Самовольное строительство объекта недвижимости на садовом участке не является основанием считать его собственностью. В этот разряд его переводит только регистрация дачного дома в соответствующей службе и получение кадастрового номера. Оформление садового дома в собственность дает возможность совершать с этим объектом недвижимости многие юридические сделки – дарить, обменивать, передавать в наследство, страховать, использовать в качестве залога при кредитовании и оформлении ипотеки.
Государство пошло навстречу владельцам неучтенной недвижимости и предложило в 2006 году упрощенный вариант правового механизма регистрации собственнических прав на дом в СНТ. В народе эта программа называется «дачной амнистией», которая должна была действовать до 2015 года, но сейчас продлена до первого марта 2021 года. Поэтому если вы не успели воспользоваться упрощенным вариантом узаконивания построек в садоводстве, вам будет интересна пошаговая инструкция, как зарегистрировать дом на дачном участке в 2021 году.
Зачем необходимо оформление
Недавние поправки, внесенные в законодательство, ставят владельцев загородной недвижимости перед необходимостью проведения ее регистрации. Приведем несколько вариантов, когда предпочтительно оформление дачного дома:
- совершение сделок по отторжению имущества – продажи, дарения, завещания, мены, дарения;
- возможность предъявления даже недостроенного объекта в качестве залога в банк для получения кредита;
- для оформления на постройку договора страхования имущества;
- чтобы можно было получить полную компенсацию за постройку и землю в случае изъятия их под комплексную застройку;
- во избежание спорных моментов с соседями по местоположению границ участков;
- для подключения необходимых коммуникаций, если планируется использовать дачу для постоянного проживания;
- во избежание признания сооружения незаконным с последующим его сносом за счет владельца.
Незарегистрированный дом – это надежда на русский «авось» Источник soroka.news
Смотрите также: Каталог компаний, что специализируются на проектировании загородных домов.
Порядок регистрации
Владельцам загородных домов закон предоставляет право оформления построек на своих садовых участках по упрощенной способу. Условно этот закон называют «дачной амнистией». Срок его применения продлен до марта 2021 года.
Чтобы понять, как правильно оформить построенный дом, нужно определиться подпадает ли он под действие дачного закона или следует учитывать на общих основаниях.
Для регистрации недвижимости по амнистии получение разрешения на строительство и эксплуатацию не требуется, что значительно упрощает процесс.
Под такой порядок оформления в собственность дачной недвижимости подпадают следующие капитальные строения, имеющие фундамент и неотделимые от него стены:
- дома для временного или постоянного проживания, а также хранения инвентаря;
- гаражи, расположенные на садовом наделе;
- основательные хозяйственные постройки – бани, сараи, беседки и другие.
Если строения на участке не относятся к указанному типу сооружений, то они оформлению не подлежат.
Важно! При получении земельного участка до 2001 года, приватизировать и оформить его в собственность можно бесплатно и по ускоренной процедуре.
Некоторые земельные участки можно оформить быстро и, что немаловажно, бесплатно Источник namvd.ru
Регистрация строения на дачном участке производится по следующему алгоритму:
- Приглашается кадастровый инженер из БТИ или специализированной организации, имеющей разрешение на данный вид работ. Специалист производит замеры, составляет поэтажный план и устанавливает координаты дома. Он изготавливает технический план и в электронном виде передает его в Росреестр и заказчику. Также заполняет новую форму декларации и согласовывает ее с заказчиком.
- Оплачивается госпошлина в соответствии с Налоговым Кодексом.
- Подготавливается пакет правоустанавливающих и технических документов.
- С собранным пакетом материалов следует обратиться в МФЦ для регистрации права собственности на дом.
- Забрать в МФЦ готовую выписку из ЕГРН.
Для проведения ускоренного оформления постройки на загородном участке необходимо предъявить документы:
- паспорт владельца;
- чек об оплате госпошлины;
- документы, подтверждающие получение земли в пользование и права собственности на нее;
- декларация в электронном виде;
- кадастровый паспорт на землю;
- технический план дома.
Если на сооружение не распространяется действие дачной амнистии, то процедура немного усложняется.
Далеко не на все загородные постройки распространяется дачная амнистия Источник advokat-buro.info
Тогда для оформления капитального строения на наделе в СНТ должно быть получено разрешение на строительство.
Сроки оформления документа на собственность в МФЦ колеблется от 7 до 10 дней. Если потребуются еще какие-либо документы, то он может увеличиться.
Декларация об объекте недвижимости оформляется правообладателем или его уполномоченным представителем в форме бумажного или электронного документа. В ней указываются данные об объекте недвижимости, сведения о правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах, информация о правообладателе и представителе.
Дачная амнистия — это упрощенный порядок оформления прав граждан на объекты недвижимости, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство. К таким объектам, в частности, относятся объекты индивидуального жилищного строительства (жилые дома, индивидуальные жилые дома), гаражи, построенные на земельных участках, предоставленных гражданам, а также построенные на садовых земельных участках жилые дома, садовые дома, хозяйственные постройки, определенные в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества (п. 39 ст. 1, ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
Для чего нужна декларация об объекте недвижимости
Декларация об объекте недвижимости является неотъемлемой частью технического плана, который необходим для кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости (в том числе объекты незавершенного строительства), для строительства которых в соответствии с законом не требуется разрешение на строительство (ч. 11, 11.1 ст. 24, ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ).
Декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится созданный объект недвижимости, или его представителем (п. 2 Требований, утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953).
Как заполняется декларация об объекте недвижимости
Декларация может оформляться в форме электронного или бумажного документа.
Все записи, за исключением установленных законодательством РФ случаев, производятся на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами (п. 6 Требований).
Оформить декларацию в виде бумажного документа можно с применением технических средств, а также ручным (от руки) или комбинированным способом (п. 9 Требований).
В состав Декларации включаются следующие реквизиты (п. п. 11 — 17, 19 — 22 Требований):
1. «Вид, назначение и наименование объекта недвижимости» — вам необходимо выбрать из списка и обозначить знаком «V» соответствующий объект, указав, в частности, назначение: «жилое» или «нежилое». В строке «Назначение сооружения» при отсутствии вида назначения, соответствующего фактическому назначению, указывается «иное сооружение». При этом в скобках указывается фактическое назначение сооружения.
В строке «Вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости» указывается вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости, в том числе выбранный (выбранные) из числа установленных градостроительным регламентом применительно к соответствующей территориальной зоне, с учетом ограничений использования земельного участка.
2. «Адрес (местоположение) объекта недвижимости» — указывается в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС). В случае отсутствия объекта в адресном реестре адрес вносится на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости. При отсутствии официального адреса в строке «Иное» указываются: наименование субъекта РФ, муниципального образования, населенного пункта, улицы (проспекта, шоссе, бульвара, переулка), номер сооружения (если есть).
В случае если участок находится в садоводческом некоммерческом товариществе, указывается его полное название.
3. «Номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в котором (которых) находится объект недвижимости» — указывается при наличии таких сведений.
4. «Кадастровый номер» — заполняется при наличии таких сведений, в частности, в отношении земельного участка, в границах которого расположен объект, в отношении которого заполняется декларация.
5. «Описание объекта недвижимости» — указываются сведения в зависимости от вида объекта.
6. «Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» — указываются: фамилия, имя, отчество (если есть) и СНИЛС физического лица (при отсутствии СНИЛС — реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания).
Если правообладателями являются участники общей собственности, то в декларации указываются сведения об одном из них, сведения об остальных приводятся в приложении. При этом в реквизите указывается: «Список приведен в приложении на __ листах». Если декларация оформляется в форме электронного документа (за исключением ее оформления в отношении машино-места), количество реквизитов должно соответствовать количеству участников общей долевой собственности. Декларация подписывается всеми участниками общей собственности (Приложение N 3 к Приказу N 953).
7. «Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» — заполняется, если декларация подается представителем правообладателя. При этом указываются реквизиты документа, на основании которого действует представитель, фамилия, имя, отчество (если есть) и СНИЛС (при его отсутствии — наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания).
8. «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» — указываются наименования, номера, даты документов, устанавливающих или удостоверяющих право лица, от имени которого подается декларация, на земельный участок, на котором находится регистрируемый объект недвижимости (право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка).
Копии правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится объект недвижимости), а также копии документов, подтверждающих полномочия представителя правообладателя, включаются в состав приложения к декларации (п. 24 Требований).
Незаполненные строки реквизитов декларации не исключаются, в них проставляется знак «-» (прочерк).
Если сведения, относящиеся к какому-либо реквизиту, не умещаются на одном листе, допускается размещать их на нескольких листах либо на обороте соответствующего листа. В указанном случае на каждом листе либо на каждой странице воспроизводятся слова «Декларация об объекте недвижимости» и название соответствующего реквизита декларации.
Нумерация листов декларации, подготовленной в форме бумажного документа, является сквозной в пределах документа (п. 10 Требований).
Декларация в форме бумажного документа должна быть прошита и скреплена подписью лица, заполнившего декларацию. Подпись и расшифровка подписи лица, заполнившего декларацию, проставляется на обороте последнего листа декларации с указанием даты подготовки декларации (п. 8 Требований).
Декларация, подготовленная в форме электронного документа, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью лица, заполнившего декларацию (п. 7 Требований).
Возможные осложнения при регистрации
Даже зная, как оформить дачный дом, у его хозяев могут появиться некоторые затруднения, например:
- Необходимость обращения в суд для ускорения затянувшейся процедуры регистрации жилья на даче.
- Несоответствие данных в техническом плане уже имеющимся в ЕГРН.
- Если дом был построен давно, а документы на него утрачены, то восстановление прав на него может занять несколько месяцев.
Проверка у Фемиды займет какое-то время Источник kichgorod.ru
Разрешение на строительство и эксплуатацию
Для домиков и подсобных построек на садоводческих участках, в соответствии со ст. 51 ГрК РФ, оформление разрешений на строительство и эксплуатацию не требуется.
Если же владелец решил возвести на такой земле капитальный дом для проживания зимой и летом, то разрешение на стройку обязательно получают в местной администрации. При этом необходимо учитывать какой вид разрешенного использования у данной земли. Это потребуется в случае возникновения необходимости перевода в жилое дачного здания.
До марта 2021 года не надо получать разрешение на эксплуатацию для объектов ИЖС.
Каким должен быть участок?
Чтобы дом в СНТ был зарегистрирован как жилой, нужно, чтобы участок находился на землях, относящихся к населенным пунктам. Если дом на участке, который отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, то перед тем как переоформить его в жилой, потребуется заняться переводом земли из одной категории в другую.
Вопрос-ответ Можно ли запретить соседям парковаться перед забором вашего участка?
В некоторых случаях перевод сельскохозяйственной земли (дачной или садоводческой) в категорию ИЖС, то есть земель, где можно возводить постройки, имеющие жилое назначение, невозможен. В основном это касается участков, расположенных вне населенных пунктов, на землях сельхозназначения. Такие участки можно перевести в категорию ИЖС только в случае, если они примыкают к границам города или деревни.