Государство (концедент) может отдавать в эксплуатацию частникам практически любое имущество. Объектами концессионного соглашения в первую очередь становятся социально значимые объекты — аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Частная компания (концессионер) обязуется построить/реконструировать/ /инвестировать в государственный объект, за что получает право пользоваться им и получать с него прибыль. Имущество при этом остается в государственной собственности.
Пример употребления на «Секрете»
«Откуда мы знаем о НЭПе? Основной источник для нас — «Золотой телёнок» и «12 стульев» Ильфа и Петрова. Напомню, там был концерн «Геркулес» — в нём легко узнать любую современную госкорпорацию. А ещё кроме «Рогов и копыт» там была концессия по строительству трамвая. О ней все забывают, хотя это в принципе то, что вполне соответствует концепции нацпроектов, только на местном уровне: строили этот несчастный трамвай в Старгороде, когда можно было купить ишака».
(Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах — о параллелях между современными реалиями в экономике и произведениями Ильфа и Петрова.)
Что это такое: определение простыми словами
Концессия в сфере ЖКХ – это партнёрская форма взаимодействия между государством (муниципалитетом) и частными инвесторами с целью вовлечения части их активов в обустройство и оздоровление объектов социальной инфраструктуры и развитие комплекса отраслей экономики, обеспечивающих функционирование жилых строений, а также создающих безопасность, удобство и комфорт проживания и пребывания в них жильцов, являющихся потребителями комплекса услуг по обслуживанию жилья:
- отопления;
- канализации;
- подачи света;
- воды и газа;
- вывоза мусора;
- текущего ремонта зданий.
Отношения концессионера и концендента регулируются Федеральным Законом о концессионных соглашениях от 21.07.2005 № 115-ФЗ.
Указанный документ чётко регламентирует:
- процедуру составления;
- регулирование выполнения условий соглашения;
- условия, при которых являются возможным прекращение договорённостей концессии.
Нюансы
Типы концессионных соглашений:
По законодательству РФ:
BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». При такой форме концессионного соглашения концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, в основном на праве собственности, в течение установленного срока действия соглашения. По истечении срока действия договоренностей объект передаётся концессионером государству.
По факту чаще используется:
BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». При такой форме партнёрства концессионер сначала строит объект, который потом передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства. Далее происходит передача построенного объекта концендентом в эксплуатацию концессионеру.
Передача в концессию: основные положения и регулирующие законы в РФ
Определение концессионному соглашению дает ФЗ № 115 в ст. 3:
Концессия в Российской Федерации законодательно возможна только по схеме ВОТ: то есть после создания (реконструкции) недвижимого (и связанного с ним движимого) имущества, концессионер получает временное право владеть и управлять им, а по истечении срока концессии передает его обратно государству.
Однако на практике концессия в России осуществляется по второй схеме (ВТО): объект строится концессионером, передается временно государству для регистрации, а потом возвращается в инвесторское управление.
- Концессия является формой обременения для имущества правообладателя.
- Концессионер не имеет право отдать принадлежащий ему по договору концессии объект в залог или произвести его отчуждение в пользу третьих лиц.
- Концессионные соглашения заключаются на конкурсной основе, при этом информация о конкурсе, начиная с 2014 г., должна быть размещена на официальном информационном сайте РФ о проведении торгов.
- К реконструкции объекта относится: улучшение конструкции;
- модификация;
- замена устаревшего оборудования;
- внедрение новых технологий;
- изменение функций частей объекта и т.д.
Объекты концессии
Ст. 4 ФЗ № 115 определяет объекты, передаваемые по концессионному соглашению:
- автомобильные дороги и привязанные к ним объекты;
- железнодорожный, морской и речной транспорт;
- морские (речные) суда;
- аэропорты и аэродромы;
- метро и общественный транспорт;
- трубопроводный транспорт;
- электростанции и ЛЭП;
- гидротехнические объекты;
- объекты тепло- и водоснабжения, водоотведения;
- образовательные, социальные, культурные, спортивные, туристические и иные объекты;
- учреждения здравоохранения, санатории и курорты;
- военные склады;
- мусороперерабатывающие заводы;
- коммунальные объекты;
- компьютерные программы, базы данных. информационные сайты (либо объекты информационных технологий);
- иные объекты.
Концессия для объектов ИТ
Правила концессионных соглашений для объектов информационных технологий регулируются отдельной главой закона 4.1:
Концедент приобретает исключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности, которые являются частью объекта концессии, согласно договору. При этом в момент заключения соглашения о модификации объекта ИТ у самого концедента должны быть исключительные права, и если требуется, согласие обладателя авторских прав (ст. 53.1 № 155-ФЗ).
Концессионер может использовать рез-ты интеллектуальной деятельности только в том случае, если он обладает исключительными правами на них при заключении договора концессии.
Концессия для инженерных коммуникаций
Ряд линейных объектов (ТЭЦ, системы горячего и холодного водоснабжения, канализационные линии сдаются в концессию, по правилам, установленным гл. 4 данного федерального закона:
- в концессии обязательно принимает участие субъект РФ, в территориальных пределах которых находятся данные объекты;
- реализация товаров, работ и услуг производятся концессионером по установленным тарифам и расценкам;
- государственное или муниципальное унитарное учреждение, передавшее инженерные коммуникационные объекты по договору концессии, в течение года после подписания соглашения должно внести в свой устав изменения, касательно своей деятельности
- (ст. 39 № 115-ФЗ).
Коммерческая концессия
При коммерческой концессии возможна передача от концедента концессионеру исключительных прав (торговых марок, знаков, ноу-хау и пр.) на определенный срок или бессрочно.
- Правообладатель может разрешить использовать свой коммерческий опыт и деловую репутацию, указав объем этого использования, территорию и сферу деятельности.
- Обеими сторонами коммерческого концессионного соглашения, в отличие от государственного, могут быть КО и отдельные гражданские лица, зарегистрированные как ИП.
- Договор коммерческой концессии заключается по правилам лицензионных договоров (ст. 1027 ГК РФ)
- Концессионер может передать все свои исключительные права (или их часть) другим пользователям по договору субконцессии (ст. 1029 ГК).
- Денежное вознаграждение, которое концессионер выплачивает концеденту, может быть в виде: фиксированных платежей;
- процентов от выручки;
- разницы между розничной и оптовой ценой продукции, по которой она продается правообладателю (ст. 1030 ГК).
Факты
- Объекты исключительных прав не могут быть объектом концессионного соглашения.
- Евротоннель, проложенный под Ла-Маншем и соединяющий Англию с континентальной Европой, был возведён по договору концессии компанией Getlink, которая управляет им и получает доход от перевозки пассажиров.
- Коммерческой концессией (или франчайзингом) называют сделку между двумя частными компаниями / предпринимателями: одна разрешает другой за плату вести бизнес от своего имени, используя технологию, сырьё, бизнес-модель, товарный знак.
Концессия – это…
Расскажу вам сказку: жил да был медведь, а домика у него не было. Пришел он к зверушкам лесным, что жили в домике на опушке, и попросился он к ним на постой. И ответили они ему: «Отремонтируй наш дом, тогда разрешим жить с нами».
Выполнил медведь условие зверей, и стали они все вместе жить-поживать, да добра наживать. Мораль сей сказки такова: звери заключили с медведем договор концессии, все счастливы и довольны.
Концессия – это договор между правообладателем и инвестором (кто это?) о возведении или ремонте какого-либо объекта недвижимого имущества за счет инвестора при условии, что инвестор впоследствии сможет пользоваться этим имуществом и извлекать из пользования материальную или иную выгоду.
Документ, который закрепляет факт соглашения концессии между государством и инвестором, называется договором концессии.
Стороны договора концессии:
- концедент: государство,
- субъекты РФ,
- муниципальные образования (МО);
- юридическое лицо,
«Концессия» в переводе с латинского «concessio» означает «уступка, разрешение». То есть государство разрешает пользоваться своим имуществом при соблюдении некоторых условий.
В.И.Ленин (выдающийся политик и экономист начала 20 века) говорил:
Концессия есть своего рода арендный договор (что это?). Капиталист становится арендатором части государственной собственности на определенный срок, но не становится собственником. Собственность остается за государством.
Практика
Крупнейший концессионный проект последних лет в Москве — строительство Северного дублёра Кутузовского проспекта стоимостью около 40 млрд рублей.
- Окупаемость за счёт сбора платы за проезд (максимальный размер устанавливает город).
- Инвестор полностью финансирует строительство дороги, подготовку территории (перекладку коммуникаций) на 50% софинансирует город.
- Город не гарантирует доходность проекта.
- Город финансирует изъятие и снос на территории строительства.
- Срок концессии — 40 лет.
Понятие концедента и концессионера
Сторон договора две. Одна из них играет роль концессионера, т.е. структуры или лица, которое реализует инвестицию. Чаще всего это частная компания или целая группа.
Вторую сторону представляет определённое государство, выполняющее обязанности концедента. В этом случае подпись под договором ставит премьер-министр, председатель правительства, профильный министр, руководитель региона или муниципалитета. Двухсторонние отношения регулируются договором.
Изменение концессионного соглашения концедентом
На основании правительственного решения, а также предложений концессионера, концедент вправе изменить:
- Условия соглашения, касающиеся сроков и очередности предоставления земли для выполнения своей деятельности.
- Этапы возведения и реконструкции объекта.
- Технические описания каких-то частей и элементов объекта при условии понижения расходов по возведению и реконструкции соответствующих объектов.
- Понижение сметы объекта по предложению концессионера.
- Уменьшение сроков предоставления документов, которые подтверждают предоставления займа или наличия своих средств в необходимом объеме.
- Период предоставления подтверждающих документов в отношении исполнения обязательств концессионера.
- Период платы концедента.
- Конкурсные предложения, за исключением тех, которые служат соответствующими критериями при проведении конкурса.
Конфиденциальность
Концедент не имеет право разглашать информацию, которая согласно соглашению, является конфиденциальной или является коммерческой тайной. Так, в Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ указывается требование не передавать сведения, полученные при получении соответствующего доступа, 3-м лицам, если на это нет согласия обладателя данных сведений. В этом же правовом акте указывается, что специальные законы устанавливают условия, посредством которых информация относится к коммерческой, служебной или другой тайне, в ее отношении должна соблюдаться конфиденциальность, а за разглашение данных предусматривается наступление юридической ответственности. Таким образом, концедент и концессионер могут указать в заключаемом соглашении список данных, которые являются тайными.
Более того, конфиденциальность информации, которая составляет коммерческую тайну, должна соблюдаться вне зависимости от того, предусмотрены ли данные пункты в соглашении или нет. Данные правоотношения регулируются Законом «О коммерческой тайне» №98-ФЗ.
Плюсы и минусы
Преимущества концессионных договорённостей:
- Обеспечение разносторонних гарантий частным компаниям со стороны государства, повышающие окупаемость капиталовложений и уменьшающих инвестиционные риски.
- Сохранение имущества в государственной или муниципальной собственности.
- Проведение реконструкции или модернизации объектов ЖКХ без использования дотаций из бюджета.
- Обеспечение эффективности управления имуществом коммунальными службами.
- Возможность контролировать деятельность частного инвестора.
Недостатками использования частного финансирования объектов ЖКХ могут быть следующие факторы:
- Неготовность значительной части потенциальных инвесторов отечественных компаний вкладывать активы в развитие коммунальной инфраструктуры, в то время как доступ иностранных капиталовкладчиков к партнёрским бизнес-проектам в сфере ЖКХ полностью закрыт.
- Высокая вероятность возникновения трудностей в правоотношениях сторон, которые возникают в связи с несовершенством законодательной базы, требующей доработки, так как направление деятельности является относительно новым.
- Точечный и хаотичный характер концессионной практики в отдельных регионах, в которых она пребывает в зачаточном состоянии.
- Недоработки в юридическом оформлении трасс, сетей, строений в отношении регистрации на них права собственности.
- Задолженность по оплате части объектов ЖКХ, на которые вся документация в порядке.
Правовая основа концессионной деятельности
Определения концессии, хранимой в юридических нормативных документах, наборе. Даже в странах Европейского союза с подобными моделями экономического правления различия в интерпретации концессий доступны государственный сектор и больше, чем история века льготного законодательства. Это, в частности отмечено в Новых правилах единого рынка, принятого Европейской комиссией в декабре 1999. В этом документе концессия определена как система отношений, в случае которых общественная власть обвиняет третьему лицу (частная или смешанная компания) управление суммами инфраструктуры или других общественных служб при условии принятия этой стороной на себе предпринимательский риск и обязательства по работе оборудования. Другими словами, государство передает собственность частного (смешанного) концессионера компании, принадлежащего ему при определенных условиях, фиксированных в форме соглашения, к ограниченному сроку за плату. Одновременно льготный объект остается в принадлежащей государству собственности, и концессионер имеет права использовать и владения.
Как одна сторона льготного соглашения государство – Российская Федерация и (или) ее предмет или действия муниципалитета, эту сторону называют concessor. Другая сторона является отечественным или иностранным инвестором – концессионер.
Иногда концессионеру также право заказа передано принадлежащей государству собственностью. Но с этой целью он каждый раз должен получить письменное разрешение от уполномоченного государственного органа. Такая практика, в частности использовалась советским правительством во время Новой Экономической политики. Государство обязуется не вмешиваться одновременно в административные операции, но осуществляет строгий контроль над внедрением концессионером договорных обязательств. После объекта срока концессии, включая также производственные мощности, созданные концессионером, это передано государству.
С точки зрения политической экономии, в концессиях есть то, как будто консолидация ресурсов двух экономических агентов: государства в форме его собственности и частного сектора в форме инвестиций, управления, ноу-хау.
Есть различные мнения о сущности концессии: лицензированный и льготный способ – то же (налог плюс роялти – платеж за право на развитие и производство природных ресурсов); концессия – один из видов соглашения о компенсационных условиях (соглашение о Компенсационных условиях).
Концессия в ее современном понимании могла действовать как инструмент сокращения инвестиционных рисков, сохраняя операционное налоговое бремя инвестиционных проектов, выполненных компаниями вследствие увеличения стабильности экономичной и правовой среды в те периоды времени, в которые компании понимают проекты. Это – концессии (концессионные договоры), мог создать некоторые анклавы стабильности в условиях нестабильной среды.
Преимущества концессионных договоров
Среди преимуществ льготной формы объектов правительственных инвестиций возможно отметить следующее:
- концессии удаляют финансовую погрузку из государства, поскольку концессионер предполагает, что ответственность выполняет все затраты на финансировании, управлении и текущем ремонте объектов, переданных концессии, покрывая расходы, например, за счет ставок;
- концессии устанавливают довольно жесткий долгосрочный по закону устроенный, т.е. стабильный, отношения между государством и концессионером;
- концессионные договоры позволяют привлекать частное, включая иностранные акции без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами.
Таким образом интересы государства состоят в том что это:
- перекладывает расходы по инвестициям и контенту собственности на частном секторе для увеличения его эффективности;
- государство заполняет бюджет вследствие получения льготных платежей и удаляет из себя финансирование государственных объектов;
- решает социально-экономические проблемы.
Интересы частного бизнеса в льготных проектах состоят что:
- концессионер получает в долгосрочном управлении государственные активы, которые не принадлежат ему на выгодных условиях платежа за концессию, которая является несколько аналогом аренды;
- инвестирование, у концессионера есть достаточные гарантии дохода средств как государство, поскольку партнер концессионера несет определенную ответственность за обеспечение минимального уровня прибыльности;
- в некоторых случаях (проекты в воде сферы – gazo-, теплоснабжения) государство продолжает платить дополнительный от бюджета до концессионера при условии, что это увеличит качество обслуживания;
- концессионер, имея экономическую свободу, может увеличиться вследствие повышения производительности работы, инновационной прибыльности бизнеса во время действия срока концессии, и одновременно срок концессии не сокращен.
Как показывает опыт многих стран, одним из эффективных способов успешного функционирования государственного сектора экономики является привлекательность к финансированию и управлению объектами принадлежащей государству собственности прямых инвестиций не только вследствие приватизации, но также и на льготной основе. В России, стране с высоким уровнем национализации экономики, в условиях острого дефицита инвестиционных ресурсов, применение еще одной формы инвестиций средств, довольно привлекательных для инвестора, могло принести экономике значительную пользу. Заявление на такие соглашения диктует также недостаток в государстве ресурсов, в первую очередь финансовых и технологических, для эффективного функционирования государственного сектора экономики.
История
Концессию возможно рассмотреть как форму договора частного государственного партнерства. При таком подходе ее можно в один ряд поставить с «кормлением», которое сформировалось в XII веке и существовавшим до реформ Петра I и «откупом», который являл собой передачу государством право сбора откупщикам (частным лицам) частным лицам (налогов и прочих государственных доходов).
Кормление
Кормление — вид пожалования удельных и великих князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась в течение периода службы в счёт местного населения.
Изначально кормление имело эпизодический характер. Соответственно с нормами Русской правды, сборщики виры (штрафа), строители городов и другие категории получали определённое натуральное довольствие с населения. В XII—XIV веках кормление имело значительную роль в складывании системы местного управления. Князья в города и волости посылали бояр в качестве волостелей и наместников, а других служилых людей —тиунами. Население должно было содержать их («кормить») в течение полного периода службы. Самого большого развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.
Откуп
Откуп — передача на определённых условиях за определённую плату государством права взимать налоги и прочие государственные доходы. Система откупов — по существу является прообразом концессий, форма договора государства и предпринимателей.
Вначале откуп применяли в условиях неразвитости кредита, натурального хозяйства, слабости коммуникаций, финансовых трудностей государства. Откупы впервые получили распространение в Древнем Риме и Древней Греции (IV век до н. э.), в Древнем Иране (VI век до н. э.).
Откупы в средние века стали одним из важнейших источников изначального накопления капитала.