При проведении сделок с недвижимым имуществом нередко приходится обращаться в Росреестр. Не все граждане понимают, что представляет собой данная служба, кому она подчиняется, какие функции выполняет. Полезно знать, что такое Росреестр и чем он занимается. Тогда будет ясно, в каких случаях стоит идти на прием к специалисту подразделения этого ведомства, а в каких – обращаться в другие учреждения.
Месторасположение ведомства
Где располагается Росреестр? Адрес центрального аппарата ведомства, который находится в Москве: ул. Воронцово Поле, 4а. Многие вопросы специалисты Росреестра решают по телефону — для этого работает служба поддержки. Обратившись туда, можно уточнить те или иные сведения о том, где располагается в том или ином регионе Росреестр, адрес соответствующего представительства ведомства в субъекте РФ.
История ведомства
Рассмотрим, как создавался Росреестр (официальное название — Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии).
Можно отметить, что его учреждению предшествовала довольно долгая история развития кадастровых правоотношений в России. В числе самых известных событий, отражающих данные отношения, — осуществление Генерального межевания в соответствии с Манифестом от 19.09.1765 года.
Впоследствии землеустроители Российской империи продолжили решение задач, связанных с разграничением различных земель и владений. В 1907 году был сформирован отдельный Комитет, отвечающий за дела землеустройства. В 1911 году было принято отдельное Положение, регулировавшее данную сферу.
После Революции 1917 года земля в государстве была национализирована. В рамках стратегии последующего социалистического строительства различные категории земель выдавались в пользование граждан и хозяйствующих субъектов. Например, в 1930-е годы значительные территории могли получать сельскохозяйственные артели. Для этого госструктурам приходилось решать задачи по межеванию земель, то есть осуществлять функции, близкие к тем, которые выполняет современная Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.
В послевоенное время советское руководство делало акцент на освоении земель на целине. Данное направление социалистического строительства, опять же, предполагало внедрение и совершенствование подходов в межевании территорий различного назначения.
После перестройки в Россию вернулся институт частной собственности на землю. Появилось большое количество собственников недвижимости — граждан, организаций. Правоотношения с их участием требовали от государства учреждения специального компетентного ведомства, которое бы регулировало порядок действий при заключении сделок с недвижимостью.
Зачем и для чего нужна выписка из ЕГРН
Каждая десятая сделка с недвижимостью совершается с обманом покупателей. Мошенники подделывают документы, продают квартиры в домах под снос или выдают жилье за свою собственность. Единственным документом, который подтверждает личность законного владельца, является выписка из ЕГРН. Получив ее, вы будете знать о всех юридических нюансах, связанных с недвижимостью – историю владельцев, текущего собственника, характеристики жилплощади, обременения, кадастровую стоимость и другое.
6 случаев, когда сделку купли продажи квартиры могут оспорить в суде. Как правильно купить квартиру?
Эта справка может понадобиться не только перед покупкой, но и:
- Перед продажей недвижимого имущества. Она подтвердит то, что вы законно владеете жильем и планируете честную сделку.
- Перед приватизацией недвижимости. Выписка нужна для регистрации и постановки квартиры на учет.
- Перед обращением в суд. Справка пригодится, если вам придется отстаивать права собственности на недвижимое имущество. В ней указывается, у кого было приобретено недвижимое имущество и кто на данный момент им владеет. А это поможет легко выявить истинного наследника и мошенника.
- Перед постановкой в очередь на получение жилья. Это актуально для лиц, столкнувшихся с жилищными проблемами и рассчитывающих на помощь от государства. Выписка докажет, что семья действительно нуждается в увеличении жилплощади.
- Перед дарением или оформлением наследства. Данные из документа помогут корректно передать право владения от предыдущего собственника к новому.
Документ готовится в Росреестре и выдается в бумажном или электронном виде. Срок действия выписки законодательно не ограничен. Орган, который запрашивает справку, сам устанавливает период ее действия. Обычно это 30 дней с момента получения.
Учреждение ведомства
Учреждено рассматриваемое ведомство было в процессе административной реформы в марте 2004 года. Изначально орган именовался Росрегистрацией. В его ведении было решение достаточно широкого круга вопросов. В течение определенного периода в рамках соответствующей ведомственной вертикали функционировал Росреестр объектов недвижимости. В марте 2009 года был завершен период передачи его функций в пользу Росреестра.
Таким образом, постепенно, с учетом особенностей социально-экономического развития страны, власти пришли к учреждению такой структуры, как Росреестр. Что такое землеустройство в современном понимании, что отражает специфику работы ведомства, о котором идет речь?
Прежде всего, данное направление деятельности предполагает детальное исследование компетентными специалистами состояния различных объектов недвижимости, особенно если они имеют значимое хозяйственное назначение. Однако землеустройство — не единственная функция, которую выполняет Росреестр. Что такое работа данного ведомства сегодня?
Она направлена, прежде всего, на формирование единой для всей страны системы кадастрового учета различных сделок по недвижимости, эффективную реализацию норм законодательства в данной сфере правоотношений.
Основные полномочия Росреестра
Основные полномочия, которые имеет Росреестр, следующие:
- ведение общегосударственного реестра прав на недвижимость, кадастра, каталога географических наименований;
- ведение реестра государственного фонда сведений, полученных по итогам землеустройства;
- осуществление надзорных полномочий;
- реализация мониторинга земель — в пределах своей компетенции;
- реализация контроля над землеустройством;
- осуществление экспертизы документации, имеющей отношение к землеустройству.
Что такое выписка на объект недвижимости
Это самые востребованные выписки. Выписку на объект может заказать любой человек или юрлицо, но надо знать точный адрес недвижимости, иначе ее просто не найдут в реестре.
Выписки в отношении объектов тоже бывают нескольких типов.
Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Она содержит подробную информацию о квартире, земельном участке, садовом домике или торговом центре, в том числе:
Подотчетность Росреестра
Рассматриваемое ведомство подотчетно Министерству экономики России. До этого оно подчинялось Министерству юстиции РФ. В своей деятельности орган руководствуется Конституцией России, федеральными источниками права, международными соглашениями, ведомственными актами Минэкономразвития.
Регистрация в Росреестре различных объектов и правоотношений осуществляется через федеральный офис и территориальные структуры. В ряде случаев к работе ведомства подключаются различные подведомственные организации. При необходимости регистрация в Росреестре осуществляется при взаимодействии разных структур власти по вопросам, входящим в сферу их компетенции. Кроме того, деятельность ведомства может быть связана с коммуникациями с муниципальными органами власти, общественными структурами и иными хозяйствующими субъектами.
Правительство наделило Росреестр новыми функциями
Курировать работу службы, согласно распределению обязанностей между заместителями председателя правительства России, будет вице-премьер Виктория Абрамченко. Кроме Росреестра в ведении Виктории Абрамченко находятся Минсельхоз и Минприроды.
Виктория Абрамченко назвала переход полномочий от Минэкономразвития в Росреестр логичным следствием выстраивания прозрачной вертикали управления оборотом земель, которая позволит существенно повысить эффективность их использования.
«Земельные ресурсы — основа управления территорией и база для повышения производительности во всех отраслях экономики. Это пространственный базис для строительства, средство производства для сельского хозяйства. Приоритетная задача правительства сегодня — это выстраивание системной работы, ориентированной на достижение национальных целей. Многие из них, от строительства жилья до экспорта сельскохозяйственной продукции, напрямую зависят от эффективного использования земли», — сказала Виктория Абрамченко.
Вице-премьер добавила, что консолидация сил министерств и Росреестра позволит оперативно решить наиболее острые вопросы и ликвидировать правовые пробелы в сфере регулирования основных земельных ресурсов страны — населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
«Необходимо устранить ведомственную разобщенность в вопросах определения границ земель и установления их правового режима. Поэтому мы систематизируем базы данных, чтобы учет и сведения обо всех землях были включены в единый государственный информационный ресурс», — подчеркнула вице-премьер Виктория Абрамченко.
В самом ведомстве новшества только приветствовали. Как пояснил руководитель Росреестра Олег Скуфинский, решение правительства РФ о перераспределении полномочий между Минэкономразвития и Росреестром, с наделением последнего функциями по нормативно-правовому регулированию земельных отношений, имущественных отношений в части гражданского оборота недвижимого имущества, геодезии и картографии, создания и развития инфраструктуры пространственных данных позволит более эффективно реализовывать государственную политику в этой отрасли. А еще глава Росреестра сказал, что согласно подписанному постановлению в Росреестре появится должность статс-секретаря — заместителя руководителя, который будет курировать новое направление работы.
В Росреестре корреспонденту «РГ» объяснили, что структурные преобразования вызваны в том числе потребностью «дальнейшего динамичного развития сферы земельно-имущественных отношений в период цифровой трансформации всего государственного сектора». И заверили, что в Росреестре будет сохранен «наработанный опыт и компетенции кадрового потенциала министерства».
Вице-премьер Виктория Абрамченко подчеркнула, что сейчас в портфеле объединенной команды министерства и службы в сфере земельных отношений находится более 30 законопроектов.
Организационная структура ведомства
Рассматриваемый федеральный орган возглавляет руководитель, который назначается на должность Правительством РФ по представлению главы Минэкономразвития. Руководитель ведомства имеет заместителей. Они, в свою очередь, назначаются главой Минэкономразвития по представлению руководителя ведомства.
Различные отделы Росреестра решают самый широкий круг задач, связанных с реализацией гражданами и организациями своих прав в сфере сделок с недвижимостью и иных правоотношений, участие в которых входит в компетенцию ведомства. Организационная структура различных его подразделений определяется на уровне конкретных представительств соответствующего федерального органа.
Такова специфика деятельности ведомства, наименование которого звучит как Росреестр. Что такое Федеральная служба по кадастру, мы изучили. Данная государственная структура отвечает за регулирование широкого спектра правоотношений в рамках сделок с недвижимостью с участием как физических, так и юридических лиц.
Федеральная регистрационная служба России
Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия Структура федеральных органов исполнительной власти России (2008—2012) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия
Стоимость платных услуг составляется в соответствии с положениями ГК, ЗК и НК РФ.