Дороги-содержание, ремонт, надзор. Кто ответственный

Качество сельских дорог во многих регионах оставляет желать лучшего. Проблема возникает и из-за несоблюдения технологии строительства дорожного покрытия, и из-за того, что ответственные за дороги лица просто игнорируют свои обязанности.

Несмотря на то, что за недоработки в содержании дорожной полосы полагается штраф в размере 300 000 рублей (по статье 12.34 КоАП РФ), решение вопроса не сдвигается с места. Плохая дорога в деревню – это не только ухудшение безопасности поездок по ней, это и снижение привлекательности жизни в сельской местности.

Необходимо, чтобы из деревни легко можно было добраться в город для решения любых своих дел, а по ямам часто не наездишься. Но, чтобы добиться штрафа безответственным хозяевам, нужно знать, кто отвечает за дороги в деревню.

Кто должен ремонтировать

Согласно ФЗ под номером 131 от 06.10.2003 года, определяющем вопросы организации местного самоуправления государства, все вопросы, связанные с дорогами местного назначения относятся к компетенции именно таких органов.

Местная администрация должна следить за состоянием трасс в селе, проводить ремонт сельских дорог, обеспечивая этим безопасность дорожного движения. Трасса с ухабами, ямами, с отсутствием дорожных знаков – это прямая угроза и водителям, пассажирам, и пешеходам. Администрация, управляющая жизнью деревни, должна знать все свои ответственные полномочия, в том числе и в дорожной сфере.

ВНИМАНИЕ! В ФЗ 131 полномочиям местной администрации в дорожной сфере посвящены статьи 1 и 6.

Также нужно учитывать и другие законодательные акты, которые определяют обязанности и права по отношению к дорожному хозяйству, эксплуатации автодорог.

Правовые основания для взыскания ущерба

В соответствии со ст. 28 Закона № 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, вследствие нарушений требований законодательства в области дорожного движения, в том числе при осуществлении строительных или ремонтных работ, реконструкций, проведении мероприятий по содержанию дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Данная норма корреспондирует положениям п. 1 ст. 1064 ГК РФ, в соответствии с которым вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Также в данной ситуации возможно и взыскание компенсации морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ.
Для реализации прав, предусмотренных вышеуказанными нормами, необходимо определить, какие именно повреждения автодороги не соответствуют предъявляемым требованиям.

Основным документом, регулирующим состояние автомобильных дорог является «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года № 221). Данный акт устанавливает требования к качеству автодороги, а также предельные допустимые отступления от нормы в отношении имеющихся недостатков (размер ям, отсутствие знаков или иное). Все требования стандарта являются строго обязательными и имеют своей целью создание таких условий, при которых будет обеспечена безопасность дорожного движения.

Факт причинения вреда автомобилю по причине несоответствующего норме состояния автодороги должен быть связан с ДТП, которое должно быть в надлежащем порядке оформлено.

При повреждении автомобиля в связи с ненадлежащим состоянием автомобильных дорог, как и при иных ДТП, необходимо остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции. До прибытия сотрудников ГИБДД необходимо самостоятельно зафиксировать повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь автомобиля, в том числе с привязкой к местности. Также необходимо зафиксировать наличие или отсутствие знаков, предупреждающих об опасном препятствии, а также правильность их установки и читаемость.

Данные материалы станут надлежащими доказательствами отсутствия вины водителя при совершении ДТП. При этом должны отсутствовать нарушения со стороны водителя правил дорожного движения (например, соблюдение скоростного режима), при соблюдении которого удалось бы избежать совершения ДТП.

В документах о фиксации ДТП должны найти свое отражение, в том числе, связь факта причинения ущерба имуществу или вреда здоровью с ДТП в силу дефектов дорожного полотна. В протоколе осмотра места происшествия (схеме ДТП) должны быть указаны размеры просадки проезжей части (выбоины, иных повреждений) и ее расположения относительно границ проезжей части (с привязкой к обочине), следы юза или торможения, расположение транспортного средства относительно границ проезжей части. Акт, составленный инспектором ГИБДД, может быть использован в качестве доказательства неисполнения органом местного самоуправления обязанностей по содержанию автомобильной дороги, повлекшего причинение ущерба.

Положения ГОСТ Р 50597-93 определяют предельно допустимые размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. Так, согласно разделу 3 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см. Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы ограждениями и предупреждающими знаками.

Отметим также, что имеющиеся на дорогах люки должны обеспечивать безопасность движения, то есть быть закрытыми. Так, в соответствии с п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 крышка люка не должна быть отклонена от уровня покрытия более, чем на 2 см.

В случае причинения ущерба автомобилю при заносе на льду, взыскать ущерб не удастся, так как в соответствии с п. 10.1 Правил дорожного движения водитель должен выбирать скорость и дистанцию, исходя из дорожных и погодных условий. А вот если автомобиль будет поврежден от упавшей с крыши дома сосульки, то шансы на успешное взыскание средств с лица, ответственного за обслуживание дома, имеются. В таких ситуациях также можно привлечь виновника к административной ответственности, что в дальнейшем упростит и взыскание причиненного ущерба.

Следовательно, только в том случае, если зафиксированные после ДТП размеры просадки, выбоины или иного дефекта превышают допустимые размеры, а также не были установлены специальные знаки, информирующие об имеющихся дефектах/опасности/проводимых работах или не соблюдены иные требования, то имеются основания для взыскания компенсации причиненного ущерба и морального вреда. Размер причиненного ущерба определяется на основании заключения независимого эксперта.

После сбора всех необходимых документов и определения виновника необходимо обратится в суд с соответствующим исковым заявлением о возмещении ущерба причиненного дорожно-транспортным происшествием. Иск о возмещении материального и морального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, удовлетворяется за счет казны муниципального образования.

Администрация

Необходимо следить за состоянием и безопасностью дорог, трасс в сельском поселении, между селами и деревнями, проводить соответствующие мероприятия для того, чтобы автодороги местного значения отвечали стандартным требованиям.

Местная администрация занимается самыми разнообразными вопросами по управлению определенной территорией и населенными пунктами. Она должна также следить за качеством автомобильных дорог, осуществлять этапы строительства новых трасс.

Дороги должны быть максимально пригодными для эксплуатации разными видами автомобильного транспорта. Органы местного управления проводят дорожные ремонтные работы, обязательно убирают снежные завалы, при необходимости чистят насаждения вдоль трассы.

Запомнить

Внутриквартальные проезды и тротуары, находящиеся на сформированной придомовой территории МКД, – зона ответственности управляющей домом организации, поскольку являются частью общего имущества собственников. Управляющим организациям и ТСЖ не всегда хватает средств на их содержание и ремонт, ведь в самом доме, особенно если это старый жилфонд, нужно решить немало проблем.

Однако УО и ТСЖ следует помнить, что неудовлетворительное состояние внутриквартального проезда или тротуара у МКД могут стать причиной жалобы жителей, а затем – привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и штрафам по ст. 14.1.3 КоАП РФ до 300 тыс. рублей.

Куда жаловаться

Как добиться ремонта некачественного дорожного покрытия в деревне? Современные технологии строительства и ремонта дорожного покрытия позволяют восстанавливать дороги быстро, без дискомфорта для населения.

Строительные материалы для таких работ также доступны в любом регионе. Поэтому местная администрация не имеет никаких оправданий в вопросе плохого сообщения в сельской местности.

Как заставить администрацию сделать дорогу в селе и обеспечить комфорт и безопасность поездок в пределах населенного пункта и за ним?

Населению села нужно направить в администрацию заявление о ремонте, указав на обязанность местного управления решать такие проблемы. Если нет никакой реакции на заявление от органов местного самоуправления, нужно подавать жалобу в прокуратуру и иск в суд.

Прокуратура и суд обязательно отреагируют на заявку, если в ней напомнить об опасности некачественного дорожного покрытия. Оно представляет угрозу для всех участников дорожного движения, а также для пешеходов, которые перемещают по обочине.

ВНИМАНИЕ! Невыполнение органами местно управления своих обязанностей по отношению к сельским дорогам рождает угрозу жизни тех, кто проживает в селе.

Отсутствие хорошего дорожного покрытия приводит к тому, что в деревню не может быстро приехать скорая помощь, служба спасения, пожарные, полиция. В итоге опасные ситуации, возникающие в населенном пункте, только усугубляются и могут закончиться человеческими жертвами.

Кто отвечает за состояние дорог

Любая дорога кому‑то принадлежит, и за её состояние отвечает владелец. В городе это муниципальная собственность, поэтому ремонтом занимаются городские власти. Дорога у торгового центра, скорее всего, находится под контролем его владельца, поэтому латать её должна администрация. Во дворе Разъяснение ГУОБДД МВД России о том, что подъезды к жилым домам входят в ведение Госавтоинспекции — это придомовая территория или муниципальные владения. В зависимости от собственника, ремонтировать эти участки должна либо управляющая компания, либо ТСЖ, либо городские власти.

Не так важно, кто собственник дороги. Главное, что любую дорогу можно отремонтировать.

Что делать

Несмотря на то, что по закону деревня должна быть под неусыпным вниманием органов местного управления, ее жители также не должны быть равнодушными. При пассивности администрации нужно самим действовать, писать заявление, обращаться в прокуратуру.

В администрации нужно заказать генеральный план участка, на котором находится плохая дорога. По плану можно определить владельцев территории. Также получится определить прохождение автомобильной дороги, ее ширину.

Нужно выяснить и тип дороги с учетом стандартной классификации. Потом составляется план работ по ремонту на том или ином дорожном участке.

Местная администрация должна прореагировать на обращение представителей населения. Если получена заявка на ремонт дороги, нужно искать пути решения проблемы.

Населению села может помочь прокуратура (при бездействии органов управления). Прокуратура проводит проверку, выставляет предписания владельцу дорожного участка для немедленного начала ремонта.

Важной поддержкой заявления жителей деревни станет и акт от сотрудника ГИБДД, который вызывается на участок для составления документа.

Рекомендации

Для взыскания в судебном порядке ущерба, причиненного в результате ДТП необходимо представить доказательства подтверждения факта причинения вреда, размер ущерба, причинно-следственную связь между дорожно-транспортным происшествием и наступившими последствиями.
Факт несоответствующего состояния автодороги фиксируется при составлении документов о ДТП (схема места совершения ДТП). Бремя доказывания причинно-следственной связи между фактом совершения ДТП, полученными повреждениями и состоянием дороги ложится на плечи автовладельца. Также необходимо доказать, что водителем были соблюдены правила дорожного движения и у него отсутствовала возможности избежать ДТП.

Нужно быть готовым к тому, что представитель администрации будет оспаривать правильность составления схемы места происшествия сотрудниками ДПС. Однако суд не воспримет такие возражения, если схема будет составлена правильно с участием понятых. Отсутствие представителя администрации при проведении оценочной экспертизы никак не повлияет на исход дело, если о месте и времени проведения экспертизы администрация была уведомлена.

Таким образом, при совершении ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорожного покрытия при отсутствии предупреждающих об этом дорожных знаков, соблюдении во время движения правил дорожного движения и надлежащего оформления сотрудниками ГИБДД происшествия, имеются достаточные основания для взыскания с администрации муниципального образования причиненного ущерба, морального вреда и понесенных издержек (расходы на оплату проведения экспертизы, услуг представителя и др.).

Стоит иметь ввиду, что суд может отказать в удовлетворении иска, если представленные истцом доказательства не позволят бесспорно определить лицо, ответственное за причинение ущерба транспортному средству, будет отсутствовать детальная схема дорожно-транспортного происшествия либо водителем будут нарушены правила дорожного движения.

Требования к качеству

Разработано несколько ГОСТов, определяющих требования к состоянию автомобильных дорог. По ГОСТу 52766-2007 выставляются требования общего значения, в ГОСТе 52398-2005 указывается классификация автодорог, список требований к ним.

Выпущены специальные СНиПы с правилами проведения ремонт дорожного покрытия. Ремонтные работы на сельской дороге проводятся, согласно ГОСТу 50597-93 в течение 10 дней, трассы скоростные должны ремонтироваться за 5 дней.

Если ответственные лица не соблюдают требования к безопасности дорог, не проводят своевременно ремонт, не выполняют обязательств по содержанию, им полагаются административные штрафы. Местная администрация не имеет права на бездействие в устранении проблемных участков на дороге, из-за которых создается угроза безопасности перемещения по трассе.

Как добиться ремонта дорог?

Когда выяснится, кто должен ремонтировать покрытие, пора начинать действовать. Прежде всего, нужно сфотографировать разбитую дорогу со всеми колдобинами, ямами и прочими недостатками. После этого составляется письмо в муниципалитет, к которому прикладываются фотографии. Написать его вправе даже один человек, хотя коллективные обращения оказываются более эффективными.

Форма письма может быть произвольной, но в нем должна содержаться следующая информация:

  • Данные адресата.
  • Личные и контактные данные заявителя.
  • Адрес и точное месторасположение проблемного участка.
  • Проблемы, с которыми приходится сталкиваться жильцам из-за плохой дороги. Но в этом пункте можно ничего и не писать, чиновники все равно должны решить вопрос с ремонтом.

Если обращение составлено от имени группы жильцов – стоит выбрать ответственное лицо, которое будет поддерживать связь с администрацией. На его домашний адрес либо электронную почту должен будет прийти ответ.

Заявление должно быть составлено в двух экземплярах. Один экземпляр передается администрации города или района, к которому относится улица. Второй (с росписью получателя) остается у жителей. Еще один вариант – отправить документ заказной почтой с уведомлением о вручении. Если письмо содержит несколько страниц – их нужно пронумеровать и на каждом листе поставить подпись

После отправки заявления останется ждать результата. На его рассмотрение уполномоченным лицам дается месяц. Но проблема состоит в том, что бюджет (в том числе по такой статье, как ремонт и строительство дорог) обычно формируется ежегодно. Если расходы только планируются, а чиновники сочтут восстановление дорожного покрытия целесообразным – деньги будут выделены.

В противном случае придется ждать утверждения бюджета на следующий год. Но в любом муниципальном образовании существует статья расходов на непредвиденные нужды. Если дорога действительно находится в аварийном состоянии, а жильцы проявят настойчивость – необходимые средства можно получить из НЗ.

Советы юристов

Законодательством определена ответственность за строительство, ремонт, содержание сельских дорог. Если жители деревни не довольны качеством дороги в своем населенном пункте, они должны действовать в соответствии с законом и призвать к ответственности местные органы самоуправления. В своих действиях следует опираться на положения ФЗ под номером 131 и под номером 257.

ВАЖНО! Федеральный Закон 131 от 06.10.2003 (статья 14, пункт 1, подпункт 5) указывает на то, что за все вопросы, связанные с ремонтом сельской дороги, поддержанием ее безопасности, отвечают ОМС.

По ФЗ 257 от 08.11.2007 местная администрация должна выполнять такие виды дорожной деятельности, как контроль над сохранностью дорог местного назначения.

Для защиты своих прав юристы рекомендуют обращаться сначала в администрацию самоуправления, только при ее бездействии – в прокуратуру и суд. Бездействие ответственных лиц должно быть признано незаконным.

Для того, чтобы сделать свое заявление более весомым для прокуратуры, нужно сделать упор на опасность плохих дорог для участников дорожного движения. А также на то, что плохая трасса к деревне становится причиной задержки прибытия скорой помощи и пожарной.

Какими должны быть дороги в СНТ

По принятым нормам, ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 м, а проездов – не менее 3,5 м. В СНиП 30-02-97 также содержится информация о радиусах поворотов – не меньше 6,5 м.

Такие требования установлены неслучайно. Их соблюдение позволяет беспрепятственно прибыть на место возгорания пожарной спецтехнике. Если быстро не отреагировать, пожар распространится на соседние участки, и могут пострадать как люди, так и их имущество.

Понятно, что в старых садовых товариществах, которые строились без планов и инфраструктуры, подобные нормы не соблюдены, поэтому их дорогам нужна модернизация. А для ее проведения у участков, граничащих с дорогой, необходимо забрать часть земли. Зачастую собственники неохотно идут на такой шаг, но безопасность куда важнее лишней грядки.

Тем более что расширение проезда между участками может осуществиться и в принудительном порядке: пожарная инспекция фиксирует нарушение и передает сведения в жилищную инспекцию.

Модернизация дороги в СНТ требует от членов СНТ некоторых жертв и значительных средств, но от нее никуда не уйти. Администрации отдельных регионов также подключаются к этому делу, предоставляя финансовую помощь. Только в Ленинградской области, например, в прошлом году СНТ получили из регионального бюджета свыше 40 млн рублей, которые пошли на обслуживание электросетей и ремонт дорог.

Что делать если нет проезда к земельному участку?

После приобретения участка может оказаться, что фактически проезда к нему нет, либо дорога имеется, но пролегает она по чужой территории. Порядок действий зависит от ситуации:

  1. Проезда нет совсем – соседи поставили забор так, что надел оказался в замкнутом «кольце»;
  2. Проезд есть, но земля под ним принадлежит частному лицу (владелец соседнего участка);
  3. Дорога имеется, но участок под ней находится в собственности муниципалитета.

В каждом из этих случаев процедура получения доступа к территории будет немного отличаться. Но есть общий порядок действий, к которому прибегают в подобных ситуациях.

  • Если участок находится в границах населенного пункта, необходимо обратиться к главе местной администрации за установлением публичного сервитута.
  • Когда надел расположен за пределами муниципалитета, такое заявление направляют в районную администрацию.
  • Невозможно установить публичный сервитут (отсутствуют основания), либо земля принадлежит частному лицу – придется устанавливать частный сервитут.

Если других вариантов организации проезда к земельному участку не найдут, представители местной или районной администрации вправе установить публичный сервитут к территории. Но важно учитывать, что право проезда может быть временным или постоянным. Первый вариант подходит, если дорога нужна на время строительства, а второй – во всех остальных случаях.

О частном сервитуте придется договариваться с владельцем земли напрямую. Обычно право проезда устанавливают за определенную плату (ежемесячную, ежеквартальную и т.д.). В этих целях составляется соглашение. Договориться не получилось – сервитут можно установить в судебном порядке.

Существует вариант, когда проезд к участку невозможен из-за неправомерно установленных заборов или объектов недвижимости. В данной ситуации все вышеописанные действия осуществляются после ликвидации таких препятствий. Инициировать процедуру можно, написав жалобу в муниципалитет. Учитывая сложность процедуры, проводить ее должны профильные юристы. Так вы исключаете риск отказа и получаете гарантию организации проезда к участку.

Куда обращаться чтобы узнать кто должен желать дорогу к участку?

  • Дорожная деятельность в границах населенных пунктов или за ними, производится администрацией поселения, муниципального района или округа.
  • Чтобы узнать, кто должен делать дорогу к участку, необходимо изучить документы на землю, проверив, к какому муниципальному образованию он относится.
  • По общему правилу за обустройством путей надо обращаться в местный муниципалитет. При этом Вы обязательно столкнетесь с очередностью выполнения строительных дорожных работ.
  • Кроме того, власти могут отказать из-за недостаточного финансирования или будут оттягивать создание подъезда, ссылаясь на нехватку средств в бюджете. В этом случае получение желаемой дороги затягивается на долгие годы.
  • Если Вы оказались в подобной ситуации, можно провести работы за счет собственных средств. Для этого потребуется разрешение, согласованный проект и технические условия.
  • Непосредственно за укладкой полотна надо обращаться в лицензированную компанию.
  • Самостоятельно проводить строительство придется, если участок был оформлен ненадлежащим образом, либо он не числится в государственном кадастре недвижимости.

Наши услуги:

Оформление дороги через суд — от 80000 рублей.

Созданию дороги (новый з/у в населённом пункте) — от 70000 рублей.

Оформление дороги в заявительно-претензионном порядке — от 40000 рублей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]