Разграничение балансовой принадлежности сетей
Бесперебойное и качественное обеспечение жителей домов коммунальными услугами возможно при условии надлежащего состояния внутридомовых инженерных коммуникаций и сетей, подводящих ресурс к многоквартирному дому.
Правила № 124, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, в качестве существенного условия договоров, заключаемых УО с РСО, определяют условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания инженерных сетей.
Граница раздела при распределении указанных обязанностей определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон. Акт разграничения имеет большое значение.
Во-первых, в случае аварии, когда дом остался без воды, тепла или света, или подвал заливает канализация, поставщик будет апеллировать к имеющемуся акту раздела границ, а при отсутствии такового – указывать, что аварийные коммуникации ему не принадлежат и он их не обслуживает.
Итог, как правило, один: ТСЖ или управляющая организация вынуждены под массированным нажимом жильцов срочно своими силами устранять аварию. Даже будь они правы, практика показывает, что при наличии не оспоренных ни через прокуратуру, ни через администрацию или ГЖИ актов оперативно решить этот вопрос не получается, а страдают в итоге жильцы дома.
Во-вторых, любые сети необходимо регулярно обслуживать, осуществлять их текущий, а со временем и капитальный ремонт зачастую с полной заменой. Всё это не дешево. При изменении границы балансовой принадлежности указанные расходы в полном объёме будут лежать на ресурсоснабжающей организации, а устранение засоров, текущий и капитальный ремонт сетей станут обязанностью поставщика.
В-третьих, управляющая организация избавляется от обязанности оплачивать нормативные потери на участках сетей, исключаемых из акта разграничения балансовой принадлежности. Особенно это актуально для сетей тепло- и электроснабжения.
При отсутствии актов разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон возникает проблема «бесхозяйных» сетей, что также требует внесения определенности во взаимоотношения с ресурсоснабжающей организацией.
К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях
875721
VI. Изменение границ ответственности
По обоюдному согласию собственника (или собственников) здания и ресурсоснабжающей организации, границы ответственности могут быть изменены. Для этого между хозяевами здания или индивидуального дома (а также ТСЖ или управляющей компании) должен быть составлен новый акт границ раздела. Таким образом, в течение жизни строения границы ответственности могут «двигаться». При наличии общедомового счетчика оборудование подлежит переносу на новую «точку».
Проблемы определения границы эксплуатационной ответственности
Согласно п. 8 Правил № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством России, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Границей же эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, является место соединения ОДПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Но это теория, а на практике всё происходит иначе. В подавляющем большинстве случаев ресурсоснабжающая организация заинтересована прежде всего в сокращении своих издержек и соответственно увеличении прибыли. Поэтому, пользуясь своим доминирующим положением, она старается подписать акт разграничения на максимально выгодных для себя условиях.
Для этого РСО стремится установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности как можно дальше от внешней стены многоквартирного дома. Зачастую акты разграничения, как старые, так и новые, возлагают на управляющие организации или ТСЖ ответственность за участки сетей за пределами МКД.
Ресурсоснабжающие организации, как правило, апеллируют именно к возможности установления иного порядка соглашением сторон, ссылаются на то, что спорные участки у них на балансе не числятся или строились застройщиком исключительно для этого дома и им не передавались. Следовательно, раз акты уже подписаны с отнесением части сетей на управляющую организацию или ТСЖ, то они являются действующими и оснований для изменения границ нет.
Однако здесь РСО лукавят, поскольку соглашение об изменении границ и выносе их за пределы МКД ресурсоснабжающая организация может заключить только с собственниками, а не с управляющей организацией или ТСЖ. В отсутствие решения общего собрания собственников акты разграничения, устанавливающие границу за пределами внешней стены МКД, противоречат закону.
Кто предоставляет коммунальные услуги в спорных домах
99420
I. Граница ответственности в индивидуальном домовладении
Эксплуатация внутридомовых инженерных сетей осуществляется в рамках предоставления жилищной услуги по содержанию и ремонту жилья, в ходе которых эксплуатируется общее имущество в многоквартирном доме. Исходя из этой логики, границей между собственностью ресурсоснабжающей организации и жильца в индивидуальном домовладении является расположенная в примыкающем к дому люке «задвижка» — место, где внутридомовой ввод врезан в сеть коммунального предприятия.
Однако де-юре «задвижка», инфраструктурно разделяющая собственность жильца и ресурсоснабжающего предприятия, одновременно служит и границей ответственности лишь для индивидуальных домов.
Способы решения проблемы
Нашей юридической выработан эффективный механизм приведения актов разграничения в соответствие с требованиями законодательства.
Каким же образом возможно установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей, которая бы максимально отвечала интересам собственников помещений МКД? Мы видим два пути: внесудебный и судебный.
Внесудебный путь гораздо быстрее, проще и дешевле, чем судебный, но есть один нюанс. Необходима «добрая воля» РСО на подписание акта, по которому балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность на все участки сетей, расположенных за внешней стеной многоквартирного жилого дома, закрепляется за ней.
При отсутствии «доброй воли» РСО единственно возможным остаётся судебный путь установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей.
При этом многие управляющие организации, не добившись справедливости во внесудебном порядке, останавливаются и подписывают акт разграничения на условиях, диктуемых ресурсоснабжающей организацией.
Вот несколько причин, по которым управляющие организации так поступают:
- не хотят ссориться с РСО;
- думают, что судиться – дорого и сложно;
- полагают, что судиться с монополистом бесперспективно.
Мы убеждены, что указанные причины надуманны, т.к. «поссориться» с ресурсниками, защищая свои законные права и интересы в судебном порядке невозможно по определению. Наша обширная практика свидетельствует о том, что какие-либо негативные последствия отсутствуют, а преимущества от пересмотра границ очевидны.
Хорошие отношения с РСО зачастую не предоставляют УО каких-либо привилегий: если вы должны – на вас подадут в суд, если вы нарушаете условия договора – никто не станет закрывать на это глаза. При этом никакие хорошие отношения не заставят РСО в случае аварии за пределами МКД оперативно выполнить ремонтные работы, если участок в акте разграничения был включён в зоны вашей ответственности.
Относительно расходов на оплату юридических услуг нужно учитывать, что, согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ, данные издержки будут возмещены за счёт РСО. Это значит, что юридические услуги для УО будут фактически бесплатными, а экономический эффект и польза от изменения границ сетей электро-, тепло- и водоснабжения в будущем компенсируют небольшие дополнительные затраты времени на предоставление копий необходимых документов.
Южный региональный центр поддержки ЖКХ уже на протяжении нескольких лет эффективно решает вопрос по пересмотру актов границ инженерных сетей. Все судебные дела завершаются положительным результатом. С 2021 года предложение ЮРЦП ЖКХ стало доступно для всех регионов РФ.
IV. Основные причины конфликтов вокруг границ ответственности в ЖКХ
▪ В настоящее время отсутствует четкая законодательная определенность, чьей же собственностью являются вводы в многоквартирный дом и кто их должен эксплуатировать.
В результате во многих городах они остаются бесхозными.
▪ Частично противоречащие друг другу постановление Госстроя №9 и Правительства РФ №491 дают повод каждой из спорящих сторон доказывать свою правоту со ссылкой на подзаконные документы.
▪ В некоторых случаях в ходе жилищного строительства за счет дольщиков прокладывается не только внутридомовая, но и уличная инфраструктура. После ввода в эксплуатацию жилья они становятся ее владельцами, поскольку ресурсоснабжающие организации не хотят брать на обслуживание новую инфраструктуру2, 3.
ЦИТАТА
Заместитель министра ЖКХ Ростовской области Юрий Тамбовцев:
«Согласно законодательству, границей ответственности в индивидуальном доме в одних случаях является узел учета, в других — стена строения. Пока мы разбираемся в существующих противоречиях, федеральная антимонопольная служба по Ростовской области выдвинула третью версию. По ее мнению, данной точкой может быть забор домовладения. Над этим юридическим вопросом законодателям еще придется поработать».
VII. Вводы в дом и бесхозные сети
Учитывая, что, несмотря на существующие противоречия в нынешнем законодательстве, более старшие нормативные документы признают границей ответственности стену дома, а ресурсоснабжающие организации обычно имеют в своей собственности инфраструктуру, доходящую до «задвижки» (люка), вводы в дом зачастую оказываются бесхозными. Если ни жильцы (ТСЖ или УК), ни ресурсоснабжающая организация не хотят их обслуживать, эти коммуникации обычно передаются в муниципальную собственность.
В Ростове есть примеры передачи вводов на баланс городу даже в частных домовладениях. Одновременно в городе практикуется и иной вариант — собственники передают эти коммуникации в аренду ресурсоснабжающим предприятиям.
При наличии бесхозных сетей обращаться следует в районную или городскую администрацию. Хотя данный правовой вопрос полностью так и не отрегулирован.
Источники:
- Пп. 8–9 Постановления Правительства РФ от 13. 08. 2006 г. №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».
- Ростов-Дом «В Солнечном – дефицит света и правды».
- Раздел сайта «Спросите у юриста», комментарий №4.