Дети-сироты смогут получить 1,5 млн рублей на покупку жилья


Дети-сироты смогут получить 1,5 млн рублей на покупку жилья

Напомним, сейчас дети-сироты, которым исполнилось 18 лет, должны получить квартиру от государства. По закону, региональные власти обязаны выделить ее из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветной квартиры приходится ждать годами.

— По состоянию на 10 января 2021 года общая численность детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, составляет 279 260 человека, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Из них 191 004 человек, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (от 18 лет и старше).

И это при том, что на обеспечение сирот квартирами регионам каждый год предоставляется федеральная субсидия. Только на 2021 год на эти цели предусмотрено более 7,7 млрд рублей. В 2021 и 2022 — будут такие же суммы.

— Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в жилье, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы их обеспечения, — поясняют авторы законопроекта. — Предлагается выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение выплаты для приобретения в собственность жилого помещения.

Выплата государственных жилищных сертификатов будет составлять примерно 1 487,3 тыс. рублей. Из расчета: 33 кв м. на одного человека. Примерная средняя стоимость квадратного метра — 45 068 рублей. (Это средняя цифра по России за 2021 год по данным Минстроя).

Также законопроект вводит обязанность детей-сирот информировать власти о своем фактическом месте нахождении. Делать это надо будет раз в полгода. Если сроки будут нарушены, дети-сироты могут быть исключены из списка на квартиру, но сохранят право на повторное обращение. Почему потребовалась такая норма? Зачастую местные власти просто не знают, где искать сироту, имеющего право на квартиру. Квартира для него вроде и куплена, но простаивает. И такие случаи происходят на территории 66 регионов РФ.

Что еще устанавливает законопроект? Перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в одной квартире с родителями (которых лишили родительских прав). К таким условиям предлагается отнести случаи, когда эти лица:

— больны хроническим алкоголизмом или наркоманией

— имеют неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления

— имеют или имели судимость, подвергались уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Исключение — лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями

Гарантии детям-сиротам по предоставлению жилых помещений закреплены в Федеральном законе от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам определен Законом Кемеровской области от 27.12.2012 №134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства».

Дети-сироты

— лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Лица, которые достигли возраста 23 лет,

— лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Жилые помещения однократно предоставляются детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений по списку детей-сирот.

В список включаются дети-сироты, достигшие 14 — летнего возраста,

в порядке очередности в зависимости от даты рождения
по тому муниципальному образованию, где они зарегистрированы по месту жительства.
Перечень документов для включения в список

К заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями прилагаются следующие документы:

1. Копия свидетельства о рождении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот.

2. Копия паспорта гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность (военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу), временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта) ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот.

3. Документ, свидетельствующий об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипированным), в случае обращения для включения в список ребенка-сироты, приобретшего полную дееспособность до достижения им возраста 18 лет.

4. Копия страхового номера индивидуального лицевого счета ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот (при наличии).

5. Документ, удостоверяющий личность, или иной документ, удостоверяющий личность (военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу), временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта), или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, законного представителя ребенка-сироты.

6. Копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот.

7. Копия доверенности представителя лица из числа детей-сирот, оформленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

8. Копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя): акт об оставлении ребенка; решение суда о лишении родителей (родителя) родительских прав либо ограничении родителей (родителя) в родительских правах в отношении гражданина; свидетельства (свидетельство) о смерти родителей (родителя); решение суда о признании родителей (родителя) безвестно отсутствующими (отсутствующим); решение суда о признании родителей (родителя) недееспособными (недееспособным); справка органа записи актов гражданского состояния, подтверждающая, что сведения об отце внесены в запись акта о рождении ребенка по заявлению матери ребенка, и иные документы, подтверждающие утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя).

9. Справка об окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершении получения профессионального образования, окончании прохождения военной службы по призыву, окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (при наличии заявлений в письменной форме от детей-сирот, лиц из числа детей-сирот о предоставлении им жилых помещений по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершении получения профессионального образования, окончании прохождения военной службы по призыву, окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях).

10. Акт органа опеки и попечительства об устройстве ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или под опеку (попечительство).

11. Документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются), выданные в порядке, установленном Правительством Кемеровской области — Кузбасса (при наличии).

12. Документы, подтверждающие регистрацию по последнему месту жительства, пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: справка о пребывании в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии). Документы принимаются в течение 3 месяцев с даты выдачи.

13. Копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии).

14. Справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о наличии или отсутствии у гражданина жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации (лица, рожденные до 19.11.98, самостоятельно представляют сведения из органа, осуществлявшего регистрацию права на недвижимое имущество до 19.11.98, о наличии или отсутствии на праве собственности жилого помещения).

15. Правоустанавливающие документы на жилые помещения, где зарегистрировано/было зарегистрировано лицо, в отношении которого решается вопрос о включении в список детей-сирот, в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенных имеющихся у гражданина жилых помещениях (при наличии).

Все документы представляются в копиях с одновременным представлением оригинала. Копия документа после проверки его оригинала заверяется лицом, принимающим документы.

С полным пакетом документов можно обратиться:

1. в комитет по жилищным вопросам администрации города Кемерово по следующим адресам:

  • просп. Советский, 54, приемная граждан, каб. 121, в часы приема: понедельник с 9.00 до 11.00, телефон: 58-40-76, 58-04-16 (прием граждан, зарегистрированных в Центральном и Кировском районах г. Кемерово);
  • г. Кемерово, ул. Карболитовская, 7, каб. № 27, в часы приема: понедельник с 09.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00, телефон: 75-35-47;
  • г. Кемерово, бульв. Строителей, 34, каб. № 17, в часы приема: в часы приема: понедельник с 09.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00, телефон: 51-53-87;
  • г. Кемерово, просп. Шахтеров, 45а, каб. № 11, в часы приема: понедельник с 09.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00, телефон: 64-35-21.

2. МФЦ (многофункциональный центр)

по адресам: ул. Кирова, 41 «а», ул.Рекордная, 2 «в», бульв. Пионерский, стр.3, часы приема: вторник с 09.00 до 20.00, среда – пятница с 09.00 до 19.00, без обеда, суббота с 09.00 до 18.00.

Без отчества

Навести порядок планируется к 2022 году, заявила аудитор Счетной палаты Светлана Орлова в ходе экспертного «круглого стола». Сейчас сама система поддержки детей-сирот порой препятствует им встать на ноги. Выйдя из детского дома, они годами ждут жилья, положенного по закону, и не могут переехать в другой город, чтобы найти работу. «Мы его (сироту. — Прим. ред.) закрепили, и он никуда двинуться не может, иначе потеряет право на жилье. И квартиру не даем годами, и ограничиваем в переезде», — сказала аудитор. Зачастую ожидание жилья длится и длится, когда сироты уже давно получили образование, создали семьи, родили детей.

Такое «крепостное право» действует просто потому, что отслеживать очереди сейчас могут фактически только муниципалитеты, а единой базы в России нет.

Жилье для детей-сирот должны приобретать муниципалитеты, из федерального бюджета на него перечисляются субсидии. Но нового жилья во многих небольших городах попросту нет — застройщикам невыгодно там работать, а вторичное жилье приобретают очень низкого качества. «Муниципалитет отчитывается, что предоставил ребенку жилье, а когда мы выезжаем на место проверить, оказывается там развалившийся дом», — рассказала директор одного из детских домов.

Возможно, где-то не хватает денег. По подсчетам специалистов, дополнительно нужно более 160 миллиардов рублей. Субсидии из федерального бюджета можно было бы увеличить, говорит Орлова.

Но главная проблема не в деньгах, а в организации процесса. Сначала нужно провести полную ревизию системы по всей стране и вместе с этим минимизировать риски. То есть нужны гарантии последующей социализации детей-сирот. Например, предоставлять жилье им нужно там, где они реально смогут найти работу, а не в глухом селе.

В конечном итоге ситуация в каждом регионе зависит от политической воли его руководителя, резюмировали эксперты. Есть регионы, которые сокращают очередь на жилье, а есть те, где сироты ждут квартир десятилетиями.

«Выделить деньги и снова не решить проблему — нельзя. Регионы должны понимать, что они отвечают за предоставление сиротам жилья, а не за использование полученной субсидии», — подчеркнула Орлова.

Первым делом будет создана единая база детей-сирот, нуждающихся в жилье, предполагается также наладить учет и обеспечить сохранность закрепленного за сиротами жилья, рациональнее использовать имеющийся жилой фонд и строить новый.

Затем будут вноситься изменения в законодательство. Например, можно сократить с пяти лет до одного года запрет сиротам распоряжаться предоставленным им жильем. Сейчас из-за этих ограничений в течение пяти лет многие семьи не могут продать свои квартиры и объединить жилплощадь, расширить ее, не могут переехать в другой город. Наблюдать за сиротами и оценивать риски способны муниципальные власти.

Также для тех сирот, которые уже давно ждут своей очереди, может быть введен жилищный сертификат, чтобы они сами подбирали и покупали себе жилье. Сейчас Счетная палата прорабатывает этот механизм. Вводить его можно на добровольной основе по аналогии с материнским капиталом, в первую очередь для тех, у кого уже есть семьи и дети, пояснила Орлова. Использовать такой сертификат сироты смогут на приобретение жилья, на улучшение жилищных условий, в том числе на погашение ипотеки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]