Контроль состава и свойств сточных вод 2021: изучаем новые правила


Что изменилось?

Специалисты называют поправки, дополнения и новые условия контроля масштабными и кардинальными. Порядок проведения контрольных мероприятий и нормативы состава сточных вод дополнились семью нововведениями:

  1. Установлена периодичность плановых контрольных проверок — они должны проводиться ежемесячно, а не ежеквартально, как было раньше.
  2. Введен визуальный контроль сточных вод — осмотр и проверка наличия посторонних материалов, веществ или отходов в сбрасываемых водах. Их наличие проверяется без взятия проб на анализ, если они визуально замечены специалистом. Для того чтобы определить состав стоков, у водопроводно-коммунальной организации должно быть в наличии специальное оборудование.
  3. Регламентировано использование автоматических устройств для проведения исследований забранной воды.
  4. Уточнены условия забора проб.
  5. Для специалистов представлены конкретные методы и регламенты исследований взятой на пробы сточной воды.
  6. За стоками транзитных организаций будут следить в усиленном режиме. Также ужесточен контроль за системами стоков, не подключенных к центральной магистрали водоотведения.
  7. Подробно разъяснены основания для контроля сточных вод. Обязательно должны проводиться внеплановые проверки в следующих случаях:
      аварийные происшествия;
  8. угроза аварийных ситуаций, при которой допустимые нормы загрязнения превышаются;
  9. отсутствие доступа специалистов проверяющих органов к колодцам.

Что нужно знать о нормативах состава сточных вод?

Порядок установления нормативов состава сточных вод регламентирует глава XIII Правил. В ней прописаны нормы стоков, алгоритм контроля за соблюдением норм и перечень лиц, ответственных за проведение контрольных мероприятий.

  1. Нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей ЦСВ установлены нормативы допустимых сбросов, а также технологические нормативы.
  2. Расчет норм возложен на водопроводно-коммунальные предприятия, действующие на территории. Для точности подсчетов предложена специальная формула, которая включена в содержание документа.
  3. Нормативы состава сточных вод утверждают муниципалитеты или региональные правительства.
  4. Для бытовой и ливневой канализаций установлены технологически нормируемые вещества и элементы.

Как исчисляется плата за сброс сверх нормативов?

Вопрос платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод регламентирует глава XV документа.

  1. Размер платежей за сброс сверх нормативов состава сточных вод базируется на тарифах платы за негативное воздействие на окружающую среду, к которым могут применяться уточняющие коэффициентов.
  2. Выплату всеми пользователями компенсаций за принесенный вред централизованной системе водоотведения, если конкретный виновник не установлен.

Правила устанавливают размеры штрафов за различные виды нарушений. Но окончательного варианта еще нет. Документ продолжает дополняться новой информацией.

Водоотведение через ЦСВ: кто очищает сточные воды перед сбросом, тот и отвечает за их качество

Абоненты зачастую сбрасывают в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ) сточные воды ненормативного качества. Как следствие, организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) вынуждена сбрасывать в водные объекты сточные воды с нарушением нормативов допустимых сбросов. Кто отвечает за конечное загрязнение водного объекта?

Организация ВКХ не является источником образования сточных вод, которые принимаются в ЦСВ, поскольку:

1) загрязненные сточные воды образуют абоненты ЦСВ;

2) организация ВКХ обращается с поступающими в ЦСВ сточными водами, качество которых, по большому счету, изначально не зависит от самой организации ВКХ;

3) мощность очистных сооружений ЦСВ всегда ограничена, следовательно, качество сбрасываемых в ЦСВ сточных вод напрямую влияет на качество сточных вод, сбрасываемых организацией ВКХ в водный объект.

Кстати

Если бы ситуация обстояла иначе и организации ВКХ гипотетически могли обеспечивать требуемую очистку сточных вод вне зависимости от их исходного качества, то не существовало бы: • нормативов водоотведения по составу сточных вод/нормативов состава сточных вод; • требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ; • платы абонентов за сверхнормативный сброс; • платы абонентов за негативное воздействие на ЦСВ.

Учитывая пределы возможностей очистных сооружений и то обстоятельство, что абоненты зачастую сбрасывают в ЦСВ сточные воды ненормативного качества, весьма распространена следующая проблема: организации ВКХ сбрасывают в водные объекты сточные воды с нарушением нормативов допустимых сбросов.

В случае если абоненты сбрасывают в ЦСВ сточные воды, качество которых не соответствует установленным требованиям (это может быть и превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод/нормативов состава сточных вод, и нарушение требований, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения), это затрагивает и нарушает интересы организации ВКХ.

Какие интересы организации ВКХ могут быть нарушены? Прежде всего экономические (хотя велика вероятность наступления для организации ВКХ негативных административно-правовых последствий).

В пределах рассматриваемой темы экономическими интересами организации ВКХ будут являться интересы, связанные с отсутствием необходимости:

• нести затраты на ликвидацию последствий негативного воздействия сточных вод на объекты ЦСВ;

• вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) в «сверхлимитном» размере;

• возмещать вред, причиненный окружающей среде (водным объектам).

Для защиты перечисленных экономических интересов организаций ВКХ, а также в целях охраны окружающей среды от негативного воздействия сточных вод, сбрасываемых в водные объекты через ЦСВ, законодателем придуманы специальные механизмы, которые хорошо известны хозяйствующим субъектам.

Механизмы защиты

Первая группа требований, составляющих механизм защиты интересов организации ВКХ, — различные требования к качеству сточных вод.

Далее идут требования о необходимости внесения разных видов платы за нарушение требований к качеству сточных вод.

Также законом предусмотрен компенсационный механизм, возлагающий на абонентов обязанности по возмещению «внештатных издержек» организации ВКХ:

• фактически причиненный ущерб — если сброс сточных вод абонента повлек разрушение конструкций, сооружений и оборудования ЦСВ и нарушение работы очистных сооружений, случившихся в результате допущенных абонентом нарушений;

• дополнительные расходы, связанные с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод (платы за НВОС), — если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и сверхнормативные сбросы сточных вод в водный объект;

• расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного водному объекту, — если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и причинение вреда водному объекту.

Перечень механизмов защиты можно продолжить, но в настоящем материале мы не преследуем цель подробного раскрытия этого вопроса.

Мы лишь пытаемся продемонстрировать следующее:

• организации ВКХ обладают различными инструментами воздействия на абонентов в части регулирования качества сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ;

• закон предполагает, что расходы организации ВКХ, связанные с последствиями сброса в ЦСВ сточных вод ненормативного качества, должны компенсироваться.

Означает ли это, что роль организации ВКХ сводится к минимуму:

• принять сточные воды в ЦСВ;

• проконтролировать их качество;

• очистить, насколько это возможно;

• сбросить в водный объект, не неся ответственность за то, на что организация ВКХ как будто не в силах повлиять?

И организациям ВКХ, и абонентам ЦСВ, и тем более надзорным органам наверняка известно, что это не так. Напомним определение понятия «водоотведение»:

Словарь

Водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием ЦСВ[1].

Организация ВКХ является водопользователем, НВОС которого нормируется и ограничивается разрешительной документацией. А значит, в первую очередь организация ВКХ отвечает за качество сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

Всевозможные механизмы воздействия на абонентов ЦСВ придуманы не только для того, чтобы защитить интересы организации ВКХ, но и в природоохранных целях.

Сегодня в Федеральном законе № 416-ФЗ содержится важное указание:

Извлечение из Федерального закона № 416-ФЗ

Статья 30.2. Исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов […] 4. Средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, используются на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиненного водным объектам, а также в качестве источника финансирования[2] инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Однако процитированная норма вступила в силу 01.01.2019. До указанной даты можно было выводить обязанность организации ВКХ по строительству, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению очистных сооружений лишь из общих требований к охране водных объектов, которые должны соблюдаться любыми водопользователями.

Надо сказать, что требования эти на практике подчас обнаруживали свою несостоятельность (несмотря на весьма императивный характер, как, например, у требований, связанных с установлением лимитов на сбросы только при наличии планов снижения сбросов).

Когда же дело доходит до претензий надзорных органов, адресованных организациям ВКХ по вопросу качества сбрасываемых сточных вод, возмещения вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод ненормативного качества, нередко ключевым аргументом в споре организации ВКХ является довод «вины водоканала в нарушении требований к качеству сточных вод и причинении вреда водному объекту нет».

Если точнее и формальнее: отсутствует причинно-следственная связь между действиями организации ВКХ и наступившими в результате последствиями в виде ухудшения качества воды в водном объекте.

Логика основана, в частности, на том, что качество сточных вод не совсем подвластно организации, осуществляющей водоотведение; качество сточных вод — в первую очередь дело рук абонентов (в совокупности и по отдельности). Следовательно, организация ВКХ не должна нести ответственность за причинение вреда водному объекту.

Многие арбитражные суды считают иначе, указывая, что организации, осуществляющие водоотведение, должны обеспечивать очистку сточных вод, а также должны совершенствовать системы очистных сооружений — на то они и организации ВКХ.

Рассмотрим в качестве примера одно из дел.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.11.2019 по делу № А51-8049/2018

Во время проверки, проведенной в отношении водоканала, орган госэконадзора обнаружил, что сточные воды, принимаемые от абонентов и сбрасываемые в водный объект, содержат загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные требования.

Сброс сточных вод в водный объект приводит к нарушению нормативов качества вод в водных объектах рыбохозяйственного значения.

Водоканал, в числе прочего, настаивал на отсутствии причинно-следственной связи между его действиями и наступившими в результате последствиями в виде ухудшения качества воды в водном объекте.

Однако арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций постановили:

1) факт причинения водному объекту вреда именно водоканалом доказан самим фактом сброса сточных вод в водный объект с превышением ПДК;

2) действия водоканала носят противоправный характер;

3) имеется причинно-следственная связь между неправомерными действиями водоканала и причиненным вредом водному объекту.

Интересно, как арбитражные суды объяснили наличие причинно-следственной связи, а также вины организации ВКХ в причинении вреда водному объекту:

Суд апелляционной инстанции отметил, что предприятие, зная о реальных последствиях и фактическом негативном воздействии на окружающую среду своей хозяйственной деятельности, халатно бездействует, не предпринимая реальных действий для устранения нарушения природоохранного законодательства.

Почвой для этого вывода, на наш взгляд, послужил один из доводов надзорного органа:

[Предприятие — прим. автора] на протяжении 9 лет, взимая плату с абонентов за предоставление услуг водоотведения, не производит очистку принятых сточных вод, не проводит мероприятия, направленные на нейтрализацию негативного воздействия на окружающую среду. Зная о реальных последствиях и фактическом негативном воздействии на окружающую среду своей хозяйственной деятельности, халатно бездействует, не предпринимая реальных шагов и действий для устранения нарушения природоохранного законодательства.

Таким образом, и надзорный орган, и арбитражные суды фактически признали организацию ВКХ виновной в том, что она ненадлежащим образом выполняет возложенные на нее функции по водоотведению: прием, транспортировка и, обязательно, очистка сточных вод.

[1] Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 25.12.2018; далее — Федеральный закон № 416-ФЗ).

[2] Здесь и далее выделено автором.

Цель нововведений

Целью внесения изменений в Правила водоснабжения и водоотведения — 2021 является улучшение экологической обстановки.

Так, по Федеральному законодательству, пользователи, превысившие в течение года более двух раз норму сброса по одному и тому же загрязняющему веществу, либо однократно в 3 раза превысившие этот норматив, должны разработать программу, реализация которой позволит снизить вредные сбросы. Затраты на ее выполнение будут вычтены из их оплаты за сверхнормативные сбросы.

Нормативы потребления

Отопление и горячее водоснабжение

На основании постановления Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий” действует норматив на теплоснабжение:

1. Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений: 0,016 Гкал/кв. м

2. Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды: 0,294 Гкал/чел.

Водоснабжение и водоотведение

Согласно постановления Правительства Москвы от 28 июля 1998 г. N 566 “О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве – действует норматив на водоснабжение и водоотведение:

Категория Водоотведение

(куб. м на 1 человека в месяц)

Холодная вода

(куб. м на 1 человека в месяц)

Горячая вода

(куб. м на 1 человека в месяц)

Жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением 11,68 6,935 4,745
Жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с многоточечными газовыми нагревателями 9,86 9,86
Жилые дома, оборудованные канализацией, водопроводом с газовыми нагревателями у ванн 9,49 9,49
Жилые дома гостиничного типа, оборудованные водопроводом, газом и горячим водоснабжением 7,31 4,386 2,924
Жилые дома с водопроводом, канализацией, без ванн, с газопроводом 4,57 4,57
Жилые дома с водопользованием из водозаборных колонок 1,83 1,83

Электроэнергия

Согласно постановления Правительства Москвы от 20 декабря 1994 г. N 1161 “О переходе ко второму этапу реформы системы оплаты жилищно-коммунальных услуг» в г.Москве действует норматив потребления электроэнергии:

Для одиноких граждан, проживающих в квартире, оборудованной газовой плитой 50 кВтч/чел. – в месяц
Для одиноких граждан, проживающих в квартире, оборудованной электрической плитой 80 кВтч/чел. – в месяц
Для семей, проживающих в квартире, оборудованной газовой плитой 45 кВтч/чел. – в месяц
Для семей, проживающих в квартире, оборудованной электрической плитой 70 кВтч/чел. – в месяц

Газоснабжение

На основании Постановлениея Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий” в Москве действует следующий норматив потребления газа:

При наличии в квартире газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения 8,3 куб.м/чел в месяц
При наличии в квартире газовой плиты и газового водонагревателя (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) 20,8 куб.м/чел в месяц
При наличии в квартире газовой плиты и отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя 10,4 куб.м/чел в месяц

Оплата по нормативу за отопление производится в том случае, если в доме не установлен общедомовой счетчик тепла. Оплата электроэнергии, водоснабжения, водоотведения и газа производится по установленным нормам, если не установлен индивидуальный прибор учета. При этом необходимо также учитывать то, что согласно постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2013 № 344, в случае отсутствия у потребителей приборов учета (коллективных или индивидуальных), при наличии технической возможности их установки, к нормативам потребления коммунальных услуг в жилых помещениях будут применяться повышающие коэффициенты.

  • С 1 января по 30 июня 2015 г. – 1,1.
  • С 1 июля по 31 декабря 2015 г. – 1,2.
  • С 1 января по 30 июня 2021 г. – 1,4.
  • С 1 июля по 31 декабря 2021 г. – 1,5.
  • С 2021 г. – 1,6.

Рекомендуем

Водоснабжение и водоотведение в 2021 году. Новые экологические нормы и требования. Контроль сточных вод. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

Эксперты-практики дадут рекомендации по снижению и предупреждению антимонопольных рисков, подготовке к получению комплексного экологического разрешения в 2021 году, правилам установления временно разрешенных сбросов, расчету платежей за негативное воздействие на ЦСВ, реализации мероприятий по снижению сбросов с целью уменьшения абонентской платы, другим актуальным вопросам в сфере водоснабжения и водоотведения в 2021 году.

Тарифы и нормативы

ГлавнаяВопрос-ответТарифы и нормативы

Нормативы:

1. Распоряжение от 09.12.2014 №162-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг»
2. Распоряжение от 22.05.2017 №63-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории МО»

Тарифы:

— Электроснабжение

1. Распоряжение Комитета по тарифам и ценам Московской области от 17.12.2019 № 373-Р «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2021 год»

— Газоснабжение

1. Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.09.2020 № 149-Р «Об установлении цен на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющими многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах»
2. Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2018 № 392-Р «Об установлении цен на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющими многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах»

— Холодное водоснабжение и водоотведение

1.Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2018 № 370-Р «О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области».
2. Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2018 № 372-Р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2019-2021 годы».

3. Распоряжение Мособлкомцен от 10.03.2017 N 10-Р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения для организации водопроводно-канализационного хозяйства и тарифа на горячую воду для организации, осуществляющей горячее водоснабжение, на 2021 год».

4. Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2018 № 373-Р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2019-2023 годы»

5. Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2018 №371-Р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2021 год».

— Горячее водоснабжение

Распоряжение Комитета по тарифам и ценам Московской области от 20.12.2019 № 438-Р «Об установлении тарифов на горячую воду на 2020 год»
Распоряжение Комитета по тарифам и ценам Московской области от 18 июня 2021 г. N 93-Р «Об установлении тарифов на горячую воду на 2020 год»

1. Распоряжение Мособлкомцен от 31.07.2017 N 150-Р «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тарифов на горячую воду для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, на 2021 год» и внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2016 N 207-Р «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тарифов на горячую воду для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, на 2021 год» и внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2016 N 207-Р «Об установлении тарифов на горячую воду на 2021 год»

2. Распоряжение Мособлкомцен от 25.08.2017 N 180-Р «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тарифов на горячую воду для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, на 2021 год и внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области»

3. Распоряжение Мособлкомцен от 14.08.2017 N 163-Р «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тарифов на горячую воду для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, на 2021 год и внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области»

4. Распоряжение Мособлкомцен от 20.06.2017 N 101-Р «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тарифов на горячую воду для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, на 2021 год и внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области»

5. Распоряжение Мособлкомцен от 31.03.2017 N 38-Р «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тарифов на горячую воду для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, на 2021 год и внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 161-Р» 6. Распоряжение Мособлкомцен от 24.03.2017 N 25-Р «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тарифов на горячую воду для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, на 2021 год и внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области»

7. Распоряжение Мособлкомцен от 18.05.2017 N 61-Р «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для АО «ЮИТ Московия» и тарифов на горячую воду для МП «Звенигородские инженерные сети» на 2021 год».

8. Распоряжение Мособлкомцен от 10.03.2017 N 10-Р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения для организации водопроводно-канализационного хозяйства и тарифа на горячую воду для организации, осуществляющей горячее водоснабжение, на 2021 год»

— Теплоснабжение

1. Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2018 № 364-Р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 № 210-Р Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2017-2019 годы»
2. Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2018 № 365-Р «О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области»

4. Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2018 № 367-Р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения»

5. Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2018 № 368-Р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2019-2021 годы»

Взнос на капитальный ремонт

1. Постановление Правительства Московской области от 10 сентября 2019 г. N 598/31 О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ВЗНОСА НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2021 ГОД

Отходы производства и потребления

1. Распоряжение Комитета по тарифам и ценам Московской области от 20.12.2019 №403 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]