Как оформить справку об участии либо неучастии в приватизации муниципального жилья в Подмосковье


О бесплатной приватизации

После неоднократного продления сроков на бесплатную приватизацию, был принят законопроект о бессрочной приватизации муниципального жилья в Российской Федерации, который президентом подписал 1 марта 2021 года.

В ходе принятия решения об очередном продлении такой бесплатной процедуры, депутатами были учтены множественные обращения граждан, не успевших вовремя переоформить жилье. В результате все временные ограничения были сняты. Остальной регламент услуги остался неизменным.

Бесплатное оформление муниципальной собственности в частную возможно, если:

  • никто из жильцов, зарегистрированных в квартире ранее в совершеннолетнем возрасте не принимал участие в бесплатной приватизации;
  • все жильцы согласны на переоформление или оформили письменные отказы и заверили их нотариально;
  • у инициатора процедуры на руках есть правоустанавливающие документы на жилье – договор социального найма или ордер на вселение.

О том, кто может претендовать на бесплатную приватизацию жилых помещений, вы узнаете из этой статьи.

Нужна ли и зачем?

Такое решение каждый принимает сам. Собственно, в этом процессе, на наш взгляд, только один несомненный плюс.

У человека появляется возможность распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению. Продать, подарить, оставить в наследство и тому подобное.

По сути, гражданин получает после завершения процедуры некий товар, с которым может производить любые коммерческие операции. Например, сдать в аренду. На этом все очевидные преимущества комнаты и заканчиваются.

Минусов еще больше. Отметим основные:

  1. Наниматель вправе претендовать на освободившиеся комнаты, собственник – нет.
  2. При расселении коммуналки наниматель получает равнозначное жилье (зависит от числа зарегистрированных), собственник – компенсацию. Причем в последнюю не входит выделенная доля в общем хозяйстве.
  3. Если все помещения в квартире приватизированы, то такое жилье не подлежит расселению.
  4. При сносе здания собственник так же получает только компенсацию, а наниматель – квартиру.

С чего начать?

Что такое платная приватизация?

По сути платная приватизация – это покупка муниципальной недвижимости у государства за определенную денежную сумму. Именно необходимость выкупа квадратных метров и отличает платное переоформление от бесплатного. Все остальные требования, условия и запреты для обоих процессов одинаковы.

Так, даже за деньги у вас не получится приватизировать:

  • комнаты в действующем общежитии;
  • аварийное или ветхое жилье;
  • объекты недвижимости, расположенные на территории закрытых военных городов (ЗАТО);
  • служебное и ведомственное жилье.

В 2021 году платно можно приватизировать как жилые, так и нежилые помещения, находящиеся в муниципальном или государственном ведении. Причем процедура доступна не только для обычных граждан, но и для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Для того, чтобы выкупить помещения по кадастровой цене, бизнесменам необходимо заключить с местной администрацией договор его аренды на срок от 3 лет и более. Некоторые объекты государственной недвижимости можно попробовать приобрести на специальных аукционах, но уже не по кадастровой, а по рыночной стоимости, которая, как правило, на 10-15% выше.

У обычных граждан также есть право на платное переоформление, к примеру, если однажды они уже принимали участие в бесплатной. Кстати, перевод муниципальной собственности в частную за деньги разрешен неограниченное количество раз.

Проблем с получением разрешения на платную приватизацию обычно не возникает. Государству очень выгодны подобные сделки, ведь при их осуществлении:

  1. Увеличивается число экономически активных собственников – нежилые объекты недвижимости используются бизнесменами в качестве торговых, офисных, складских и других коммерческих типов помещений.
  2. Обязанности по содержанию жилья передаются новым владельцам.
  3. В бюджет поступают суммы денег, равные кадастровой или рыночной стоимости квадратных метров.
  4. Происходит регистрация нового объекта налогообложения.
  5. Выполняются государственные программы, связанные с обеспечением жильем населения страны.

Случаи отказа

Отказать в приватизации могут:

  1. Неправильно оформлены документы.
  2. Неполный пакет.
  3. В документах содержатся недостоверные сведения.
  4. Помещение не отвечает требованиям, изложенным выше.
  5. Квартира не признана коммунальной в установленном порядке, а является таковой по факту.

В этом случае сначала приватизируют ее целиком, а уж потом выделяют доли каждого собственника.

Сколько стоит платная приватизация?

Это главный вопрос, волнующий людей, уже использовавших свое право на бесплатную приватизации и решившихся на платное переоформление муниципального жилья в собственность. Обратите внимание, что при подсчете возможных расходов необходимо учитывать не только кадастровую или рыночную стоимость недвижимости, но и затраты на регистрацию прав собственности.

Так, в 2021 году стоимость платной приватизации будет складываться из кадастровой цены на жилье и следующих расходов:

  • за составление договора на передачу квартиры придется отдать около 1000 рублей;
  • величина обязательной госпошлины составляет – 2000 рублей на каждого участника старше 13 лет;
  • за выдачу техпаспорта на жилье в БТИ вы заплатите минимум 1500 рублей (цена может меняться в зависимости от региона)
  • выписка из ЕРГН обойдется каждому участнику в 300 рублей.

Это основные расходы, если потребуется услуги нотариуса для оформления отказов от приватизации, то затраты увеличатся еще примерно на 1000 рублей за каждый отказ.

Можно ли приватизировать жилье через МФЦ?


МФЦ расшифровывается как Многофункциональный центр. Он работает в режиме «единого окна». Является посредником между гражданами страны и государственными структурами. Предоставляет целый перечень госуслуг.
Среди них и приватизация квартир, находящихся в праве пользования на условиях социального найма. Подобная процедура тут осуществляется достаточно просто. Но далеко не все знают особенности ее проведения: какие нужны документы и сроки приватизации квартиры через МФЦ.

Воспользовавшись услугами Многофункционального центра, можно максимально сократить затраты сил и времени на оформление жилого помещения в личное владение.

Расчет цены квартиры

Цена на квадратные метры муниципальной недвижимости устанавливается специальной экспертной комиссией раз в несколько лет и полностью зависит от экономической ситуации в регионе.

Проведение оценки жилья и нежилых помещений осуществляется с учетом положений Федерального Закона №135 от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности». Актуальность кадастровой цены может сохраняться максимум пять лет, после чего инженерами вновь проводится оценка стоимости недвижимости.

Информация о ценах на жилье установленных государством находится в свободном доступе и ее легко можно найти на специализированных Интернет-ресурсах, таких как сайт Роскадра или Госуслуг.

Для того, что узнать действующую цену на квартиру:

  1. Откройте главную страницу официального ресурса Роскадра.
  2. Перейдите по вкладке «Публичная кадастровая стоимость».
  3. Введите в специальной графе кадастровый номер недвижимости (можно уточнить в техническом плане жилья).
  4. Кликните по кнопке «Найти».

После того, как запрос будет обработан системой, на экране появится актуальная информация. Но имейте в виду, что предоставленные сведения являются приблизительными, для получения точной стоимости необходимо обратиться за выпиской из ЕГРН в Росреестр или МФЦ ГБУ «Мои документы». Самостоятельно рассчитать кадастровую стоимость очень сложно, так как критерии оценки жилья постоянно меняются и все нюансы расчетов известны лишь кадастровым инженерам.

Как действовать?

Прежде всего, надо определиться:

  1. Куда обращаться?
  2. Какие документы приготовить?
  3. Сколько стоит процедура (пошлина и другие расходы)?
  4. Сроки.

Самый надежный, на наш взгляд, вариант — это личное обращение в бюро.

Можно, конечно, заявить о своем желании получить в собственность комнату и в МФЦ или поручить проведение процедуры организации, которая на этом специализируется.

Надо только учитывать, что и МФЦ, и любая другая, кроме бюро, организация – посредники. К тому же в последнем случае увеличится стоимость, поскольку организация-посредник возьмет плату за свои услуги.

После того, как решим для себя, с кем будем сотрудничать, необходимо подготовить пакет документов.

✅ Если нет согласия соседей?

Коммунальная квартира представляет собой помещение с обособленными комнатами. Наниматели помещений заключают договор соц найма с муниципалитетом. Количество таких договоров обычно соответствует числу комнат. Жильцы имеют право на приватизацию комнаты без согласия соседей.

Почему так происходит? Если брать в расчет приватизацию обычной квартиры, то требуется согласие всех жильцов. В коммуналке можно считать отдельной «квартирой» обособленную комнату. Значит для приватизации нужны согласия только проживающих в комнате жильцов.

В период с 1991 по 1998 года ФЗ № 1541-1 запрещал приватизировать комнату, если кто-то из соседей по квартире был против. Ситуация изменилась в 1999 году, и действует до сих пор. Заручаться согласием соседей в случае с коммунальным жильем не нужно.

В каком случае могут отказать?

Отказать в муниципалитете могут:

  • если граждане ранее проводили приватизацию недвижимости (ст. 11 ЖК РФ);
  • если комната не относится к фонду муниципального жилья;
  • когда дом признан аварийным;
  • если приватизация нарушает права третьих лиц;
  • по иным причинам, предусмотренным законодательством.

Так же отказ может последовать в результате нарушения санитарных норм, если размер площади, приходящейся на каждого участника, ниже предусмотренного муниципальным законодательством минимума.

Отказ в регистрации может последовать в случае:

  1. Заявление подано лицом, не уполномоченным на участие в процедуре.
  2. Законный представитель не предъявил свидетельства родства.
  3. Представитель интересов не предъявил нотариально удостоверенную доверенность.
  4. Документы оформлены неверно.
  5. Пакет документации не полон.
  6. Один (несколько) из документов подвергся порче.

ВНИМАНИЕ: По заявлению одного из участников или третьих лиц регистрация может быть приостановлена на месяц, а по решению суда прекращена.

✅ С долгами за ЖКУ

Сложная финансовая ситуация приводит к долгам по коммунальным услугам. Если при этом семья намерена приватизировать комнату, она неминуемо столкнется с проблемой.

Как показывает практика, жилищные органы и БТИ не любят выдавать справки должникам. Скорее всего в выдаче откажут. Правомерны ли такие действия? Закон никак не регулирует приватизацию жилья при наличии долгов по ЖКУ. Но, одновременно, в законе и нет прямого запрета на такую приватизацию. Из этого следует, что она возможна.

Поэтому, если вам отказывают в оформлении комнаты ввиду задолженности по ЖКУ, постарайтесь договориться. Например, предложить реструктуризацию долга. Срок уплаты за коммунальные услуги растянется, зато вы получите возможность выплатить всю сумму.

Второй вариант – попросить об отсрочке. Например, если вы испытываете временные финансовые трудности, но обязуетесь погасить задолженность спустя некоторое время.

Крайний вариант – обращаться в суд и требовать выдачи нужных справок. Правда, если сумма задолженности слишком большая, ЖЭУ может подать встречный иск – тогда придется оплачивать всю сумму + судебные и исполнительные издержки. Юристы не рекомендуют доводить дело до крайностей.

Специально на этот счет мы подготовили статью “Приватизация квартиры с долгами по коммунальным платежам“.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]