Землевладелец, землепользователь и собственник: 2 главных отличия


Собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор имеют разный объем прав.

Самый большой объем прав или правомочий у собственника земельного участка.

Права землевладельца, землепользователя и арендатора меньше по объему.

При этом их права всегда производны от прав собственника.

Примечание.

Получить земельный участок от государства можно 2 способами:

  • без торгов,
  • на аукционе.

Пошаговая инструкция поможет получить муниципальную или государственную землю любым из способов.

Попробуйте сейчас

Готовые образцы заявлений, схем и других документов облегчат получение земельного участка.

Рассмотрим права собственника земельного участка, чтобы понимать, в чем состоит 1-ое отличие.

Обязанности

Землепользователь и землевладелец – это лица, которые имеют не только права, но и обязанности. К последним относятся:

  • Эксплуатация земельного участка с его целенаправленным назначением и применением тех способов, которые не навредят окружающей среде, в частности самому земельному участку как объекту природы.
  • Сохранение межевых, геодезических и иных спецзнаков, которые установлены на участке соответственно законодательству.
  • Осуществление природоохранных мероприятий, в частности соблюдение пожарной безопасности.
  • Своевременное начало пользования землей, если данный факт предусмотрен договором.
  • Своевременная оплата земельного налога.
  • Соблюдение всех градостроительных регламентов при пользовании земельным участком.
  • Соблюдение и следование строительным, экологическим, санитарным, гигиеническим, противопожарным нормам и правилам.
  • Пресечение загрязнения, истощения, деградации, оскуднения земли и почвы на конкретном земельном участке.
  • Выполнение других требований, которые предусмотрены ЗК РФ.

Землепользователь и арендатор имеют только право владения и пользования земельным участком.

В отличие от собственника, землепользователь и арендатор не имеют права распоряжения участком.

Иными словами, землепользователь и арендатор могут только владеть и пользоваться участком.

Определять юридическую судьбу участка, то есть распоряжаться им, землепользователь и арендатор не могут.

Наличие у землевладельца ограниченного права распоряжения участком (передача по наследству) отличает его от землепользователя и арендатора.

2-ое отличие.

Собственник

Правомочий собственника всегда три. Иными словами, каким бы объектом он не обладал, имеет три правомочия.

Право владения.

Владение объектом – это физическое обладание им. Возможность контролировать объект собственности. Владение является ключевым правом, потому что на нем основываются остальные права собственника.

Право пользования.

Пользование – это извлечение полезных свойств из обладания объектом собственности.

Иными словами, реализуя право пользования, собственник эксплуатирует объект, извлекает из него потребительскую пользу.

Право пользования всегда связано с правом владения, потому что использовать объект можно только владея им.

Право распоряжения.

Распоряжение – это возможность определять юридическую судьбу объекта.

Право распоряжения реализуют путем продажи, дарения, передачи в аренду, безвозмездное пользование, по наследству, а также другими способами.

Таким образом, собственник обладает всеми 3-мя правомочиями. Каждое из 3-х прав собственник может передавать другими лицам.

Собственник землепользователь землевладелец арендатор владеют землей на разных основаниях.

Под основанием подразумевается вид права, на котором получена земля.

Собственник владеет землей на праве собственности.

Землепользователь владеет участком на праве безвозмездного пользования или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Все 14 способов получения земельного участка в безвозмездное пользование смотрите в отдельной статье по ссылке.Право постоянного бессрочного пользования доступно только для отдельных организаций и органов власти.

Граждане иметь участок на праве постоянного бессрочного пользования не могут.

Права

Земельным кодексом РФ регламентируются определенные права, которыми обладают землевладельцы и землепользователи. Так, гл. 6 ст. 40, 41 и 43 предусматривает следующие права:

  1. Самостоятельное хозяйствование на своем земельном участке.
  2. Использование для личных нужд в порядке, установленном законом, полезных ископаемых, пресных вод, прудов, находящихся на участке.
  3. Строительство жилых, промышленных, культурно-бытовых и других построек согласно целевому назначению участка, градостроительному регламенту и с соблюдением всех необходимых мер безопасности и нормативов.
  4. Проведение оросительных, осушительных, культурно-технических и иных работ в соответствии с законодательством; строительство прудов и других водных объектов с учетом экологических, строительных, санитарных требований и норм.
  5. Посадку и посев культур, получение сельскохозяйственной продукции и дохода от ее реализации. Исключением являются случаи, когда земля передается в аренду, бессрочное или безвозмездное пользование.
  6. Осуществление принадлежащих прав на земельный участок, если иное не предусмотрено законом.

Землевладелец владеет и пользуется земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения.

На текущий момент получить участок на праве пожизненного наследуемого владения нельзя.

Невозможность получения земли в пожизненное наследуемое владение объясняется следующими причинами.

Право пожизненного наследуемого владения действовало еще в СССР.

Новый земельный кодекс, введенный в действие в 2001 году, признает это право.

Однако, он не предусматривает возможность новым землевладельцам получать участки в пожизненное наследуемое владение.

Иными словами, старые землевладельцы сохранили права на ранее полученные участки.

При этом, появление новых землевладельцев юридически невозможно.

Таким образом, пожизненное наследуемое владение исчезающий вид права.

Земельная собственность

Согласно гл. 3 ЗК РФ, собственность на землю бывает:

  • Частной. Землевладельцами в этом случае являются граждане, которые приобрели участки земли в соответствии с законодательством страны.
  • Государственной. Землепользователями являются физ- и юрлица, муниципальные образования.
  • Федеральной. Права на землю принадлежат РФ.
  • Муниципальной. Здесь землевладелец – это муниципальное образование.
  • Субъектной. Речь идет об участках земли, принадлежащих субъектам РФ.

Часть IV. Земельный налог: основные понятия

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

  • на праве собственности;
  • на праве бессрочного пользования;
  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

  • если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);
  • если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Кто же не должен платить земельный налог

Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

  • физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;
  • физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.

Объект налогообложения

Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

  • располагаться на территории, где введен земельный налог;
  • принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;
  • не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

Исключенные из налогообложения земельные участки

Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных»

и
«серьезных»
земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:

  • изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);
  • земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки категории лесного фонда;
  • земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);
  • земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

Налогооблагаемая база

Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2021 году составило 22 737.

Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

Налоговые ставки

Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

  • 0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

На последнее особое внимание обращали Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Арбитражный Суд Российской Федерации и Минфин России — реквизиты решений можете посмотреть в списке документов ниже. А подробнее мы на этом остановимся, когда в следующих статьях будем разбирать кейсы по снижению земельного налога.

  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

  • органы уголовно-исполнительной системы;
  • общественные организации инвалидов;
  • религиозные организации;
  • общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;
  • резиденты особой экономической зоны;
  • участники свободной экономической зоны;
  • управляющие компании инновационного центра Сколково;
  • фонды инновационных научных центров.

Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

Помимо этого, с 2021 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).

На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2021 года

внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

  • организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;
  • организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2021 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;
  • организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

Источники Нормативные правовые акты 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. 2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2021 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». 3. Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге». 4. Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское» 5. Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге». 6. Закон Санкт — Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге». 7. Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге». 8. Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино». 9. Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге». 10. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068. 11. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации» 12. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012 13. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346 14. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, 15. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312. [1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

[5]URL; https://rosreestr.ru/site/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleni….

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

[9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»

[10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»

[11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»

[12] Закон Санкт — Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге»

[13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»

[14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»

[15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»

Свидетельство о владении


Какие документы могут подтвердить право распоряжаться земельным наделом? До недавнего времени не было строгих законных требований к оформлению и регистрации земельных наделов.
Некоторые хозяева и до этих пор ведут деятельность на земле, например, занимаются личным подсобным хозяйством, но не являются ее законными собственниками.

Они не могут продать свой участок, сдать его в аренду, так как сначала следует оформить свидетельство о праве собственности и поставить свою недвижимость в Росреестр на учет. Правоустанавливающим документом, одним из самых важных, является свидетельство о праве собственности, выданное в Росреестре.

Если у собственника не имеется такое свидетельство, он должен хранить бумаги, по которым ему буллы передана земля. Это может быть договор купли-продажи, дарственная, завещание. Следует иметь техническую документацию на участок, в том числе и план межевания, выданный после установления точных границ, техплан.

На многих участках возведены индивидуальные жилые дома, дачи, другие постройки. Чтобы никто не мог претендовать на них, строения должны быть правильно оформлены.

ВАЖНО! Все перечисленные документы имеют большой юридический вес. Их следует тщательно хранить.

При любом спорном вопросе по поводу недвижимости и свидетельство о праве собственности на земельный надел, и документы на дом, построенный на участке, помогут защитить свои полномочия.

Ограждение участка

По закону собственник может ограждать свою территорию, но при этом оградительная конструкция должна находиться на его земле. Ограждение позволит выделить участок, защитить его. Прежде чем поставить забор, нужно проверить, проводилось ли межевание участка, насколько точными являются границы.

Если соседи без ведома владельца построили на его земле какие-то сооружения, они могут быть снесены. При этом к владельцу не могут быть предъявлены никакие претензии, так как земля находится только в его собственности.

Законодательство

Распоряжение участком не должно противоречить законодательным нормам. Но и в своих правах собственник надежно защищен. К каким документам можно прибегнуть для защиты своих прав и интересов?

Основные документы – статья 46 Конституции РФ, статья 11, 12 Гражданского Кодекса, статья 59, 61 Земельного Кодекса.

Если недостаточно уверенности в собственных юридических знаниях, стоит для защиты своего права собственника прибегнуть к помощи юриста, опытного в земельных и имущественных вопросах.

Установление частного сервитута на основании решения суда

В случае необходимости установления частного сервитута любой гражданин может совершить данную операцию в судебном порядке.

Важно помнить, что судебный орган не компетентен обязать владельца участка к подписанию соглашения об установлении частного сервитута.

Суд выносит решение, согласно которому возможна регистрация земельного обременения.

Судебное решение об установлении частного сервитута должно содержать в себе все условия договора. Судебный орган может самостоятельно определять данные условия, если же такая операция будет невозможна, то к судебному разбирательству привлекается специальный эксперт, который занимается земельными вопросами.

Помимо условий судебное решение должно содержать точные сведения о расположении земли. Для этого может назначаться проведение дополнительных кадастровых работ, результатом которых станет определение границ и расположения территории.

Нарушения

Земельное и гражданское законодательство тщательно охраняет права и интересы собственников земельных наделов. И выделяется ряд правонарушений по отношению к собственности, которые караются законом.

  • К ним относится самозахват земли, что случается не так уж и редко.
  • Захламление земли собственниками смежных территорий или расположенными рядом предприятиями.
  • Ухудшение качества земли из-за действий третьих лиц.
  • Повреждение знаков, которые указывали на границы межевания.

Также может считаться нарушением прав владельцев земельных участков принятие региональных законов, которые противоречат государственным или даже Конституции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]