Членство в товариществе собственников жилья (далее -ТСЖ) и его руководящих органах фиксируется в учетных книгах организации и определяет правовое положение собственника недвижимости в многоквартирном доме. Для вступления и выхода из ТСЖ необходимо подавать заявление на имя председателя товарищества.
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или на сайте. Это бесплатно.
8 (800) 350-31-84
Как пожаловаться на ТСЖ
Если гражданин пытался решить конфликтную ситуацию с ТСЖ в мирном порядке, но сделать это не удалось, необходимо понимать, куда направить жалобу на данную организацию. Образец документа не отражен в действующем законодательстве.
Подразумевается возможность использования свободной формы для оформления данного акта.
Для составления жалобы не обязательно иметь юридическое образование. Достаточно изучить положения законов, в том числе ЖК РФ. Суть проблемы излагается в жалобе четко, лаконично, но полно.
Куда подать жалобу на ТСЖ
Говоря о том, куда обратиться с жалобой на товарищество собственников жилья, нужно отметить, что предусматривается несколько вариантов.
Гражданин может использовать следующие способы обращения:
- направить заявление на имя председателя товарищества. Данное лицо стоит во главе ТСЖ;
- передать жалобу в Роспотребнадзор;
- сформировать и отправить документ в ОБЭП;
- направить заявление в ГЖИ;
- передать акт в прокуратуру.
Также можно пожаловаться на действия рассматриваемой организации посредством обращения в судебный орган.
Правила оформления жалобы на ТСЖ
После того как гражданин принял решение, куда подать жалобу на ТСЖ, нужно приступить к составлению документа. Наименование следует указывать такое, чтобы в нем была прописана суть документа. Это необходимо для того, чтобы акт был передан в соответствующий отдел уполномоченного органа для рассмотрения.
Далее прописывается основание, на котором построено обращение. К примеру, на бездействие членов товарищества. Также целесообразно указать, находится ли помещение в собственности или гражданин выступает арендатором.
Плюсом будет, если написать в документе данные договора, на основании которого происходит управление домом. При составлении акта нужно указать, какие положения закона нарушены. Обстоятельства произошедшего отражаются подробно, ссылаясь на статью 161 ЖК РФ.
Обязательно прописать то, в чем выражен неправомерный характер действий товарищества. Это может быть:
- проведение некачественной уборки в помещениях, отнесенных к числу общих;
- несоблюдение требований во время уборки снега;
- нарушение правил при вывозе мусора;
- оказание некачественных услуг;
- невозможность вызвать сантехников.
Важно! Обязательным является указание на последствия, наступившие в результате совершения таких действий членами товарищества. Также гражданину нужно отразить свои требования. К примеру, жалоба на председателя дома имеет своей целью взыскание причиненного ущерба.
Поводы оформления заявлений
Необязательно ассоциировать его с жалобой. Иногда граждане используют подобный документ для передачи каких-нибудь предложений.
Причины составления бумаги делятся на три отдельные группы:
- жалобы (претензии);
- предложения;
- заявки.
Примеры наиболее частых обращений:
- Залив квартиры. Увы, типичная ситуация, и заниматься проблемой должно ТСЖ. Неважно, кто виноват в затоплении. Вызвать мастера, ликвидировать поломку. Обращение составляется в обычной, стандартной форме. Собственник указывает вверху бумаги адресата – наименование ТСЖ, имя председателя. Затем делает акцент, где именно живет, свои данные (Ф. И. О., номер мобильного или домашнего телефона). Описывает проблему.
- Отсутствие отопления. Когда сезон официально начался, а в одной конкретной квартире тепла нет, житель вправе известить ТСЖ. В тексте обращения он указывает, как именно были ущемлены права, вдобавок описывает проблему. Что батареи холодные, у соседей (после опроса) тепло есть. Возможно, наоборот, не отапливается дом, тогда проблема гораздо серьезнее, и ею стоит немедленно заняться.
- Протечка крыши. Товарищество обязано следить за всем зданием, включая крышу. Если обнаружена протечка, вода активно проникает в жилье, обращение необходимо.
- Перенос контейнера. Когда мусорные баки установлены близко, и запах мешает людям. Товарищество может перенести их дальше при необходимости.
- Неработающий дворник. Жильцы дома вправе требовать со всех нанятых сотрудников выполнения обязанностей. Ведь начисление зарплаты им происходит с регулярных выплат собственников.
- Плесень обнаружена, имеется протечка, замена стояка. Подобные неприятности относятся к юрисдикции правления, поэтому жители вправе требовать объяснения и решения проблемы.
- Ремонта нет. Ремонтные работы все осуществляются за средства, предоставляемые жильцами. Они скидываются, и если впоследствии обещанной реконструкции не произошло, руководитель ТСЖ должен объясниться.
Как видно, поводов передать заявление хватает. В большинстве своем это бытовые ситуации, и они решаются мирно. Однако порой небольшой конфликт может неожиданно перерастать в настоящее противостояние. Тогда вмешиваются другие органы (милиция, прокуратура).
Важно: кроме жалоб, есть позитивные причины для написания гражданином обращения. Например, просьба о предоставлении ему информации, касающейся общедомового имущества или основных документов. Предложения, связанные с общими проблемами или системой управления. Например, посадить больше деревьев на территории у дома.
Жалоба на председателя
Коллективная жалоба на ТСЖ, как и индивидуальное обращение, может быть подана в разные инстанции. Вне зависимости от того, какая суть прописана в документе, правлению товарищества необходимо дать ответ на него. Высшим органом ТСЖ выступает общее собрание лиц, являющихся его членами. Ему предоставляется вся широта полномочий. На повестке собрания может быть рассмотрена жалоба на председателя ТСЖ.
В документе отражается, что данное лицо не исполняет обязанностей, возложенных на него уставом товарищества. Также пожаловаться можно на действия организаций – подрядчиков, чью работу контролирует председатель.
Срок ответа ТСЖ на жалобу собственника является стандартным и составляет 30 дней.
На правление жалоба оформляется, если гражданам навязываются услуги дополнительного характера или производится взимание платы, не отраженной в положениях оформленного соглашения между жильцами и ТСЖ.
Обратите внимание: чаще всего документ рассматривается товариществом в пользу жильца, так как проще решить вопрос с одним гражданином, чем дождаться недовольства многих лиц.
Жалоба в Роспотребнадзор на ТСЖ
На управляющего домом можно пожаловаться в региональное отделение Роспотребнадзора. Данный орган наделен полномочиями по курированию вопросов, связанных с оказанием услуг коммунального типа, а также деятельностью товариществ собственников жилья.
На ТСЖ возлагается обязанность по соблюдению действующего законодательства. Жалуясь на работу данной организации нужно указать, положения какого закона нарушаются. В этом документе отражаются аналогичные сведения, указанные выше.
Важно! Обязательным является приложение к жалобе письменных доказательств, которые подтверждают позицию заявителя.
Ответ уполномоченный орган дает в течение 30 дней. Результатом рассмотрения становится применение мер ответственности к членам правления ТСЖ, если будет доказано их неправомерное поведение.
Обращение в Роспотребнадзор через Госуслуги
При использовании такого варианта сроки получения ответа на жалобу не увеличиваются. Для направления обращения изначально нужно пройти регистрацию на портале.
Жалоба формируется по вопросам:
- бездействия ТСЖ при наличии заявления на соседей;
- несвоевременной подачи тепла в жилые помещения;
- обжалования действий председателя товарищества.
Также обращение может быть связано с определением организационно-правового статуса ТСЖ.
Положительные и отрицательные моменты членства ТСЖ
Прежде чем вступать в товарищество, нужно оценить плюсы и минусы членства. Зарплату в ТСЖ получает только бухгалтер и председатель, члены правления. Другим представителям данной организации вознаграждение не полагается.
Основанием для выплаты является решение общего собрания ТСЖ. Финансовые плюсы членства в ТСЖ могут проявляться в том, что гражданин не оплачивает ЖКУ.
Положительными моментами является:
- возможность влияния на решение вопросов, связанных с управлением домом;
- взаимодействие с разными органами местной власти, что позволяет сократить затраты и время на предоставление услуг жилищно-коммунального сектора;
- создание благоприятной обстановки в доме, в частности, путем ремонта подъездов;
- грамотное распределение финансовых ресурсов, расположенных в общем фонде;
- организация контроля за деятельностью работ, проводимых в помещении.
Минусы заключаются в том, что на практике сложно принять единое решение, так как происходят конфликты. Причиной тому становится проживание в одном доме представителей разных социальных групп. Кроме того, самостоятельное решение вопросов влечет за собой необходимость финансовых вливаний.
Последствия вступления в члены ТСЖ
После того как гражданин становится членом ТСЖ, это действие влечет определенные последствия. Они выражены в форме правомочий и обязательств, негативных и положительных моментов, отраженных выше. Процесс вступления в ряды товарищества является добровольным, это говорит о возможности отказаться от участия в деятельности организации.
При этом лицо не лишается возможности получать сведения относительно управления домом и обжаловать принятые ТСЖ решения. Это касается документации бухгалтерского типа, протоколов собраний, актов технического назначения.
Положения ст.138 ЖК РФ указывают, что правоотношения между лицами, не являющимися членами товарищества, и ТСЖ формируются на основании гражданско-правовых норм.
Данные правила используются при решении вопросов о внесении взносов за пользование помещениями, проведение отдельных мероприятий. Согласно сложившейся практике, становиться членом ТСЖ рекомендуется тому гражданину, кто имеет желание принять активное участие в жизни дома.
Обращение в налоговую с жалобой на ТСЖ
ФНС наделена полномочиями по реализации надзора и контроля за исполнением законодательства в сфере налогообложения.
Если выявляются обстоятельства, подтверждающие, что члены ТСЖ совершают действия, направленные на уход от налогов, осуществляют незаконную предпринимательскую деятельность – жалоба подается в налоговую.
Существуют такие варианты направления заявления:
- при использовании почтовых услуг;
- по факсу;
- во время личного приема.
В настоящее время ТСЖ платят минимальные налоги, так как все поступающие средства тратятся на оплату услуг, предоставляемых гражданам. Однако некоторые товарищества подают нулевую декларацию, что является не правильным. Сотрудники ФНС организуют проверку всей документации ТСЖ по доходам и расходам. Если выявляется нарушение, то сотрудники применяют меры воздействия.
Таким образом, при составлении жалобы на товарищество необходимо соблюдать установленные правила. В противном случае решение может заключаться в невозможности принятия документа уполномоченным органом. Обратиться в налоговую для обжалования действий ТСЖ получится только при наличии данных допущения нарушений в сфере налогообложения.
Порядок действий для приема
Итак, документ готов, что дальше? Автору желательно найти какого-нибудь компетентного свидетеля, согласного подтвердить наличие и серьезность проблемы.
Например, если неприятность касается сантехники (прорвало трубу, затопило), вызвать мастера. Пусть он, прочтя бумагу, распишется внизу.
Бывает, что специалистов нет/не согласны/проблема другая. Тогда заявителю помогут сторонние свидетели – ближайшие соседи. Достаточно описать им случившееся и продемонстрировать последствия. После чего показать им написанную претензию. Пусть, ознакомившись, распишутся внизу. Нотариально заверять подобные заявки незачем. Хватит подписей свидетелей и грамотного текста.