Государственный кадастровый учет объектов недвижимости в 2021 году, особенности

Земля, дома, сооружения, одним словом, недвижимость. Сколько же недвижимость, бедная испытала и вытерпела изменений на собственной шкуре, буквально за несколько последних лет. То ставим на учет, то не ставим, то готовим документы, то не готовим, то разрешения получаем, то уведомления, то запугиваем прекращением дачной амнистии, то снова ее продляем – и так до бесконечности.

Разбираемся, какие особенности государственного кадастрового учета объектов недвижимости ждут нас в 2021 году?

Кадастровый учет 2021 года

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости в 2021 году ведется с учетом прошлогодних поправок законодательства. Что же поменялось и как теперь будет проходить государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости?

Для ответа на поставленный вопрос поделим недвижимость на виды и разберем кадастровый учет объектов недвижимости в 2021 году с учетом этих видов:

  • Кадастровый учет земельных участков (участки частников, земли общего пользования, муниципальные земли)
  • Кадастровый учет имущественных недвижимых объектов (зданий, жилых домов, садовых домов, гаражей, помещений, сооружений)

Государственный кадастровый учет земельных участков в 2021 году

Новинки законодательства коснулись следующих аспектов:

Проведение комплексных кадастровых работ

Особенности кадастрового учета при проведении комплексных кадастровых работ связаны со вступлением в силу с 16.09.2019 закона 150-ФЗ. В 2021 году появилась возможность проводить комплексные кадастровые работы без проекта межевания территории, в отношении земель предназначенных для садоводства; ставить на учет недвижимость на основании правоустанавливающих документов, которые были выданы до появления закона о регистрации в 1997 г. Таким образом, порядок организации комплексных кадастровых работ упростился. (Более подробно читайте в статьях: «Новый порядок согласования границ и оформления участка с 16.09.2019 года», «Комплексные кадастровые работы – как, где, и для чего проводятся»

Межевание земель общего пользования СНТ

Подробности в статье: «Межевание земель общего пользования в СНТ в 2021 году по закону 217-ФЗ от 01.01.19»

Особенности кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами в 2021 году, после принятия закона 267-ФЗ от 02.08.2019

В 2021 году органы местной власти обязаны проводить работы по межеванию и ставить земли на кадастровый учет независимо от того, обращаются ли собственники многоквартирных помещений за этим или нет. Обязанность не только четко вменена, но и конкретизирована. Межевать земли под многоквартирными домами должны в приоритетном порядке в ходе выполнения комплексных кадастровых работ. (Подробнее в статье: «Межевание земельного участка под многоквартирным домом – порядок подготовки проекта в 2021 году с учетом нового закона 267-ФЗ»

Дачная амнистия — о продлении до 1 марта 2022 года бесплатного оформления садоводами земельных участков в собственность

Члены СНТ, которые не успели бесплатно приобрести «свой» участок, находящийся в публичной собственности, могут это сделать до 1 марта 2022 года (срок ранее устанавливался до 31 декабря 2020 года – по истечении срока, приобретение возможно только после проведения торгов).

В каком виде можно получить сведения из ГКН?

В зависимости от ситуации: покупка дома или его продажа, разрешение споров с соседями по поводу границ участка и т.д., могут понадобиться те или иные данные об объекте. В связи с этим, ГКН предоставляет возможность получить информацию в нескольких видах, каждый из которых отличается объемом данных и их приватностью.

Кадастровый паспорт

Является основным документом, отражающим данные об объекте. Юридическая значимость паспорта заключается в том, что при его отсутствии проводить сделки с недвижимостью невозможно. Т.е.паспорт является одним из обязательных документов, предоставляемых для регистрации перехода права собственности на объект.

Содержит данные по формам В1-В4:

  1. Кадастровый номер объекта. Номер уникальный и в нем заложена основная и главная информация об участке, доме или квартире. Основой для формирования номера являются кадастровые данные: регион, район и квартал местонахождения недвижимого имущества (адрес).
  2. Информация о размерах (площади);
  3. Материал, из которого изготовлено здание/квартира;
  4. Год возведения;
  5. Кадастровая стоимость.

Структурировав данные по формам, можно их представить в виде таблицы:

№ п/пНомер формыСодержание
123
2В.1Данные об объекте, заложенные в его номере – адрес и категория земли, а также информация о собственнике, стоимости, площади и т.д.
3В.2План объекта со схемой, если было проведено межевание. В ином случае данных по форме В.2. не будет.
4В.3Сведения об ограничениях, связанных с использованием объекта. К примеру, для земельных участков, наличие ограничений связанных с нахождением объекта в заповедной зоне, водоохранной и др.
5В.4
  • Стоит отметить, что паспорт имеют только те объекты, которые были поставлены на учет в органе государственной регистрации — в отделении Росреестра по месту нахождения объекта. В противном случае, при обращении, объект сначала ставится на учет, а затем составляется его кадастровый паспорт.

Поправками в законодательство предусмотрено обязательное внесение в паспорт данных о границах территории для участков. Без указанной информации совершать какие-либо манипуляции с участком, связанные с его продажей будет невозможно. Данная поправка вступит в действие с 2018 года. Для этого, с 2015 года, Росреестром проводится тотальная ревизия границ.

Кадастровая выписка

Формируется на основании данных, указанных в информационной базе ГНК. Грубо говоря – дублирует информацию, указанную в паспорте. Однако выписка содержит полные данные об объекте. Перечень необходимой к предоставлению информации формируется заказчиком самостоятельно.

  • Информация выписки необходима для проведения межевальных работ, а также для уточнения границ участка при спорах.

Информация в выписке предоставляется по формам КВ.1-КВ.6.

Структурировав данные по формам, можно их представить в виде таблицы:

№ п/пНомер формыСодержание
123
2КВ.1Данные В.1 паспорта
3КВ.2Данные В.2 паспорта
4КВ.3Данные о внутренних границах участка, если он разделен. Заполняется в случае, если было проведено межевание. В ином — данных по форме КВ.3 — КВ. не будет.
5КВ.4
6КВ.5Данные о границах участка, а также основная информация о соседних: номера, информация о владельцах и т.д.
7КВ.6Данные о поворотных точках границы по двойной системе координат.

Основное предназначение выписки – информативное.

  • Доступна к получению даже по тем категориям объектов, которые не поставлены на учет в Росреестре. Однако в таком случае выписка будет содержать информацию лишь о местоположении участка и его границах, а также факт того, что объект на учете не состоит.

Кадастровый план территории

Содержит информацию об участке, а также объектах, расположенных на нем. Т.е. это формы В.2. и КВ.2. паспорта и выписки.

В основном, используется инженерами для проведения кадастровых и межевальных работы, в связи с этим, особую значимость для иных категорий лиц не несет.

  • Юридическая значимость плана территории заключается в том, что без него невозможно оформить право собственности на землю или объект, а также поставить его на кадастровый учет.

План отражает до мельчайших деталей все объекты, находящиеся на описываемой территории. Необходимый атрибут – изображение, с четко отраженной границей участка.

Информация в выписке предоставляется по формам КВ.1-КВ.6.

Структурировав данные по формам, можно их представить в виде таблицы:

№ п/пНомер формыСодержание
123
2КВ.1Данные В.1 паспорта
3КВ.2Данные В.2 паспорта
4КВ.3Данные В.2-В.4 паспорта
5КВ.4Подробная схема каждой части участка крупным планом.
6КВ.5Данные КВ.5 выписки
7КВ.6Данные КВ.6 выписки

Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости

Оформленный по образцу документ, отражающих стоимость объекта.

  • В первую очередь кадастровый номер содержит стоимость объекта. Так как в номере отражена информация о регионе, районе и квартале, на территории, на которой имущество расположено. Это крайне важная информация при покупке участка или загородного дома, так как плодородность почв напрямую зависит от места их расположения.

Справка выдается на каждый из объектов отдельно. Т.е. если на участке находится дом, то справка на сам участок и находящийся на нем дом будет составлена отдельно.

Данные о стоимости объекта обновляются каждые 5 лет. Однако в юридических сделах принимаются справки, срок которых не превышает 1 года.

Копии документов, на основании которых сведения были внесены в ГКН

Таковыми могут быть:

  • технический или межевой план,
  • постановление администрации, на основани которого произведено изменение разрешённого вида использования земельного участка
  • документ, подтверждающий правомерность изменения назначения помещения или здания,
  • документ со сведениями о собственнике или адресе объекта недвижимости и др.

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости – домов, зданий, сооружений в 2021 году

Основным нововведением 2021 года была замена разрешительного порядка оформления документации на уведомительный. По сути, поменялся вид документов и порядок их получения. Если ранее на строительство дома требовалось получить разрешение, то в 2020 получали уведомление о соответствии строительства установленным параметрам. Однако, в 2021 году получение уведомлений вовсе не требуется (подробности здесь).

В 2021 году, после 1 марта, получение такого уведомления касалось всех домов, в том числе находящихся на территории садоводства. Однако, с принятием 267-ФЗ с 4 августа 2021 года и до 01 марта 2021 года уведомления на дома, расположенные на территории СНТ получать не было необходимости. Регистрация была возможна в декларативном порядке – по упрощенной системе.

Кроме того, упрощенная система продлена до 2026 года с Принятием в декабре 2021 нового закона о дачной амнистии. Теперь упрощенно можно оформлять даже дома, находящиеся в границах населенных пунктов и предназначенные для ИЖС и ЛПХ.

Госорганы тем самым надеются на пополнение казны, за счет новой волны в 2021 году государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, расположенной не только в дачных товариществах, но и в деревнях и городах.

Как будет проходить государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости 2021

По прогнозам земельных юристов глобальных изменений законодательства в отношении государственного кадастрового учета объектов недвижимости не ожидается. Основная волна таких изменений пришлась на 2021 — конец 2021 года. Но поправки обязательно будут – без них никак.

Вывод очевиден. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости в 2021 году претерпел ряд изменений и продолжает преобразовываться. В Госдуму постоянно вносятся законопроекты, влияющие в части или в общем на кадастровый учет, а значит на поведенческий фактор граждан и госорганов. Когда меняется одна норма, затрагивается другой пласт законодательства. И механизм, итак, не особо налаженный, дает сбой. Его латают и корректируют путем внесения изменений и принятия новых законов.

Кроме того, на особенности кадастрового учета влияет и технологический прорыв в сфере передовых нововведений в геодезии и картографии. Переход на новое оборудование и цифровые технологии в скором времени устранит бумажную волокиту, но навряд ли обычным гражданам это поможет, ведь придется разбираться в электронных услугах, от которых, итак, голова идет кругом.

Чтобы найти проверенного специалиста в области геодезии и кадастра в вашем регионе не выходя из дома, воспользуйтесь современным онлайн сервисом — каталог исполнителей геодезических и кадастровых работ.

Аналитика Публикации

Действующее законодательство, предусматривающее детальное регулирование порядка образования земельных участков, не регламентирует механизм образования объектов капитального строительства из уже существующих объектов. В связи с этим на практике возникает значительное количество споров относительно того, в каком порядке должны проводиться учетно-регистрационные действия при образовании таких объектов, в частности при разделе или объединении исходных объектов капитального строительства.

В настоящей статье остановимся на отдельных аспектах правового регулирования кадастрового учета объектов недвижимости при их образовании, вопросах правоприменительной практики и законодательных инициативах.

Образование путем реконструкции

Для вовлечения объекта в гражданский оборот как самостоятельного объекта недвижимости необходимо осуществление его кадастрового учета, который подтверждает существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при образовании объектов капитального строительства кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. При этом в силу п. 2 ст. 14, положений ст. 41 Закона № 218‑ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образованный объект капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический план объекта, прилагаемый к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, и иные предусмотренные законом документы (в частности, соглашение о разделе объекта недвижимости – при разделе объекта, находящегося в общей собственности нескольких лиц).

Таким образом, основным документом, необходимым для совершения учетно-регистрационных действий в отношении образованного объекта, является разрешение на ввод в эксплуатацию, получаемое в результате выполнения строительных работ (реконструкции объекта) и отражающее произведенные изменения его основных характеристик.

Изложенный вывод согласуется с позицией Росреестра. Росреестр разъясняет, что объекты капитального строительства не могут быть образованы в результате раздела исходного объекта без проведения его реконструкции. Для кадастрового учета и регистрации прав на объект, образованный из единого исходного объекта капитального строительства, необходимо представить разрешение на ввод в эксплуатацию, подтверждающее, что образованный объект соответствует установленным градостроительным требованиям и проектной документации.

Изложенная позиция регистрирующего органа поддерживается судами.

Вместе с тем данный подход не учитывает специфику отдельных объектов недвижимости, преобразование которых возможно по иным правилам. Минэкономразвития России выпустило разъяснения относительно возможности раздела отдельных видов объектов капитального строительства для целей кадастрового учета и государственной регистрации прав без осуществления их фактической реконструкции.

Так, согласно позиции Минэкономразвития России, в определенных случаях, если в отношении объекта не требовались и не производились строительные работы по его физическому разделу, учетно-регистрационные действия могут быть осуществлены на основании технического плана, содержащего описание характеристик объекта и подтверждающего, что реконструкция исходного объекта не осуществлялась. В этом случае приложением к техническому плану может быть заключение по итогам проведенного технического обследования образованного объекта, подтверждающее возможность автономной эксплуатации такого объекта, независимо от иных образованных в результате раздела объектов. При этом, согласно указанной позиции Минэкономразвития России, проведение кадастровых работ для целей внесения в ЕГРН сведений об образованных объектах может допускаться только в случае, если исходный объект является делимой вещью.

Кроме того, в практике признается допустимым раздел без проведения реконструкции такого специфического объекта как производственно-технологический комплекс (ПТК) железнодорожного транспорта: выдел автономной части ПТК осуществляется на основании решения собственника комплекса и технического плана.

Необходимо учитывать, что приведенные позиции были сформированы в целях осуществления кадастрового учета в отношении специфических объектов недвижимости – индивидуальных жилых домов (для кадастрового учета и регистрации прав на которые законодательством предусмотрены упрощенные процедуры), автомобильных дорог, разделяемых без фактического ведения строительных работ, а также ПТК железнодорожного транспорта, исторически сформированных как совокупность самостоятельных объектов, для удобства учтенных ранее в качестве единого объекта недвижимости.

В то же время вопрос о возможности применения аналогичного подхода в иных случаях остается дискуссионным. С учетом приведенной выше основной позиции регулирующих органов и судов использование такой аналогии представляется маловероятным. Допустимо ли изменение вида объекта? Особого внимания заслуживает вопрос о том, могут ли в результате преобразования объекта (объектов) капитального строительства образовываться объекты разного вида. Например, могут ли быть образованы из здания в результате раздела здание и сооружение, а также может ли быть изменено назначение исходного объекта?

Согласно разъяснениям контролирующих органов в результате раздела объекта капитального строительства могут быть образованы только объекты того же вида, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости. В то же время существуют разъяснения, подтверждающие, что при образовании объекта в результате его реконструкции может происходить изменение вида данного объекта. Так, например, в результате реконструкции здания (сооружения) может быть образован объект незавершенного строительства.

Отметим также, что Росреестр прямо указывает на невозможность изменения вида объекта в порядке учета изменений его характеристик. Госорган рассматривает в качестве единственно возможного механизма такого изменения исключительно прекращение существования исходного объекта одного вида и образование иного объекта другого вида в результате реконструкции с постановкой нового объекта на кадастровый учет.

Законопроект о порядке образования объектов недвижимости

В целях совершенствования вопросов государственного кадастрового учета и регистрации прав на образуемые объекты недвижимости Минэкономразвития России разработало законопроект, который предусматривает регулирование порядка образования объектов недвижимости, не являющихся земельными участками.

Данным законопроектом устанавливается общий порядок образования объектов недвижимости –вследствие завершения их строительством или вследствие реконструкции объектов. Законопроект предусматривает условия допустимости образования объектов, например условие об обеспечении доступа к образуемым объектам. Кроме того, он закрепляет специальные правила образования отдельных видов объектов. Так, без проведения строительных работ могут быть образованы сооружения – путем раздела или объединения иных сооружений. Законопроект предлагает урегулировать вопросы возникновения и сохранения прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные объекты недвижимости в зданиях, сооружениях, устанавливает требования к соглашениям сособственников об образовании объектов недвижимости, а также случаи образования объектов по решению суда.

Отсутствие должной правовой регламентации образования объектов капитального строительства влечет многочисленные затруднения для собственников объектов недвижимости в пользовании своим имуществом, в связи с чем разработка соответствующего регулирования является давно назревшей необходимостью.

На данный момент не представляется возможным определить, будут ли приняты предлагаемые министерством изменения и если будут, то в какой редакции. Вместе с тем сам факт ведения соответствующей законотворческой работы вселяет надежду на разрешение проблем образования объектов капитального строительства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]