Что должен содержать Устав ТСЖ /ЖСК в обязательном порядке

Поскольку сегодня большей частью жилые помещения являются личной собственностью, популярность приобретают товарищества, которые сами принимают решения по управлению имуществом, принадлежащему многоквартирному дому (например, подвалы, чердаки, придомовая территория и прочее).

Товарищество собственников недвижимости может быть создано не только для совместного использования одного многоквартирного дома, но и для сохранения, содержания, приращения имущества нескольких многоквартирных домов, предоставления коммунальных услуг жильцам при условии:

  • близкого расположения домов с общей границей земельных участков;
  • наличия общих коммуникационных систем инженерно-технического обеспечения (газопровод, трубопроводы по водоснабжению и подаче централизованного отопления и прочее).

Все вопросы, касающиеся жилья, регулируются нормами Жилищного кодекса, действующего с изменениями, в последней редакции от 22.01.2019. На проводимом ежегодном собрании собственников помещений многоквартирного дома либо внеочередном, по инициативе любого собственника, принимается устав ТСЖ подсчетом большинства голосов. Важно понимать, что Устав товарищества является одним из основополагающих документов, где определены основные функции, полномочия и обязанности организации, начиная с установления порядка созыва и проведения общего собрания, оповещения членов ТСЖ о времени, дне и месте его проведения, повестке дня.

В проекте Устава должно быть оговорено:

  • кто вправе выступать инициатором созыва собрания;
  • полномочия ревизионной комиссии;
  • порядок внесения изменений и дополнений в действующий устав товарищества.

В связи с правками глав 13, 14 ЖК РФ, исключением отдельных статей и включением новой, в частности, определяющей права членов товарищества собственников жилья и не являющихся таковыми, кроме того, изменения норм, регламентирующих проведение общих собраний, если не будут внесены изменения в принятый ранее устав, возникает явная угроза принудительной ликвидации ТСЖ.

Для сведения

Органы государственного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, если в ходе проверки будет выявлено несоответствие устава нормам действующего законодательства и в установленные предписанием сроки недочеты не будут устранены.

Обязательные положения Устава

К обязательным положениям устава ТСЖ относятся следующие сведения, определенные положениями части 2 статьи 135 Жилищного кодекса:

  • о наименовании товарищества, которое должно начинаться со слов «товарищество собственников жилья», месте нахождения, предмете и целях его деятельности;
  • порядке возникновения и прекращения членства в ТСЖ;
  • составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • составе и компетенции ревизионной комиссии или ревизора товарищества.

Как принимают устав ТСЖ?

Для принятия устава ТСЖ (или внесения в него изменений) руководствуются нормами ст.ст. 45-48 ЖК РФ. По предложению правления товарищества или группы активных собственников, не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты, письменно под личную подпись или заказным письмом с уведомлением о вручении направляют каждому собственнику многоквартирного дома извещение о решении провести общее собрание, указав:

  • кто является инициатором;
  • в какой форме будет проведено собрание;
  • число, месяц, год, точное время и место сбора собственников (либо куда должны передаваться данные, если решено провести заочный опрос);
  • насущную повестку дня;
  • в каком порядке можно ознакомиться с документальными материалами.

Собрание считается правомочным, если в нем примут участие более 50% собственников квартир или их представителей. Важно обратить внимание на то, что принятое решение подсчетом голосов присутствующих собственников распространяется, в том числе, и на собственников жилых помещений, не участвующих в собрании или проголосовавших «против».

Общие собрания.

— полномочия общего собрания членов ТСЖ

Общее собрание членов ТСЖ — это высший орган управления товарищества. В части 2 статьи 145 Жилищного кодекса закреплены вопросы, которые нельзя передать правлению или председателю правления ТСЖ.

вопросы, которые нельзя включать в компетенцию органов управления ТСЖ

Компетенции заседания правления ТСЖ, общего собрания членов ТСЖ и общего собрания собственников помещений в МКД не должны пересекаться.

Организация товарищества собственников жилья/имущества

ТСЖ & ТСН

(нюансы организации)

В последнее время наблюдается стойкая тенденция строительства коттеджных посёлков, которые по сути являются некой заменой Садовых и огородных товариществ или же их разновидностью. В законе нет определения понятия Коттеджный посёлок и этот вызывает массу вопросов, не точностей и применений аналогии права взамен прмых норм. Так же многие собственники в многоквартирных домах уже не оставляют на откуп муниципальным службам и управляющим компаниям вопросы управления недвижимостью, создания новых объектов общего пользования и капитальный ремонт имеющихся.

Сейчас многие дома и коттеджные посёлки переходят на систему самоуправления. Организуются товарищества собственников жилья, товарищества собственников недвижимости, инициативные группы среди жильцов. В действительности это один из наиболее эффективных и рациональных способов управления недвижимостью и общим имуществом. Согласитесь, что наиболее заинтересованы в заботе об общем имуществе, его сохранности и улучшении его собственники. При принятии решения о самостоятельном управлении имуществом возникают вопросы: как зарегистрировать? Как провести общее собрание? Как оформить протокол общего собрания? И первый, на мой взгляд, один из самых важных вопросов: насколько возможно реализовать задуманное? Соответствует ли желание возможностям?

Если мы говорим о ТСЖ, то ответы на большинство вопросов уже содержатся в Жилищном кодексе, судебной практике и разъяснений судов по этому вопросу тоже достаточно. А если это новая или не часто используемая форма? Например, объединение нескольких домов в одно ТСЖ или ТСН в коттеджном посёлке? Процедуры вроде бы те же. Но есть и большие различия, которые кроются в мелочах.

Если мы говорим об объединении нескольких жилых домов в одно ТСЖ, то нужно учесть несколько нюансов:

Управление общим имуществом. Это основной момент, который должен быть учтён. А как понять есть ли общее имущество у двух стоящих отдельно друг от друга домов? На первый взгляд ответ очевиден: конечно же нет. Но если присмотреться и внимательно проанализировать ситуацию, вполне возможно, что ответ изменится на да.

Итак, что может и должно объединять два многоквартирных дома:

· Наличие общей границы земельных участков, по данным ЕГРН;

· Совместное использование общего имущества допускается проектной документацией этих домов;

· Обеспечение работоспособности общего имущества одного дома зависит и или достигается путем технологического подключения к общему имуществу в другом доме;

· Наличие элементов инфраструктуры, которые предназначены для использования собственниками помещений обоих домов;

Но и после проверки всех сведений и принятия решения об объединении двух многоквартирных домов в одно ТСЖ необходимо оформить протокол общего собрания собственников о создании такого ТСЖ. Решения о создании такого объединённого ТСЖ принимаются собственниками обоих домов на общих собраниях собственников в каждом многоквартирном. Решение будет считаться принятым если «за» проголосует большинство (не менее 2/3) собственников помещений каждого из домов.

Так же при оформлении протокола общего собрания собственников необходимо учитывать какие особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

После оформления протокола и разработки необходимых внутренних документов (устав ТСЖ, решение о создании ТСЖ) необходимо собрать пакет документов для регистрации ТСЖ в налоговой инспекции, в настоящее время непосредственно ехать в налоговую инспекцию нет необходимости все необходимые действия можно совершить нотариально, фактически нотариус сам за вас подаст документы в налоговую инспекцию и выдаст документы о регистрации ТСЖ.

Однако и после регистрации ТСЖ с участием двух домов, можно столкнуться с недопониманием со стороны жильцов. В судебной практике имеются случаи, когда люди доходят и до Конституционного суда РФ в попытке доказать невозможность создания одного ТСЖ на два дома. Судебная практика, как правило складывается в пользу ТСЖ. Взять, к примеру определение Конституционного суда № 708-О от 27.03.2018г. В описательной части Суд чётко даёт понять, что если дома связаны, например единым фундаментом, то создание одного ТСЖ является законным и не противоречит законодательству РФ.

Так же необходимо отметить, что в соответствии с письмом Минстроя России от 01.08.2016 N 24192-ОД/04 такое ТСЖ может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать. Однако действие пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011) не распространяется на ТСЖ, созданные до 18.06.2011 года.

Как видно из практики применения и разъяснений государственных органов, в каждом конкретном случае нужно детально разбираться, так как каждый случай уникален и применить право по аналогии не всегда представляется возможным.

С товариществом собственников недвижимости дело обстоит немного сложнее, так как отдельно этот вид управления недвижимостью в ЖК РФ не расписан, большинство норм применяется по аналогии, да и есть свои нюансы в организации управления и управлении загородной недвижимостью.

Создание товарищества собственников недвижимости, как правило применяется для организации управления загородной недвижимостью (далее – ТСН).

Термин Товарищество собственников недвижимости никак не определяется ЖК РФ, но ст. 135 ЖК РФ указывает, что Товарищество собственников жилья это вид товарищества собственников недвижимости. Таким образом можно сделать вывод, что Товарищество собственников недвижимости это более глобальный термин и применений норм закона регулирующих деятельность ТСЖ так же можно отнести и к деятельности ТСН.

Для создания ТСН необходимо, чтобы имущество находилось в непосредственной близости друг от друга. Законодательно не определено какое количество недвижимости (домов, участков) может быть объединено в ТСЖ. Но критерий объединения остается неизменным:

· Наличие общих границ или расположение имущества в непосредственной близости друг от друга;

· Наличие общей инфраструктуры (газ, свет, вода, канализация, дороги)

· Зависимость обеспечения необходимыми ресурсами между домами (одна канализация, общая дорога, общий водопровод)

Цели создания ТСН ни чем не отличаются от целей создания ТСЖ: управление общим имуществом, создание общего имущества и улучшение общего имущества собственников.

Для правильного формирования границ ТСН важно чётко понимать что понимается под термином «Общие границы» ответ на этот вопрос даёт письмо Минстроя России от 01.08.2016 N 24192-ОД/04: под общей границей земельных участков в части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается граница прилегающих земельных участков, что должно подтверждаться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.

Для регистрации ТСН требуется пакет документов аналогичный созданию ТСЖ, общее собрание проводится для всех собственников желающих объединиться (при условии, что их недвижимость входит в границы создаваемого ТСН), составляется устав и иные необходимые для регистрации документы. Документы должны быть поданы в налоговую инспекцию для регистрации ТСН.

Но если в жилом доме чётко и понятно какие имущество является общим, то для загородной недвижимости это может являться вопросом. Так как при строительстве коттеджных поселков или создании садовых товариществ дороги и коммуникации, как правило оформлены на застройщика или же переданы на баланс муниципалитета района где расположено имущество.

В контексте обозначенных вопросов следует учитывать, что отсутствие в законодательстве чёткого регулирования вопросов общего имущества в загородной недвижимости обуславливается следующими моментами: застройка загородной недвижимости изначально не предполагала наличия общего имущества у владельцев загородной недвижимости. Как правило всё что было необходимо находилось или на земельном участке (например септик, об общей канализации долгое время речи не шло), газ и электричество как правило подаются индивидуально в каждый дом и эти сети никогда не находятся в частной собственности, а принадлежат соответствующим государственным органам. Что остаётся? Вода. В большинстве случаев вопрос решался наличием колодца или скважины на участке. И лишь сравнительно недавно стали появляться коттеджные посёлки, в которых предполагается наличие всех этих сетей. Таким образом получается, что приобретение недвижимости в коттеджном посёлке не влечёт за собой автоматического возникновения доли в праве на объекты инфраструктуры (водопровод, канализация, дороги) в этом посёлке. Доля в праве на указанные объекты возникает в соответствии с Гражданским кодексом РФ, земельным кодексом РФ и иными нормативными актами. В большинстве случаев собственник приобретающий недвижимость в посёлке начинает платить взносы за содержание общего имущества и таким образом у него возникает право на долю в этом имуществе в силу закона.

В заключении хочу сказать, что 27.07.2017 был принят Федеральный закон О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 217-ФЗ. В котором определяется принадлежность имущества общего пользования в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27.07.2017 № 217-ФЗ указанное имущество принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков. Для целей применения аналогии права это намного облегчает понимание правового режима общего имущества в коттеджном посёлке. Но это по прежнему остаётся аналогией права для коттеджных посёлков.

Как же получить это имущество на баланс ТСН? Ведь никто из собственников не хочет улучшать чужое имущество или создавать объекты общего пользования на чужой земле (что и вовсе может быть признано не законным). Ответ на этот вопрос, к сожалению не содержится в ЖК РФ, но существуют обычаи делового оборота и судебная практика. Исходя из обычаев делового оборота необходимо обратиться в муниципалитет района, сообщить им о создании ТСН и попросить передать интересующие объекты на баланс ТСН. После прохождения определенной процедуры скорее всего имущество будет передано на баланс ТСН. Судебная практика так же исходит из логики, что общее имущество собственников должно находиться в долевой собственности всех собственников и быть на балансе ТСН.

Полномочия правления ТСЖ

В первую очередь правление товарищества из своего состава избирает председателя правления ТСЖ (ч. 3 ст. 147 Жилищного кодекса). Поэтому в уставе ТСЖ необходимо закрепить срок полномочий правления и его председателя, а также ревизионной комиссии ТСЖ.

Максимальный срок полномочий — 2 года (ч. 2 ст. 147 Жилищного кодекса). Вот полномочия, которые на законодательном уровне закреплены за правлением ТСЖ:

1. Составлять смету доходов и расходов товарищества на соответствующий год, отчеты о финансовой деятельности.

2. Заключать договоры на управление МКД.

3. Нанимать и увольнять работников для обслуживания МКД.

4. Заключать договоры на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в МКД.

5. Вести реестр членов товарищества, делопроизводство, бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

6. Созывать и проводить общее собрание членов товарищества.

Как в устав вносят изменения

Процедура внесения изменений аналогична принятию самого устава. Обязательно необходимо в письменной форме под личную подпись или заказным письмом, отправленным почтой с уведомлением о доставке адресату, оповестить всех собственников о собрании, его повестке, времени и месте, форме.

Изменения могут быть внесены лишь, если примет участие более половины собственников многоквартирного дома, управляемого ТСЖ, и за предложенные изменения, дополнения проголосует большая часть опрошенных заочно, принимавших участие в собрании или в форме заочного голосования с использованием системы.

Внимание!

В городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, проведение общих собраний собственников в форме заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства приостановлено до 1 июля 2021 года в соответствии с ФЗ № 267 от 03.07.2016.

Внесенное в протокол принятое решение об изменениях отдельных положений устава ТСЖ должно быть зарегистрировано должным образом после уплаты госпошлины и подачи документов в налоговую инспекцию

Если после проверки деятельности ТСЖ были выявлены нарушения в связи с изменением действующего законодательства и сделаны замечания к уставу ТСЖ, можно вместо внесения изменений разработать и принять новый устав, поскольку сама процедура ничем не отличается.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Полномочия председателя правления ТСЖ

В уставе необходимо определить круг вопросов, по которым председатель правления вправе самостоятельно принимать решения (ч. 2 ст. 119, ч. 2 ст. 149 Жилищного кодекса). К примеру, предоставьте председателю правления право:

  • выбирать подрядчиков, заключать с ними договоры от имени товарищества;
  • выбирать и закупать необходимые для содержания общего имущества материалы, инвентарь и иную продукцию в рамках утвержденной сметы;
  • выбирать и закупать средства, необходимые для управления МКД в рамках утвержденной сметы (компьютер, рабочий стол, подписку на профессиональный журнал и пр.)

Что делать при несогласии жильцов?

В этом случае собственники могут действовать следующим образом:

  • создать инициативную группу для внесения изменений в документ;
  • выйти из товарищества;
  • подать иск в суд или обратиться в жилищную инспекцию.

Для рассмотрения предложений о внесении изменений может быть сформировано собрание в том случае, если требование поступило от обладателей 10% и более всех голосов.

Если в уставе прописаны пункты, которые не соответствуют законодательным нормам или противоречат интересам собственников жилых помещений, то жильцы могут обратиться в жилищную инспекцию с требованием провести внеплановую проверку ТСЖ (п.4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Если один из членов ТСЖ полностью не согласен с положениями в уставе, при этом отсутствуют другие лица, поддерживающие его в этом вопросе, он вправе самостоятельно выйти из товарищества и получать коммунальное обеспечение на основании отдельного соглашения, заключенного с правлением.

Управляющий в ТСЖ

Управляющим может быть гражданин, которого наняли исполнять управленческо-административные функции по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Управляющему не обязательно обладать собственностью в МКД и состоять в правлении ТСЖ. Юридическое лицо тоже может стать управляющим в ТСЖ.

Управляющий вступает в должность по взаимной договоренности сторон, с ним можно заключить гражданско-правовой или трудовой договор. В ТСЖ решение привлечь управляющего чаще всего принимает правление или председатель.

Внесение изменений

В действующий устав могут быть внесены изменения. Сделать это можно только путем созыва общего собрания жильцов. Весь порядок внесения поправок в документ состоит из следующих шагов:

  1. организация общего собрания;
  2. обсуждение вносимых изменений;
  3. проведение голосования среди жильцов за каждую поправку;
  4. подписание протокола.

Если инициаторами изменения устава являются несколько человек, то они свои предложения представляют председателю в письменном виде с требованием рассмотреть их на собрании.

Изменения в устав, как и в случае с его принятием, вносятся только при наличии ⅔ положительных голосов от общего числа. Новый устав необходимо зарегистрировать в налоговой службе, а также сообщить в местный орган жилищного надзора о внесении поправок.

При создании ТСЖ члены товарищества должны составить важный правовой документ — устав, который и будет регламентировать всю деятельность объединения жильцов. При его формировании и принятии необходимо руководствоваться нормами законодательства и учитывать интересы собственников жилья. Устав подлежит обязательной государственной регистрации, после чего он приобретает юридическую силу.

Содержание документа

Устав должен отразить все аспекты содержания и обслуживания многоквартирного дома:

  1. Вверху указывается дата и место его составления на общем собрании собственников.
  2. Местонахождение дома.
  3. Официальное наименование.
  4. Адрес (почтовый).
  5. Общие положения – ТСЖ отвечает всем имуществом, может совершать сделки от имени собственников, руководствуется уставом и законодательством.
  6. Цель функционирования товарищества – управление многквартирным домом, эксплуатация его имущества, ремонт, регулярное обслуживание.
  7. Обозначение общей собственности жильцов – подъезды, лестницы, лифты и так далее.
  8. Имущество товарищества – недвижимость и движимое имущество в доме и за его пределами. Средства ТСЖ – платежи, вступительные взносы, доходы от хозяйствования, субсидии и иные финансовые поступления.
  9. Хозяйствование товарищества – эксплуатация, обслуживание, ремонт общего имущества собственников, предоставление в аренду площадей на территории МКД.
  10. Материальное и иное участие всех собственников в содержании общего имущества.
  11. Права ТСЖ – заключение договоров, определение величины расходов, проведение работ и оказание услуг собственникам, получение кредитов, сдача помещений в аренду.
  12. Правление и председатель, их права и обязанности.
  13. Прекращение деятельности.
  14. Порядок отчетности товарищества перед собственниками и ревизионной комиссией.

Изменения в Законе №255-ФЗ обязали всех собственников нежилых или жилых помещений, которые находятся в составе многоквартирного дома (более 16 квартир) самостоятельно выбрать до конца марта текущего года способ управления домом – ТСЖ или УК.

При отсутствии решения муниципалитет вправе объявить тендер на замещение этой должности.

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ

5.1. Ревизионная комиссия избирается съездом членов Ассоциации из числа представителей организаций — членов Ассоциации в количестве семи человек, сроком на три года.

5.2. Председатель ревизионной комиссии избирается из числа членов ревизионной комиссии на тот же срок.

5.3. Членами Ревизионной комиссии не могут быть члены Правления Ассоциации, а также члены Исполнительной дирекции Ассоциации.

5.4. Ревизионная комиссия контролирует финансовую и хозяйственную деятельности Ассоциации. По итогам года ревизионная комиссия представляет отчет, утверждаемый съездом членов Ассоциации.

5.5. Порядок работы и структура ревизионной комиссии определяются Положением, которое утверждается комиссией самостоятельно.

5.6. Ревизионная комиссия вправе привлекать к своей работе аудиторские организации. Исполнительные органы Ассоциация обязаны содействовать выполнению Ревизионной комиссией своих функций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]