ЗК применяют одну и ту же формулировку, смысл, вкладываемый в нее, различен. Земельный кодекс перечисляет объекты улично-дорожной сети, а также пляжи и водные объекты. ГК говорит о любых не огороженных территориях, отнесенных к публичной собственности, причем к их числу стоит относить также леса, болота, луга, где разрешается сбор ягод и грибов.

Больше информации о праве использования земель лесного и водного фонда, находящихся в собственности государства, найдете в отдельной статье.

В Градостроительном кодексе приведено определение территорий общего пользования, а для пояснения включен неисчерпывающий перечень, перекликающийся с перечнем из ч. 12 ст. 85 ЗК.

Резюмируя обзор понятий, нужно отметить, что правильнее говорить не о землях, а о земельных участках общего пользования.

Они могут входить, как сказано в ст. 85 ЗК, в любые территориальные зоны, то есть в общественно-деловые, жилые, производственные и так далее.

Это естественно, ведь во всех этих зонах должны быть улицы.

Однако при обращении к ГрК всплывает еще одно противоречие в понятиях: территориальными зонами названы зоны, для которых устанавливаются градостроительные регламенты, а ч. 4 ст. 36 ГрК устанавливает, что на участки в рамках территорий общего пользования градостроительные регламенты не действуют. То есть по ГрК общественные земли не входят ни в какие территориальные зоны.

На нашем сайте вы найдете много материалов, рассказывающих о праве пользования ЗУ, и не только теми, которые являются землями общего пользования. Из них вы узнаете:

  • В каком случае требуется оформление государственного акта?
  • Кому дается и что означает право безвозмездного пользование ЗУ и в чем особенность такого срочного пользования?
  • Что значит право на постоянное бессрочное использование участка и как быть, если оно прекращено?
  • Что означает разрешенное использование ЗУ и что подразумевают под использованием ЗУ не по целевому назначению?
  • В чем особенности использования земель сельскохозяйственного назначения?

Порядок налогообложения

Земли общего пользования, принадлежащие государству, подлежат особенной форме налогообложения:

  1. Если надел предоставляется в аренду, с сохранением права общего пользования, то налог платят все пользователи. Если права этого нет, то оплату производит арендатор.
  2. Если участок не сдан в аренду или бессрочное пользование, то земельный налог заменяется налогом по назначению и цели использования на всех потенциальных пользователей. Например, проезжая дорога, налогоплательщики оплачивают транспортный налог за использование дороги.
  3. Земли принадлежащие товариществам облагаются налогом, который оплачивают все долевые собственники совместно либо по указанным частям.
  4. Режим налогообложения считается особым — это обусловливается статусом территории, ее целевым назначением и возможными вариантами использования.

Именно по причине общественного положения использовать классическую форму налогообложения для сферы фискальных правоотношений для таких земель невозможно, так как территория располагается в постоянной собственности государства.

Сумма налогообложения разделяется пропорционально на всех граждан-пользователей.

Содержание права общего пользования землей

ГК РФ указывает на две составляющих права пользования землями общего пользования:

  • возможность пребывания на таких участках;
  • возможность сбора имеющихся природных объектов.

Однако эти правомочия могут ограничиваться нормативными актами или решением собственника, то есть публичного образования.

СПРАВКА: Проход по улицам, проезд по автомобильным дорогам, отдых на лавочке в парке – это реализация рассматриваемого права общего пользования земельными участками. А платный вход в парк, платная автодорога, перекрытое движение по улицам и площадям – это возможные ограничения, которые устанавливает собственник.

В теории все кажется понятным, но любое гражданское право проявляет себя в возможности его судебной защиты. А при попытке защитить рассматриваемое правомочие от посягательств других лиц человек может столкнуться с тем, что его не признают надлежащим истцом.

Например, если на улице установлен торговый киоск, пешеход, которому этот киоск мешает, вряд ли сможет обратиться в суд с иском о демонтаже торгового павильона, так как не сможет представить доказательств наличия у него того субъективного права, которое нарушено.

За незаконную торговлю привлекут только к административной ответственности из-за нарушения правил получения разрешения на торговлю и самовольного занятия земли.

Прохожий же не сможет отстоять свои интересы в судебном порядке. Немаловажен и еще один юридический аспект. Некоторые специалисты приписывают конструкции общего пользования землями не гражданско-правовую, а эколого-правовую природу. То есть это правомочие признается разновидностью права природопользования, а не самостоятельным вещным правом.

Объекты и субъекты использования земель общего пользования

В отношении объектов права важно определиться, требуется ли их кадастровый учет или объектами могут выступать любые публичные земли. И ГК, и ЗК говорят об индивидуально-определенных вещах – участках, которые должны иметь границы, сформированные в ходе межевания.

ВАЖНО! Закон о кадастровой деятельности отвечает утвердительно на вопрос о том, должна ли дорожная сеть и остальные подобные элементы городской планировки быть зарегистрированы в качестве публичной собственности. В ходе комплексных кадастровых работ проводится формирование участков, занятых этими объектами, их межевание и постановка на кадастровый учет.

В то же время, если учитывать эколого-правовой характер общего пользования землей, то объектами могут выступать любые земли, не важно, зарегистрированы ли они. В этом есть своя логика, потому что при прогулках по городским территориям или сельским просторам мы не совершаем никакого распоряжения землями, поэтому регистрация не играет здесь никакой роли.

Субъектами права вступают только граждане, а не другие участники гражданского оборота – юридическим лицам такая возможность не предоставляется, что связано с самим характером рассматриваемых правоотношений.

Статья 262 ГК: сфера действия

Комментарии к ч. 1 ст. 262 ГК сходятся в более широком толковании понятия земельных участков общего пользования, чем приведенное в статье 85 ЗК.

ГК очевидно включает в число таких земель и лесные угодья, которые не регулируются ЗК.

Комментаторы приводят ссылки на ст. 11 Лесного кодекса, которая позволяет свободно находиться в лесах и собирать там не древесные ресурсы.

Особое внимание комментаторов уделяется пределам осуществления права. Публичное образование не может ограничивать доступ на участок произвольно. Различные законы содержат ограничения разной степени конкретики. Так, в Лесном кодексе запрещается сбор видов, включённых в Красные книги.

СПРАВКА: Ч. 2 ст. 262 содержит норму, не связанную с правом общего пользования на землю. В ней говорится о праве прохода через чужой участок, если он не огорожен.

Аренда: противоречивая практика

Статья 85 ЗК содержит запрет на приватизацию земли общего пользования. Арбитражные суды трактуют эту норму по-разному:

  • одни пишут, что аренда таких земель недопустима в силу запрета приватизации (ФАС СЗО, СКО, Дальневосточного округа);
  • другие считают, что нельзя передавать их в частную собственность, а в аренду не запрещено (ФАС Центрального, Поволжского округа).

Возможность законно поставить киоск на бульваре зависит от региона, в котором находится объект.

Что входит в категорию общественных земельных участков?

Для удовлетворения гражданских потребностей законодательство выделяет особые территории для общего пользования. Статус земли позволяет гражданам находиться на ней на законных основания, позволяет свободно использовать располагающиеся на ней объекты и ресурсы.

К земельным участкам, пригодных для публичного свободного использования относятся следующие:

  • улицы;
  • площади населенных пунктов;
  • набережные;
  • скверы и бульвары;
  • общественные пляжи, водные объекты и парки;
  • проезды и автодороги;
  • общественные парковки, автобусные остановки и прочее.

Граждане в соответствии с земельным законодательством и правовым режимом имеют возможность использовать данные территории, расположенные на них природные и технические объекты.

Земли общего пользования запрещено передавать в индивидуальную собственность. Некоторые объекты могут быть переоформлены во временное использование (сданы в аренду) с учетом того, что новый владелец не будет ограничивать право общественного использования территории (ее первоначального предназначения).

Земли общего пользования в СНТ

Общее имущество в СНТ может быть собственностью самого СНТ или совместной собственностью его членов.

Помимо членов СНТ участки в садоводствах могут иметь люди, не входящие в организацию, – тогда они обязаны платить садоводству за пользование землей общего пользования в СНТ.

Правоустанавливающие документы на общее имущество – документация, которая должна быть у СНТ.

Выделение участков под общие объекты осуществляется в рамках межевания СНТ. На основе него участки должны быть поставлены на учет в Росреестре. Если в СНТ проводятся комплексные кадастровые работы, общие участки также будут сформированы и отражены на карте-плане.

Как мы видим, с общественными землями немало юридических проблем. В разных законах в это понятие вкладывается различный смысл. Неоднозначен запрет на приватизацию – суды по-разному трактуют возможность их передачи в аренду. В любом случае, понятно, что на эти участки должна быть зарегистрирована публичная собственность. Иначе дело обстоит с общим имуществом СНТ – там общая земля закрепляется за СНТ и право использования земель для садоводства бесплатно для членов садоводства и платно для тех, кто не входит в объединение.

Как и куда подать заявление?

Подача заявления на предоставление земель общего использования осуществляется в уполномоченных административных органах власти (согласно статье 39.2 ЗК РФ).

Заявление подается несколькими способами:

  1. личное посещение;
  2. передача пакета документов через МФЦ;
  3. передача документов заказным письмом почтой.

В ситуации с землей общего использования предпочтительнее посетить администрацию самостоятельно. Госслужащие проконсультируют о необходимых документах, просчитают шансы на получение положительного результата.

Для совершения льготной сделки предоставления земель потребуются следующие документы:

  • удостоверение личности заявителя;
  • документ, который обосновывает принадлежность заявителя к льготной категории граждан;
  • документы на постройку (при наличии объекта на участке);
  • межевые документы, если заявитель пользуется им;
  • кадастровый паспорт или выписка на землю.

Для каждого документа делается копия. Подробнее о перечне необходимых документов для каждой категории граждан-заявителей можно узнать в приемной администрации или на официальном сайте многофункционального центра.

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

Оформление заявления на аренду

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Арендное соглашение заключает с администрацией в течение 14 рабочих дней. Срок рассмотрения заявки на безвозмездное предоставление надела льготным категориям граждан составляет до 30 рабочих дней.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]