Блог
Источник фото: https://www.pexels.com/
Имея за плечами более 800 проведенных семинаров для управляющих компаний и ТСЖ, могу смело сказать, что обсуждение платы за управление и всего, что с ней связано всегда превращается в жаркий спор. Основные баталии возникают вокруг вопросов связанных с бухгалтерским и налоговым учетом платы за управление, необходимости актирования данной услуги с собственниками помещений, структуре этой платы и т.д. Так как вопросы постоянные, то решился написать цикл статей, в которых попытаюсь «разжевать» общественности особенности данной строки в квитанции.
Начнем издалека.
Кто бы что ни говорил, но управляющая организация «заходит на МКД» не для удовлетворения потребностей жителей (для этого есть государство и лица противоположного пола), а для получения прибыли. Прибыль в свою очередь – самый страшный раздражитель для огромного количества собственников помещений, так как они по-настоящему уверовали в то, что обслуживание их МКД стоит копейки, и инфляция на затраты управляющих компаний не распространяется
.
Государство в п.2 ст.162 ЖК РФ прямо указало, что управляющая организация (далее по тексту – УО) по договору управления «обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом
, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам…
».
Обратите внимание на текст выше и увидите, что в нем услуги управления отделены
от услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также от коммунальных услуг, поэтому давайте сразу определимся, что плата за управление МКД – это плата за отдельный вид деятельности УО, хоть и может включаться в состав платы за содержание жилого помещения в соответствии с пп.2 п.1 ст.154 ЖК РФ.
На практике плата за управление может быть:
- выделена отдельной строкой в платежном документе;
- в платежном документе включена в строку «плата за содержание жилого помещения», но выделена
отдельно в перечне работ и услуг;
- в платежном документе включена в строку «плата за содержание жилого помещения», но НЕ выделена
отдельно в перечне работ и услуг.
Первый и второй варианты, указанные выше безопасны с точки зрения последствий «войнушки» за деньги УО, а вот третий вариант чреват ооооочень нехорошими последствиями
.
Проблема в том, что хотя это прямо и не написано в нормативно-правовых актах, суды однозначно дают понять, что есть деньги, принадлежащие
собственникам помещений, и есть деньги, которые после оплаты собственникам
уже не принадлежат
. Так ВС РФ в Определении Верховного Суда РФ от 25.06.2018 N 304-ЭС18-7866 по делу N А46-15897/2016 (
на самом деле таких определений уже сотни
) указал, что взносы собственников в виде платы за содержание жилого помещения «
имеют целевой характер и не поступают в собственность Общества
».
Что все это значит на практике?
А значит это то, что если УО не отделит мух от котлет, а правильнее свои деньги от «их» денег, то может получится так, что своих денег у нее попросту не будет
. Судьи из решения в решение говорят о том, что если УО не выполнила работы, то денежные средства
остаются
на лицевом счете МКД и если предположим МКД «ушел», то «неосвоенные» денежные средства
должны быть возвращены
собственникам помещений как неосновательное обогащение.
С точки зрения нашего достаточно «укуренного» законодательства, регулирующего сферу управления МКД списание денежных средств с лицевого счета МКД возможно только после подписания акта выполненных работ
между представителем собственников помещений в МКД и управляющей организацией (п.4.11 ГОСТ Р 56192-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования»).
И тут из-за угла вылазит 2 проблемы:
- в МКД некому
подписывать акты выполненных работ, потому что настоящих буйных мало и никто председателем совета дома стать не решился;
- а как вообще можно заактировать работы по управлению???
Первую проблему
можно обойти через договор управления или общее собрание собственников (
если интересно – пишите в комментариях и напишу подробныйFAQ
), а
вторая проблема
на самом деле зачастую неразрешима.
Есть «замечательный» документ, который называется Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 (далее по тексту – Правила №290). Так вот в п.9 Правил №290 указано, что «сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ
, отражаются в актах, составляемых по
форме
, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома»
.
Если «провалиться» по ссылке в этом пункте, то вы увидите саму форму акта, которая утверждена Приказом Минстроя России от 26.10.2015 №761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества
в многоквартирном доме».
Обратили внимание, что ни в названии документа, ни в самой форме не говорится об актировании услуги по управлению
?
И это абсолютно верно, так как:
- ЖК РФ разделяет
услуги по содержанию и ремонту общего имущества от услуги управления (п.2 ст.162 ЖК РФ);
- невозможно актировать с каждым домом услуги
по заполнению ГИС ЖКХ, походам юристов в суд, раздумья главбуха и экономиста по вопросу отражения тех или иных данных в отчете по исполнению договора управления и других работ, которые согласно Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 (далее по тексту – Правила №416) относятся к услуге управления.
- детализация работ по управлению в перечне работ и услуг попросту невозможна
, так как невозможно запланировать и впоследствии обосновать то,
что не носит материального характера
. Вы же в рабочее время читаете эту статью и вам за это платят собственники. Если они все сидят рядом и актируют этот процесс –
передайте им от меня привет
. Многие возразят, что мол мы детализируем всё как положено… Тогда у меня лично вопрос – КАК вы это делаете?
А теперь вернемся к тому, что было чуть выше по тексту и разберем ситуацию, когда плата за управление в перечне работ не выделена и включена в состав платы за содержание жилого помещения
.
Ответьте мне на несколько вопросов (пишите в комментах):
- как вы будете отделять свои деньги (за родненькое управление) от «их» денег за содержание и ремонт?
- как вы будете актировать внутри услуги содержание и ремонт выполнение работ по управлению?
- ну и наперед, как вы будете применять льготу по пп.30 п.3 ст.149 НК РФ в части освобождения от НДС?
Если продолжение интересно – напишу вторую часть.
С уважением, ваш товарищ Сталин)))
Каким образом рассчитывается услуга
Величина платы рассчитывается индивидуально по каждому дому, т. к. в нее включаются разные расходы. Размер платы за услугу зависит от региона, где расположен дом, количества этажей, наличия/отсутствия лифта, площади придомовой территории и т. д.
Расчет производит УК по следующей формуле:
Стоимость содержания дома в год/ количество собственников жилья, пропорционально доли в общедомовом имуществе (на основании площади квартиры).
Далее полученная сумма делится на 12 и получается величина ежемесячной платы на содержание жилья, которая доводится до плательщика посредством квитанции ЖКХ.
Является ли плата за содержание жилья обязательной
Сумму начисляемых коммунальных платежей можно уменьшить таким образом: для этого необходимо: организовать собрание жильцов дома, попросить управляющих ЖКХ обосновать сумму, предоставленную к оплате. Если отказаться от определённых работ, коммунальные органы вынуждены будут пересчитать размер платежей. Работы, от которых жилец дома откажется, он будет вынужден выполнять самостоятельно.
Ст. 158 Жилищного Кодекса РФ указывает, что собственники квартир должны платить за помещение, платить за своё жильё согласно квитанции. Если уйти от оплаты по счетам ЖКХ, сначала начнет начисляться пеня. Когда и дальше гражданин не будет реагировать на начисление процента от задолженности, коммунальная организация может обратиться в суд и дело будет рассматриваться в судебном порядке.
Основной перечень услуг
Услуги по содержанию жилья в многоэтажных домах включают в себя:
- Коммунальные услуги – к ним относятся платежи за электричество, газ, горячую и холодную воду, также отведение сточных вод.
- Освещения всех помещений для общественного пользования дома.
- Осмотр помещений членами ответственных структурных организаций с целью обеспечить безопасность жизни и здоровья жителей дома. Этот пункт прописан в ст.154 Жилищного Кодекса РФ;
- Уборка помещений для общественного пользования, участка, прилегающего к дому, включая проведение санитарных, гигиенических мероприятий.
- Отопление жилых помещений.
- Соблюдение норм влажности, соответствующих нормативным показателям.
- Своевременный вывоз мусора и бытовых отходов, что находятся на территории дома, принадлежащих как жильцам дома, так и предпринимателям, что занимают помещения в жилом доме.
- Соблюдение норм пожарной безопасности.
- Использование объектов благоустройства сезонно.
- Текущий и капитальный ремонт по необходимости – средства на проведение капитального ремонта рассчитываются отдельно и выносятся в отдельную графу в квитанции. После оплаты деньги приходят в нужный фонд и оттуда выделяются на ремонт.
Это неполный список услуг, касаемых содержания жилья, которые государство обязано предоставлять гражданам исходя из Коммунального Кодекса РФ. Список услуг может дополняться исходя из желания самих собственников жилья. В таком случае проводят собрание с представителями организации, обслуживающей многоэтажный дом. На основании составленного протокола, который заверяется подписями обеих сторон, пожелания жильцов дома могут быть удовлетворены законным образом.
Тарифы, подлежащие оплате, имеют право быть согласованными непосредственно с собственниками жилья. Вместо этого представители организаций ЖКХ устанавливают тарифы сами, что является противозаконным действием.
Важно!
Каждый жилец дома в праве организовать собрание и проверить предоставленные тарифы. Управляющие ЖКХ не имею права отказывать в собрании.
Порядок расчёта тарифа на ремонт и содержание дома
Собственники жилого дома сами формируют свой тариф на оплату жилищных услуг. Помимо оплаты за проживание в квартире, включается плата и за наём жилья в случае проживания в муниципальном доме. Эти суммы расходуются на последующий ремонт и находятся в фонде, отведённом для капитального ремонта. Структура тарифа на ремонт и содержание дома выглядит таким образом:
- оплата за пользование помещением;
- оплата за ремонт помещений для совместного использования и жилых помещений;
- оплата капитального ремонта для граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Когда определённую услугу в квитанции выводят отдельной строкой, к примеру «за вывоз мусора», это можно считать грубым нарушением. Подобные пункты должны в общий счёт, как основные услуги за содержание жилья.
Услуги, вошедшие в тариф, должны прописываться в отдельном договоре. Также к этой сумме относится содержание нанятого персонала и оплата за содержание общей техники, используемой для работ в доме и на его территории.