Концессия — что это (простыми словами), назначение и виды договоров концессии

Государство (концедент) может отдавать в эксплуатацию частникам практически любое имущество. Объектами концессионного соглашения в первую очередь становятся социально значимые объекты — аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.​

Частная компания (концессионер) обязуется построить/реконструировать/ /инвестировать в государственный объект, за что получает право пользоваться им и получать с него прибыль. Имущество при этом остается в государственной собственности.

Пример употребления на «Секрете»

«Откуда мы знаем о НЭПе? Основной источник для нас — «Золотой телёнок» и «12 стульев» Ильфа и Петрова. Напомню, там был концерн «Геркулес» — в нём легко узнать любую современную госкорпорацию. А ещё кроме «Рогов и копыт» там была концессия по строительству трамвая. О ней все забывают, хотя это в принципе то, что вполне соответствует концепции нацпроектов, только на местном уровне: строили этот несчастный трамвай в Старгороде, когда можно было купить ишака».

(Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах — о параллелях между современными реалиями в экономике и произведениями Ильфа и Петрова.)

Что это такое: определение простыми словами

Концессия в сфере ЖКХ – это партнёрская форма взаимодействия между государством (муниципалитетом) и частными инвесторами с целью вовлечения части их активов в обустройство и оздоровление объектов социальной инфраструктуры и развитие комплекса отраслей экономики, обеспечивающих функционирование жилых строений, а также создающих безопасность, удобство и комфорт проживания и пребывания в них жильцов, являющихся потребителями комплекса услуг по обслуживанию жилья:

  • отопления;
  • канализации;
  • подачи света;
  • воды и газа;
  • вывоза мусора;
  • текущего ремонта зданий.

Отношения концессионера и концендента регулируются Федеральным Законом о концессионных соглашениях от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

Указанный документ чётко регламентирует:

  1. процедуру составления;
  2. регулирование выполнения условий соглашения;
  3. условия, при которых являются возможным прекращение договорённостей концессии.

Нюансы

Типы концессионных соглашений:

По законодательству РФ:

BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». При такой форме концессионного соглашения концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, в основном на праве собственности, в течение установленного срока действия соглашения. По истечении срока действия договоренностей объект передаётся концессионером государству.​

По факту чаще используется:​

BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». При такой форме партнёрства концессионер сначала строит объект, который потом передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства. Далее происходит передача построенного объекта концендентом в эксплуатацию концессионеру.​

Передача в концессию: основные положения и регулирующие законы в РФ

Опре­де­ле­ние кон­цес­си­он­но­му согла­ше­нию дает ФЗ № 115 в ст. 3:

Кон­цес­сия в Рос­сий­ской Феде­ра­ции зако­но­да­тель­но воз­мож­на толь­ко по схе­ме ВОТ: то есть после созда­ния (рекон­струк­ции) недви­жи­мо­го (и свя­зан­но­го с ним дви­жи­мо­го) иму­ще­ства, кон­цес­си­о­нер полу­ча­ет вре­мен­ное пра­во вла­деть и управ­лять им, а по исте­че­нии сро­ка кон­цес­сии пере­да­ет его обрат­но государству.

Одна­ко на прак­ти­ке кон­цес­сия в Рос­сии осу­ществ­ля­ет­ся по вто­рой схе­ме (ВТО): объ­ект стро­ит­ся кон­цес­си­о­не­ром, пере­да­ет­ся вре­мен­но госу­дар­ству для реги­стра­ции, а потом воз­вра­ща­ет­ся в инвес­тор­ское управление.

  • Кон­цес­сия явля­ет­ся фор­мой обре­ме­не­ния для иму­ще­ства правообладателя.
  • Кон­цес­си­о­нер не име­ет пра­во отдать при­над­ле­жа­щий ему по дого­во­ру кон­цес­сии объ­ект в залог или про­из­ве­сти его отчуж­де­ние в поль­зу тре­тьих лиц.
  • Кон­цес­си­он­ные согла­ше­ния заклю­ча­ют­ся на кон­курс­ной осно­ве, при этом инфор­ма­ция о кон­кур­се, начи­ная с 2014 г., долж­на быть раз­ме­ще­на на офи­ци­аль­ном инфор­ма­ци­он­ном сай­те РФ о про­ве­де­нии торгов.
  • К рекон­струк­ции объ­ек­та относится: улуч­ше­ние конструкции;
  • моди­фи­ка­ция;
  • заме­на уста­рев­ше­го оборудования;
  • внед­ре­ние новых технологий;
  • изме­не­ние функ­ций частей объ­ек­та и т.д.
  • Целе­вое назна­че­ние объ­ек­та, пере­дан­но­го в кон­цес­сию, изме­нить нельзя.
  • Кон­цес­си­о­нер несет ответ­ствен­ность за слу­чай­ное уни­что­же­ние или повре­жде­ние объекта.
  • Создан­ное в про­цес­се кон­цес­си­он­ной дея­тель­но­сти дви­жи­мое иму­ще­ство при­над­ле­жит концессионеру.
  • Одна­ко пло­ды интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти, если иных усло­вий нет в согла­ше­нии, при­над­ле­жат концеденту.
  • Кон­це­дент и кон­цес­си­о­нер могут нести сов­мест­ные рас­хо­ды при стро­и­тель­стве или рекон­струк­ции объекта.
  • Дохо­ды от дея­тель­но­сти по дого­во­ру кон­цес­сии могут при­над­ле­жать не толь­ко кон­цес­си­о­не­ру, но и госу­дар­ству-кон­це­ден­ту: в этом слу­чае послед­ний рас­счи­ты­ва­ет­ся с кон­цес­си­о­не­ром госу­дар­ствен­ны­ми субсидиями.
  • Объекты концессии

    Ст. 4 ФЗ № 115 опре­де­ля­ет объ­ек­ты, пере­да­ва­е­мые по кон­цес­си­он­но­му соглашению:

    • авто­мо­биль­ные доро­ги и при­вя­зан­ные к ним объекты;
    • желез­но­до­рож­ный, мор­ской и реч­ной транспорт;
    • мор­ские (реч­ные) суда;
    • аэро­пор­ты и аэродромы;
    • мет­ро и обще­ствен­ный транспорт;
    • тру­бо­про­вод­ный транспорт;
    • элек­тро­стан­ции и ЛЭП;
    • гид­ро­тех­ни­че­ские объекты;
    • объ­ек­ты теп­ло- и водо­снаб­же­ния, водоотведения;
    • обра­зо­ва­тель­ные, соци­аль­ные, куль­тур­ные, спор­тив­ные, тури­сти­че­ские и иные объекты;
    • учре­жде­ния здра­во­охра­не­ния, сана­то­рии и курорты;
    • воен­ные склады;
    • мусо­ро­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щие заводы;
    • ком­му­наль­ные объекты;
    • ком­пью­тер­ные про­грам­мы, базы дан­ных. инфор­ма­ци­он­ные сай­ты (либо объ­ек­ты инфор­ма­ци­он­ных технологий);
    • иные объ­ек­ты.

    Концессия для объектов ИТ

    Пра­ви­ла кон­цес­си­он­ных согла­ше­ний для объ­ек­тов инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий регу­ли­ру­ют­ся отдель­ной гла­вой зако­на 4.1:

    Кон­це­дент при­об­ре­та­ет исклю­чи­тель­ные пра­ва на исполь­зо­ва­ние резуль­та­тов интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти, кото­рые явля­ют­ся частью объ­ек­та кон­цес­сии, соглас­но дого­во­ру. При этом в момент заклю­че­ния согла­ше­ния о моди­фи­ка­ции объ­ек­та ИТ у само­го кон­це­ден­та долж­ны быть исклю­чи­тель­ные пра­ва, и если тре­бу­ет­ся, согла­сие обла­да­те­ля автор­ских прав (ст. 53.1 № 155-ФЗ).

    Кон­цес­си­о­нер может исполь­зо­вать рез-ты интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти толь­ко в том слу­чае, если он обла­да­ет исклю­чи­тель­ны­ми пра­ва­ми на них при заклю­че­нии дого­во­ра концессии.

    Концессия для инженерных коммуникаций

    Ряд линей­ных объ­ек­тов (ТЭЦ, систе­мы горя­че­го и холод­но­го водо­снаб­же­ния, кана­ли­за­ци­он­ные линии сда­ют­ся в кон­цес­сию, по пра­ви­лам, уста­нов­лен­ным гл. 4 дан­но­го феде­раль­но­го закона:

    • в кон­цес­сии обя­за­тель­но при­ни­ма­ет уча­стие субъ­ект РФ, в тер­ри­то­ри­аль­ных пре­де­лах кото­рых нахо­дят­ся дан­ные объекты;
    • реа­ли­за­ция това­ров, работ и услуг про­из­во­дят­ся кон­цес­си­о­не­ром по уста­нов­лен­ным тари­фам и расценкам;
    • госу­дар­ствен­ное или муни­ци­паль­ное уни­тар­ное учре­жде­ние, пере­дав­шее инже­нер­ные ком­му­ни­ка­ци­он­ные объ­ек­ты по дого­во­ру кон­цес­сии, в тече­ние года после под­пи­са­ния согла­ше­ния долж­но вне­сти в свой устав изме­не­ния, каса­тель­но сво­ей деятельности
    • (ст. 39 № 115-ФЗ).

    Коммерческая концессия

    При ком­мер­че­ской кон­цес­сии воз­мож­на пере­да­ча от кон­це­ден­та кон­цес­си­о­не­ру исклю­чи­тель­ных прав (тор­го­вых марок, зна­ков, ноу-хау и пр.) на опре­де­лен­ный срок или бессрочно.

    • Пра­во­об­ла­да­тель может раз­ре­шить исполь­зо­вать свой ком­мер­че­ский опыт и дело­вую репу­та­цию, ука­зав объ­ем это­го исполь­зо­ва­ния, тер­ри­то­рию и сфе­ру деятельности.
    • Обе­и­ми сто­ро­на­ми ком­мер­че­ско­го кон­цес­си­он­но­го согла­ше­ния, в отли­чие от госу­дар­ствен­но­го, могут быть КО и отдель­ные граж­дан­ские лица, заре­ги­стри­ро­ван­ные как ИП.
    • Дого­вор ком­мер­че­ской кон­цес­сии заклю­ча­ет­ся по пра­ви­лам лицен­зи­он­ных дого­во­ров (ст. 1027 ГК РФ)
    • Кон­цес­си­о­нер может пере­дать все свои исклю­чи­тель­ные пра­ва (или их часть) дру­гим поль­зо­ва­те­лям по дого­во­ру суб­кон­цес­сии (ст. 1029 ГК).
    • Денеж­ное воз­на­граж­де­ние, кото­рое кон­цес­си­о­нер выпла­чи­ва­ет кон­це­ден­ту, может быть в виде: фик­си­ро­ван­ных платежей;
    • про­цен­тов от выручки;
    • раз­ни­цы меж­ду роз­нич­ной и опто­вой ценой про­дук­ции, по кото­рой она про­да­ет­ся пра­во­об­ла­да­те­лю (ст. 1030 ГК).

    Факты

    • Объекты исключительных прав не могут быть объектом концессионного соглашения.​
    • Евротоннель, проложенный под Ла-Маншем и соединяющий Англию с континентальной Европой, был возведён по договору концессии компанией Getlink, которая управляет им и получает доход от перевозки пассажиров.
    • Коммерческой концессией (или франчайзингом) называют сделку между двумя частными компаниями / предпринимателями: одна разрешает другой за плату вести бизнес от своего имени, используя технологию, сырьё, бизнес-модель, товарный знак.

    Концессия – это…

    Расскажу вам сказку: жил да был медведь, а домика у него не было. Пришел он к зверушкам лесным, что жили в домике на опушке, и попросился он к ним на постой. И ответили они ему: «Отремонтируй наш дом, тогда разрешим жить с нами».

    Выполнил медведь условие зверей, и стали они все вместе жить-поживать, да добра наживать. Мораль сей сказки такова: звери заключили с медведем договор концессии, все счастливы и довольны.

    Концессия – это договор между правообладателем и инвестором (кто это?) о возведении или ремонте какого-либо объекта недвижимого имущества за счет инвестора при условии, что инвестор впоследствии сможет пользоваться этим имуществом и извлекать из пользования материальную или иную выгоду.

    Документ, который закрепляет факт соглашения концессии между государством и инвестором, называется договором концессии.

    Стороны договора концессии:

    1. концедент: государство,
    2. субъекты РФ,
    3. муниципальные образования (МО);
  • концессионер (инвестор):
      юридическое лицо,
  • ИП.
  • «Концессия» в переводе с латинского «concessio» означает «уступка, разрешение». То есть государство разрешает пользоваться своим имуществом при соблюдении некоторых условий.

    В.И.Ленин (выдающийся политик и экономист начала 20 века) говорил:

    Концессия есть своего рода арендный договор (что это?). Капиталист становится арендатором части государственной собственности на определенный срок, но не становится собственником. Собственность остается за государством.

    Практика

    Крупнейший концессионный проект последних лет в Москве — строительство Северного дублёра Кутузовского проспекта стоимостью около 40 млрд рублей.

    • Окупаемость за счёт сбора платы за проезд (максимальный размер устанавливает город). ​
    • Инвестор полностью финансирует строительство дороги, подготовку территории (перекладку коммуникаций) на 50% софинансирует город.​
    • Город не гарантирует доходность проекта. ​
    • Город финансирует изъятие и снос на территории строительства.​
    • Срок концессии — 40 лет.​

    Понятие концедента и концессионера

    Сторон договора две. Одна из них играет роль концессионера, т.е. структуры или лица, которое реализует инвестицию. Чаще всего это частная компания или целая группа.

    Вторую сторону представляет определённое государство, выполняющее обязанности концедента. В этом случае подпись под договором ставит премьер-министр, председатель правительства, профильный министр, руководитель региона или муниципалитета. Двухсторонние отношения регулируются договором.

    Изменение концессионного соглашения концедентом

    На основании правительственного решения, а также предложений концессионера, концедент вправе изменить:

    1. Условия соглашения, касающиеся сроков и очередности предоставления земли для выполнения своей деятельности.
    2. Этапы возведения и реконструкции объекта.
    3. Технические описания каких-то частей и элементов объекта при условии понижения расходов по возведению и реконструкции соответствующих объектов.
    4. Понижение сметы объекта по предложению концессионера.
    5. Уменьшение сроков предоставления документов, которые подтверждают предоставления займа или наличия своих средств в необходимом объеме.
    6. Период предоставления подтверждающих документов в отношении исполнения обязательств концессионера.
    7. Период платы концедента.
    8. Конкурсные предложения, за исключением тех, которые служат соответствующими критериями при проведении конкурса.

    Конфиденциальность

    Концедент не имеет право разглашать информацию, которая согласно соглашению, является конфиденциальной или является коммерческой тайной. Так, в Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ указывается требование не передавать сведения, полученные при получении соответствующего доступа, 3-м лицам, если на это нет согласия обладателя данных сведений. В этом же правовом акте указывается, что специальные законы устанавливают условия, посредством которых информация относится к коммерческой, служебной или другой тайне, в ее отношении должна соблюдаться конфиденциальность, а за разглашение данных предусматривается наступление юридической ответственности. Таким образом, концедент и концессионер могут указать в заключаемом соглашении список данных, которые являются тайными.

    Более того, конфиденциальность информации, которая составляет коммерческую тайну, должна соблюдаться вне зависимости от того, предусмотрены ли данные пункты в соглашении или нет. Данные правоотношения регулируются Законом «О коммерческой тайне» №98-ФЗ.

    Плюсы и минусы

    Преимущества концессионных договорённостей:

    1. Обеспечение разносторонних гарантий частным компаниям со стороны государства, повышающие окупаемость капиталовложений и уменьшающих инвестиционные риски.
    2. Сохранение имущества в государственной или муниципальной собственности.
    3. Проведение реконструкции или модернизации объектов ЖКХ без использования дотаций из бюджета.
    4. Обеспечение эффективности управления имуществом коммунальными службами.
    5. Возможность контролировать деятельность частного инвестора.

    Недостатками использования частного финансирования объектов ЖКХ могут быть следующие факторы:

    • Неготовность значительной части потенциальных инвесторов отечественных компаний вкладывать активы в развитие коммунальной инфраструктуры, в то время как доступ иностранных капиталовкладчиков к партнёрским бизнес-проектам в сфере ЖКХ полностью закрыт.
    • Высокая вероятность возникновения трудностей в правоотношениях сторон, которые возникают в связи с несовершенством законодательной базы, требующей доработки, так как направление деятельности является относительно новым.
    • Точечный и хаотичный характер концессионной практики в отдельных регионах, в которых она пребывает в зачаточном состоянии.
    • Недоработки в юридическом оформлении трасс, сетей, строений в отношении регистрации на них права собственности.
    • Задолженность по оплате части объектов ЖКХ, на которые вся документация в порядке.

    Правовая основа концессионной деятельности

    Определения концессии, хранимой в юридических нормативных документах, наборе. Даже в странах Европейского союза с подобными моделями экономического правления различия в интерпретации концессий доступны государственный сектор и больше, чем история века льготного законодательства. Это, в частности отмечено в Новых правилах единого рынка, принятого Европейской комиссией в декабре 1999. В этом документе концессия определена как система отношений, в случае которых общественная власть обвиняет третьему лицу (частная или смешанная компания) управление суммами инфраструктуры или других общественных служб при условии принятия этой стороной на себе предпринимательский риск и обязательства по работе оборудования. Другими словами, государство передает собственность частного (смешанного) концессионера компании, принадлежащего ему при определенных условиях, фиксированных в форме соглашения, к ограниченному сроку за плату. Одновременно льготный объект остается в принадлежащей государству собственности, и концессионер имеет права использовать и владения.

    Как одна сторона льготного соглашения государство – Российская Федерация и (или) ее предмет или действия муниципалитета, эту сторону называют concessor. Другая сторона является отечественным или иностранным инвестором – концессионер.

    Иногда концессионеру также право заказа передано принадлежащей государству собственностью. Но с этой целью он каждый раз должен получить письменное разрешение от уполномоченного государственного органа. Такая практика, в частности использовалась советским правительством во время Новой Экономической политики. Государство обязуется не вмешиваться одновременно в административные операции, но осуществляет строгий контроль над внедрением концессионером договорных обязательств. После объекта срока концессии, включая также производственные мощности, созданные концессионером, это передано государству.

    С точки зрения политической экономии, в концессиях есть то, как будто консолидация ресурсов двух экономических агентов: государства в форме его собственности и частного сектора в форме инвестиций, управления, ноу-хау.

    Есть различные мнения о сущности концессии: лицензированный и льготный способ – то же (налог плюс роялти – платеж за право на развитие и производство природных ресурсов); концессия – один из видов соглашения о компенсационных условиях (соглашение о Компенсационных условиях).

    Концессия в ее современном понимании могла действовать как инструмент сокращения инвестиционных рисков, сохраняя операционное налоговое бремя инвестиционных проектов, выполненных компаниями вследствие увеличения стабильности экономичной и правовой среды в те периоды времени, в которые компании понимают проекты. Это – концессии (концессионные договоры), мог создать некоторые анклавы стабильности в условиях нестабильной среды.

    Преимущества концессионных договоров

    Среди преимуществ льготной формы объектов правительственных инвестиций возможно отметить следующее:

    • концессии удаляют финансовую погрузку из государства, поскольку концессионер предполагает, что ответственность выполняет все затраты на финансировании, управлении и текущем ремонте объектов, переданных концессии, покрывая расходы, например, за счет ставок;
    • концессии устанавливают довольно жесткий долгосрочный по закону устроенный, т.е. стабильный, отношения между государством и концессионером;
    • концессионные договоры позволяют привлекать частное, включая иностранные акции без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами.

    Таким образом интересы государства состоят в том что это:

    • перекладывает расходы по инвестициям и контенту собственности на частном секторе для увеличения его эффективности;
    • государство заполняет бюджет вследствие получения льготных платежей и удаляет из себя финансирование государственных объектов;
    • решает социально-экономические проблемы.

    Интересы частного бизнеса в льготных проектах состоят что:

    • концессионер получает в долгосрочном управлении государственные активы, которые не принадлежат ему на выгодных условиях платежа за концессию, которая является несколько аналогом аренды;
    • инвестирование, у концессионера есть достаточные гарантии дохода средств как государство, поскольку партнер концессионера несет определенную ответственность за обеспечение минимального уровня прибыльности;
    • в некоторых случаях (проекты в воде сферы – gazo-, теплоснабжения) государство продолжает платить дополнительный от бюджета до концессионера при условии, что это увеличит качество обслуживания;
    • концессионер, имея экономическую свободу, может увеличиться вследствие повышения производительности работы, инновационной прибыльности бизнеса во время действия срока концессии, и одновременно срок концессии не сокращен.

    Как показывает опыт многих стран, одним из эффективных способов успешного функционирования государственного сектора экономики является привлекательность к финансированию и управлению объектами принадлежащей государству собственности прямых инвестиций не только вследствие приватизации, но также и на льготной основе. В России, стране с высоким уровнем национализации экономики, в условиях острого дефицита инвестиционных ресурсов, применение еще одной формы инвестиций средств, довольно привлекательных для инвестора, могло принести экономике значительную пользу. Заявление на такие соглашения диктует также недостаток в государстве ресурсов, в первую очередь финансовых и технологических, для эффективного функционирования государственного сектора экономики.

    История


    Концессию возможно рассмотреть как форму договора частного государственного партнерства. При таком подходе ее можно в один ряд поставить с «кормлением», которое сформировалось в XII веке и существовавшим до реформ Петра I и «откупом», который являл собой передачу государством право сбора откупщикам (частным лицам) частным лицам (налогов и прочих государственных доходов).

    Кормление

    Кормление — вид пожалования удельных и великих князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась в течение периода службы в счёт местного населения.

    Изначально кормление имело эпизодический характер. Соответственно с нормами Русской правды, сборщики виры (штрафа), строители городов и другие категории получали определённое натуральное довольствие с населения. В XII—XIV веках кормление имело значительную роль в складывании системы местного управления. Князья в города и волости посылали бояр в качестве волостелей и наместников, а других служилых людей —тиунами. Население должно было содержать их («кормить») в течение полного периода службы. Самого большого развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.

    Откуп

    Откуп — передача на определённых условиях за определённую плату государством права взимать налоги и прочие государственные доходы. Система откупов — по существу является прообразом концессий, форма договора государства и предпринимателей.

    Вначале откуп применяли в условиях неразвитости кредита, натурального хозяйства, слабости коммуникаций, финансовых трудностей государства. Откупы впервые получили распространение в Древнем Риме и Древней Греции (IV век до н. э.), в Древнем Иране (VI век до н. э.).

    Откупы в средние века стали одним из важнейших источников изначального накопления капитала.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]