Особенности организации парковки на придомовой территории многоэтажного дома в 2021 году


Парковать авто требуется согласно установленному перечню правил и норм. Любые нарушения в этой сфере могут повлечь за собой ответственность и штрафные санкции. Есть несколько законодательных актов, которые регламентируют все основные моменты, связанные с парковочными местами во дворе жилого дома. Дополнительно с 1 января 2021 года вступает в силу новый приказ Минтранса, ужесточающий требования к коммерческому транспорту. Правила должны выполняться всеми лицами, так как нарушения приводят к большому количеству негативных последствий.

Законодательная база

Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что собственникам помещений в МКД (многоквартирный дом) принадлежит еще общее имущество, включая и земельный участок, на котором расположено строение, и некоторая площадь вокруг него (ст. 36). В этом же нормативно-правовом акте содержится упоминание о том, что придомовая территория – это та земля в непосредственной близости от здания, которая принадлежит всем жильцам в соответствии с долями в общем имуществе.

В Постановлении Правительства №491 от 13.08.2006 (в редакции от 13.09.2018) указано, что границы такого участка, включая благоустроенные и озелененные элементы, определены на основе сведений из ЕГРН, если проводился кадастровый учет земли. Если же он не сформирован, то территория принадлежит муниципалитету. В каждом конкретном случае размер и границы земельного участка индивидуальны.

Закона, запрещающего парковку на придомовой территории во дворе многоквартирного дома, в 2021 году нет. Напротив, граждане, согласно Гражданскому кодексу, имеют право свободно находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках (ст. 262) и пользоваться общим имуществом.

Штрафные санкции за неправильное размещение авто

Во дворе дома можно часто наблюдать, как машина располагается на газоне. В Кодексе об административных правонарушениях не предусматривается наказание за парковку в этом месте. Однако в региональных актах отражены меры ответственности за указанное деяние.

К примеру, в Санкт-Петербурге владельцы транспортных средств платят штраф за неправильно припаркованный авто в размере от 3000 до 5000 рублей. Сведения об установленных мерах наказания по субъектам отражены на информационном стенде в администрации конкретного муниципалитета.

Если гражданин наблюдает такое нарушение со стороны своего соседа, можно зафиксировать этот факт при использовании фото или видео камеры, после чего передать представителям местных органов. Кроме того, можно позвонить на номер администрации и сообщить, что во дворе жилых домов водитель неправильно припарковал авто.

Как действовать если машину заблокировали во дворе

Владелец автомобиля, который перекрыл проезд другому средству передвижения, совершает нарушение ст. 12.19 КоАП РФ. В данной ситуации применяется штрафная санкция в размере 2 000 рублей.

Исключение предусматривается для городов федерального значения. Для этих территорий величина штрафа составляет 3000 рублей. Нарушение требуется зафиксировать на фото/видео либо позвонить в дежурную часть ГИБДД и вызвать на место наряд.

Однако изначально нужно попробовать решить вопрос при обращении к собственнику машины. Часто те, кто блокируют чужие средства передвижения, оставляют номер мобильного телефона для возможности связаться с ними.

Алгоритм привлечения к ответственности

Под тротуаром понимается часть улицы, которая предназначена для использования пешеходами. Во дворе многоквартирного дома на тротуаре можно парковать машины только при условии, что размещены соответствующие знаки разрешительного типа.

Если стоят знаки, предусматривающие запрет стоянки и парковки, за размещение авто во дворе придется платить штраф. Когда знаки отсутствуют, это говорит о том, что средство передвижения может быть припарковано.

Когда имеет место нарушение положений п. 3 ст. 12.19 КоАП, применяется штраф в размере 1000 рублей. Для жителей городов федерального значения санкция равняется 3000 рублей.

Когда нарушаются нормы санитарного плана, можно обратиться в:

  • пожарную инспекцию;
  • инженерную службу;
  • санитарную службу;
  • экологическую инспекцию.

Если фиксируется нарушение ПДД, обращение происходит в ГИБДД. В настоящее время предусматривается возможность направления фото или видео материала с фиксацией факта правонарушения, посредством использования специальных ресурсов.

Размеры парковочного места по ГОСТу

Приказом Минэкономразвития №792 от 7.12.2016 установлены параметры стандартного машино-места:

  • минимальный – 5,3х2,5 м;
  • максимальный – 6,2х3,6 м.

Как таковых норм, касающихся парковочных мест во дворах многоквартирных домов, нет. Должны соблюдаться санитарные правила и нормы 2.2.1/2.1.1.1200-03. В соответствии с ними, от здания до парковки должно быть не меньше 10 метров. Открытые площадки до 50 машин допускаются только при наличии элементов благоустройства, озеленения.

Тип строенияМинимально допустимое расстояние в зависимости от количества транспортных средств
менее 1010–5050–100100–300более 300
Жилое здание1015152550
Объект общественного назначения1010152525
Лечебное, рекреационное место2550Определяется органами санитарного надзора
Учреждение системы образования15252550утверждается ФОИВ

Чаще всего нарушаются правила относительно дистанции от дома. Хотя, это положение наиболее важно для комфортного проживания граждан.

Как определяется расстояние до жилого дома

В современных городских условиях появилось несколько критериев, служащих основными составляющими в определении допустимого удаления от дома до парковки. Обилие автомобилей в больших городах и даже в маленьких населенных пунктах привело к появлению стоянок разного типа и вариабельной степени оборудованности.

Прежние нормативы касались только мест постоянного или временного размещения автомобилей, именуемых автостоянкой, если транспортное средство оставлялось надолго, или парковкой, где его можно было оставить на непродолжительное время.


Дворовая стоянка

  1. На сегодняшний день понятие «парковка» включает в себя два вида (подземные и надземные). Но в каждое из них может входить одноуровневая или оснащенная несколькими уровнями. Многоуровневые надземные могут разрешить проблему нехватки парковочного места в многоквартирных домах, где автоводителями иногда являются несколько членов семьи. Это предполагает наличие не одного автомобиля, а двух и более у обитателей одной квартиры.
  2. Подземные парковки требуют специальных условий, дополнительного оснащения и соблюдения правил противопожарной безопасности (вытяжки для очистки воздуха, системы оповещения об опасности и пожаротушения). Использование смарт-паркингов, крыш многоэтажных зданий или площадок с паллетами сделали еще более актуальными нормы, предписанные в отношении автостоянок. Недостаток места, для того чтобы поставить машину, вынуждает изобретать дополнительные приспособления (как, например, газонные решетки, применяемые для предохранения зеленых насаждений).


Размещение автомобильных стоянок

Кто отвечает за парковку во дворе

В соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, предусмотренными ФЗ №131 от 06.10.2003, граждане могут самостоятельно решать некоторые вопросы относительно их собственности. Парковки во дворах многоэтажных домов, организуются и благоустраиваются после одобрения подавляющего большинства владельцев квартир.

Для рассмотрения вопроса созывается общее собрание собственников помещений в МКД (ст. 44 ЖК). Решение считается принятым, если получено 2/3 голосов за (ст. 46 Кодекса). Квартиросъемщики не могут принимать участие в голосовании и определять судьбу придомовой территории, так как не обладают правом собственности на арендуемое имущество.

Что запрещает наличие знака

Если вы заехали на машине в жилую зону, тогда приготовьтесь к довольно жестким и строгим запретам. Здесь нельзя делать следующее:

  • обучаться вождению;
  • совершать обгон;
  • выполнять сквозной проезд, чтобы обогнуть пробку;
  • останавливаться, не выключая двигатель;
  • превышать скорость;
  • совершать стоянку на машине категории С;
  • заезжать на газон;
  • включать громко музыку;
  • нарушать иные правила ПДД;
  • нарушать общественный порядок и пр.

Много споров возникает касательно стоянки грузовиков, поскольку они в жилых домах порой необходимы, чтобы вывезти мебель, что-то погрузить, разгрузить, выполнить ремонтные работы и пр.

Поэтому к правилу внесли ряд поправок. Это позволяет автотранспортным средствам категории С останавливаться в жилых зонах, если имеется специальное разрешение, соответствующая табличка, либо же это машина, являющаяся часть какой-нибудь службы.

Согласно правилам о жилой зоне, здесь действуют определенные ограничения. Причем их перечень довольно внушительный.

  • Нельзя ехать со скоростью свыше 20 км/час;
  • Приоритет движения всегда на стороне пешехода и велосипедиста;
  • Запрещается использовать двор как сквозную территорию, когда в ней нет необходимости;
  • Действуют ограничения на осуществляемые развороты;
  • Если внутри зоны есть перекресток, сначала пропускают пешеходов, и только затем другие машины в соответствии с ПДД;
  • Ограничения распространяются и на движение на задней передаче;
  • Крайне нежелательно совершать любые опасные маневры и не соблюдать принцип помеха справа.

Ограничения нельзя назвать строгими, поскольку в большинстве случаев штраф за них платить не придется. Но любые потенциально опасные маневры становятся причиной привлечения водителя к ответственности по иным пунктам и правилам. В некоторых из них можно лишиться прав.

В жилой зоне категорически запрещается осуществлять сквозное движение.

К сожалению, ПДД не определяют понятия сквозного движения. Но, применяя принципы толкования права, можно сказать, что оно есть движение сквозь ЖЗ без остановки и без намерения иметь цель движения именно в ЖЗ. Чаще всего цель сквозного движения — это желание сократить маршрут, нежелание участвовать в пробке или заторе и т.п.

В ЖЗ категорически запрещена учебная езда.

Мотив и здесь понятен: малоопытный водитель (даже еще и не водитель, согласно ПДД) в жилой зоне может вовремя не сориентироваться и причинить вред как пешеходам, и плотно стоящим на дворовых парковках транспортным средствам.

По ПДД в жилой зоне запрещается стоянка транспортных средств с заведенным двигателем.

Это существенный момент, связанный с экологией. Благоприятная среда обитания человека нарушается запахом гари, ГСМ и пр. Поэтому законодатель ограничил стоянку.

Вопрос. Скоро зима и водители столкнутся с проблемой необходимости прогрева двигателя на сильном морозе. Как быть, если стоянка с запущенным двигателем запрещена? Каким образом совместить две необходимости:

  1. Не загубить силовой агрегат, который после начала движения без прогрева может «застучать».
  2. Не нарушить ПДД.

Все просто. Правилами запрещается СТОЯНКА ТС, а не остановка. Поэтому, для прогрева мотора водитель имеет, как минимум, 5 минут форы, чтобы довести температуру мотора до рабочей температуры и затем начать движение.

По правилам в ЖЗ запрещается стоянка транспортных средств с разрешенным максимальным весом более 3500 кг вне мест, обозначенных знаками и/или разметкой.

Это ограничение относится к стоянке грузовых автомобилей категории С. Требование объясняется:

  • с одной стороны, большими габаритами таких ТС;
  • с другой, — ограниченностью пространства в ЖЗ, которого недостаточно даже для многочисленных легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, проживающим в жилой зоне.

Следовательно, для стоянки большегрузов жилая зона оборудуется спецплощадкой, оснащенной разметкой или знаками.

Правила парковки

СанПиН запрещает парковать автомобиль на расстоянии меньше 10 метров от дома. Если речь о грузовике, то требуется хотя бы 50 м. В целом же, в ПДД о парковке во дворах жилых домов сказано не много. Запрещается:

  • чтобы ТС стояло более пяти минут с включенным двигателем;
  • останавливаться на благоустроенной территории;
  • парковаться на газоне, клумбах, детской площадке;
  • оставлять машину в проезде или около мусорных баков.

Все это затрудняет движение во дворе и ухудшает внешний вид территории, негативно влияет на экологическую обстановку.

Штрафы и санкции

А теперь для многих самая главная часть нашего рассказа. А именно раздел со штрафами, которые грозят водителям, если они будут нарушать правила, распространяющиеся на действие рассматриваемого знака о жилой зоне.

Стоит выделить несколько основных моментов на этот счет:

  • Нарушая скоростной режим, водитель будет платить по стандартной схеме штрафов;
  • Если двигаться в жилой зоне со скоростью свыше 100 километров в час, с правами можете попрощаться;
  • Нарушив правила приоритетности, штраф может составить от скоромных 500 рублей до более внушительных 3 тысяч рублей;
  • Неправильно въезжая или выезжая с территории жилой зоны, штраф может составить около 1500 рублей;
  • С правилами парковки и остановки все также стандартно, как и в ПДД для обычных автодорог;
  • Остановившись на газоне, заплатить можно разную сумму. Это зависит от ряда факторов. В Москве, к примеру, это 5 тысяч рублей.

Нарушения правил движения по внутридомовым территориям оплачиваются штрафом в размере 1500 рублей. Но если вы нарушили правила в Питере или Москве, сумма удваивается.

Кто-то скажет, что подобные правила можно нарушать, ведь в России никто на жилыми зонами не следит, их не патрулируют. По факту это так. Но не забывайте, что о вашем нарушении могут сообщить очевидцы, снять все на камеру или предоставить доказательства в виде записи с камер наблюдения. В итоге штраф может прийти совершенно неожиданно и на крупную сумму. А именно это даже грозит лишением прав сроком до 6 месяцев.

Теперь каждый из вас задумается, прежде чем внутри двора давить на газ или пытаться объехать пробку через жилую зону.

Чем отличается стоянка от парковки

Чтобы это понять, следует руководствоваться нормами Градостроительного кодекса и Правилами дорожного движения. В первом случае машина помещается на хранение «автоматически», а во втором владелец мест не несет за нее ответственности. Разберемся, что еще говорит закон о парковке и стоянке.

Парковка – место (обычно вдоль дорог, на различных пространствах улично-дорожной сети, на площадях возле зданий) для перевода транспортного средства в отключенное состояние на непродолжительный срок (п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса и п. 1.2 ПДД). Во дворах она является бесплатной.

Стоянка – территория или помещение для длительного хранения машины на возмездной основе (п. 2 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства РФ №795 от 17 ноября 2001 года). Часто таковыми являются крытые гаражи и сооружения. Ответственность при этом ложится на сотрудника площадки.

На стоянке ТС и имущество, находящееся в салоне, всегда под наблюдением. Но обходится она гораздо дороже даже платной парковки. Стоянка возможна только в специально отведенных местах, а нарушение правил грозит штрафом. Гараж и территория под навесом тоже считаются стоянкой. Здесь автомобиль защищен от осадков, а его внешний вид поддерживается в нормальном состоянии. Часто парковки организуются именно во дворах админзданий или МКД. Они необходимы гражданам для оставления машины на время рабочего дня или на ночь, совершения покупок или гостевого визита.

Скорость движения

Как следует из п. 10.2. Правил, в населенных пунктах автомобилисты могут двигаться со скоростью не свыше 60 км/ч.

Разумеется, представленное ограничение действует, если нет запрещающего указателя 3.24. Если такой знак есть, гражданину нужно ехать со скоростью не выше той, которая указана на знаке.

А вот для жилой зоны данное общее правило не действует. Тот же п. 10.2. Правил регламентирует – в жилой зоне скорость автомобилей должна быть не выше 20 км/ч.

Отметим, что в отношении жилой зоны действуют и иные правила, предъявляемые Разделом 10 Правил.

Например, п. 10.1. указывает, что автолюбитель обязан вести машину со скоростью, учитывающей состояние ТС, груза, дорожные, погодные условия, видимость и др.

При этом выбранный скоростной режим должен соблюдать возможность постоянного контроля за движением ТС для выполнения требований Правил.

К примеру, если на улице сильный дождь или туман, в жилой зоне нужно двигаться с намного меньшей скоростью, чем максимально разрешенная Правилами.

Как организовать парковку на придомовой территории

После того как на общем собрании жильцов принято соответствующее решение, которое отражается в протоколе, следует выделить участок в общую долевую собственность. Чтобы организация парковки на придомовой территории прошла успешно, лучше заранее назначить инициативную группу, которая и будет ходить по инстанциям.

ТСЖ – элемент самоуправления, позволяющий договориться о том, что будет проводиться. После согласования с жильцами начинается взаимодействие с местными властями.

Где получить разрешение

С протоколом собрания следует обратиться в районный орган по земельным ресурсам и землеустройству (комитет или департамент) с просьбой выделить участок под автостоянку. В заявлении нужно отразить общую информацию о ТСЖ, заявителе и придомовой территории. Когда разрешение получено, следует обращение в ГИБДД и архитектурный комитет (отдел) муниципалитета.

Порядок составления проекта

Для его разработки придется нанять специалиста. Он разработает проект, нарисует план, как оформить стоянку возле дома для машины. После согласования с собственниками можно приступать к обустройству территории. Она может быть ограничена шлагбаумом, оборудована сигнализацией. Нередко нанимают охрану.

Особенности оформления для инвалидов

Места для лиц с ограниченными возможностями размечаются особым образом и выделяются знаком. Ширина площадки – не менее 3,5 м. Это объясняется меньшей маневренностью людей с инвалидностью и необходимостью без помех открыть дверей при выходе из салона.

Подготовка необходимой документации

К заявлению следует присовокупить протокол общего собрания, на котором принято решение о создании стоянки, справка о составе придомовой территории, полученная в управлении инвентаризации и оценки недвижимости.

Татьяна Николаевна, здравствуйте! Спасибо за быстрый ответ.

Татьяна Николаевна, здравствуйте! Спасибо за быстрый ответ. Соседский дом стоит в 70 см от моего забора. Их стена глухая. Вчера они в этой стене проделали большое окно, выше нашего забора. На какие статьи можно ссылаться при обращении в суд?

Это будет иск «Об устранении препятствий в пользовании жилым помещением или земельным участком». Нужно смотреть документы. Вам нужно обратиться к юристам, подготовить и выставить сначала претензию.

СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения (с Изменением N 1)

6.7* Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть:

от жилого строения (или дома) — 3;

от постройки для содержания мелкого скота и птицы — 4;

от других построек-1 м;

от стволов высокорослых деревьев — 4 м, среднерослых — 2 м;

от кустарника — 1 м.

Расстояние между жилым строением (или домом) и границей соседнего участка измеряется от цоколя дома или от стены дома (при отсутствии цоколя), если элементы дома (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.).

При возведении на садовом (дачном) участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового участка, следует скат крыши ориентировать на свой участок.

Когда-то минимальные расстояния между домами никак не соблюдались. И мы ведь прекрасно знаем, что зачастую это приводило к опустошительным пожарам, иногда уничтожавшем крупнейшие города мира.


Расстояние между домами в городе тоже имеет свои нормы

Со временем люди выработали определённые принципы строительства для обеспечения всё той же безопасности. Противопожарное расстояние между домами позволяет локализовать отдельно взятый пожар, не дать ему распространиться на несколько строений. Это во-первых.

Во-вторых – принятые в нашей стране СНиПы и ГОСТы дают возможность соблюдать санитарные разрывы между зданиями. Всё это нужно, чтобы соседи не загораживали друг другу свет, а специальные службы могли без большого труда получить доступ к подземным коммуникациям и меньше распространялись инфекции.

На сегодня существует сразу несколько норм частного и многоквартирного строительства. Обязанность соблюдать их ложиться на плечи застройщика – частного или объединения лиц. Практика такова, что в городской среде требования строже и их выполнение проверяют чётче. А в дачном и индивидуальном строительстве допускаются некоторые незначительные нарушения.

Обустройство парковки

Разработанный проект не должен противоречить правилам дорожного движения, критериям безопасности, СанПиН и прочим требованиям. Необходимо учитывать нормы парковочных мест для жилых домов по их количеству, размерам и отдаленности от здания. Нарушение правил стоянки или остановки может привести к ответственности в виде задержания транспортного средства или штрафа – от 500 до 5 000 рублей (ч. 1 ст. 27.13, ст. 12.19, ч. 4 и ч. 5 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ). Но благоустройство территории возле дома, если оно согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, не вызовет проблем.

Установка системы видеонаблюдения

Парковки могут быть оборудованы камерами, как правило, по периметру. Контроль обстановки производится с использованием компьютера или мобильного устройства. Регистраторы стоят у ответственного собственника или консьержа. При возникновении проблем жильцы могут обратиться за записями, в том числе для передачи в государственные органы.

Требования ПДД, предъявляемые к движению в жилой зоне

Раздел 17 ПДД всецело посвящен движению ТС в жилых зонах. Какие требования предъявляются водителю при движении по таким участкам?

1. Максимально допустимая скорость в жилой зоне – 20 км/ч. Мотивация такого ограничения понятна: в жилой зоне интенсивное движение пешеходов (особенно, малолетних). Высокая скорость здесь – это предпосылка наезда на пешеходов.

2. Пешеходы в жилой зоне могут двигаться не только по тротуарам или обочинам, но и по всей ширине проезжей части. Данное требование обосновывается тем, что жилая зона – это фактически «спальный район», поэтому пешеходы здесь – распространенное явление.

3. В ЖЗ преимущество в движении – у пешеходов, а водители ТС обязаны уступать им дорогу. Все логично, но, правда, здесь есть единственное исключение. Пешеходы не имеют права создавать транспортным средствам необоснованные помехи.

К примеру, если дети рисуют мелом на асфальте, то при приближении машины они должны предоставить водителю возможность проезда.

Что такое стихийная стоянка

Некоторые граждане пренебрегают установленными правилами и самовольно обустраивают себе парковочные места. Одни устанавливают столбики, цепочки, блокираторы и пр. Другие ставят авто на тротуар, на газон, в песочницу. Тех, кто бросает машины во дворах многоэтажек, в зеленой зоне или на проезжей части, ждет разбирательство и штрафы.

Санитарные нормы дистанций между домами и строениями

Расстояние между частными домами и строениями указано в СНиП 30-02-97* и СП 53.13330.2011. Санитарные нормы учитывают:

  1. Свободные проходы.
  2. Затененность.
  3. Стоки воды.
  4. Шум.
  5. Запахи.

Для дистанций от одного до другого жилого дома на участке ИЖС точкой отсчета служит выступ цоколя или проекция балкона. При этом следует соблюдать расстояния между окнами жилых домов – 6 м. Это относится и к сельским, и к городским постройкам.

Сараи для содержания живности (свинарники и курятники) могут беспокоить соседей шумом и запахами. До них минимальная дистанция заложена от окон и составляет минимум 12 м.

Аналогичным образом строения на соседних участках не должны затенять окна и землю по другую сторону ограды. Забор между участками регламентируется местными органами самоуправления на основе СНиП. Он не должен быть выше 1,5 м. Прозрачность – не менее 50 %. В некоторых районах высота определена до 1,2 м и прозрачность – 75 % и выше.

Нельзя сажать перед соседскими окнами высокие деревья, ставить щиты и другие инсталляции, закрывающие обзор, даже если окна выходят на ваш участок. Также не стоит забывать и о максимальной высоте забора между участками.

Для бани, сауны и других помывочных строений промежуток до ограды и других объектов учитывает их специфику:

  • расстояние между домом и баней – 8 м;
  • от соседского забора – 1 м.

Расстояние между соседними банями должно составлять 4 м. Хозпостройки могут быть соединены попарно по границе участков. При этом необходимо следить, чтобы стоки и дождевые воды не попадали на соседнюю территорию. Скат крыши должен нависать не более 50 см, или его следует делать с наклоном, чтобы вода стекала на своем участке.

Сливная яма, куда стекает использованная в бане вода, выкапывается на расстоянии 4 м от забора соседа. Если под одной крышей с баней сделан санузел, выгребная яма должна располагаться на дистанции 12 м от окон соседского дома согласно СанПиН.

Составление и подачи жалобы

Какие должностные лица рассмотрят заявления собственников, зависит от сущности проблемы. Чаще всего до суда дело не доходит. Если образовалась незаконная парковка во дворе, куда жаловаться, решают сами жильцы:

  • участковому;
  • в местную администрацию;
  • в полицию.

В свободной форме составляется заявление. Рассмотрение происходит по общим правилам, установленным КоАП РФ. Обращаться может конкретный собственник или уполномоченное лицо от имени ТСЖ.

Частное жилищное строительство

Индивидуальное жилищное строительство – основное поле для действия большинства законов. Поскольку такое строительство не предполагает знания юридических тонкостей от застройщика (в отличие от профессиональных строителей, занимающихся планированием многоквартирных домов). Поэтому ошибиться может каждый.

Сегодня индивидуальные проекты можно поделить на 2 больших направления:

  • Собственно, само индивидуальное строительство на участках, отданных под ИЖС.
  • Участки некоммерческого характера, на которых тоже можно возводить жильё (товарищества, ДНО, СНК, кооперативы и т. д.).

Главное отличие первого случая – наличие полицейского адреса у жилья, участки под ИЖС отдаются специально для возведения капитальных строений и круглогодичного, а не сезонного проживания в них, наличие коммуникаций.

Жильё на некоммерческих территориях строить проще. Зачастую площади их участков довольно небольшие, поэтому все существующие нормы иногда выполнить попросту невозможно. Исходя из этого, основной порядок действий регламентируется в уставе того общества, к которому принадлежит участок.

А вот с ИЖС сложнее. Здесь нужно выполнить множество требований. Основные изложены:

  • В градостроительном кодексе.
  • СНиП 30-02-97 (с изменениями от 2021 года).
  • СП 53.13330.2011.
  • СНиП 2.07.01-89.

Конечно, первостепенное значение во всех этих актах играет норма соблюдения пожарной безопасности. В двух словах – между деревянным и деревянным строением должно выдерживаться расстояние от дома до дома не менее 15 метров. Если речь в обоих случаях (имеется в виду у соседей) идёт о кирпичных строениях, то минимальное расстояние между домами может составлять не меньше 6 метров.

Большое значение приобретает красная линия – разметка границы с общественной территорией и соседними участками. Большинство норм предполагает как минимум выдерживание 6 метров расстояния от дома до красной линии. Забор же может выноситься за её действие, но не закрывать доступ к коммуникациям (если таковые проложены на общей территории), не мешать пешеходам, не затенять соседние участки.

Поставить в известность

Правила парковки во дворах предполагают, что жильцы дома должны быть осведомлены о решении региональных властей возвести во дворе их дома платную автостоянку. Если быть точнее, то за один месяц до введения объекта в строй должна быть опубликована следующая информация:

  1. Причины, по которым обустройство парковки просто необходимо.
  2. Обозначение территории, на которой она будет располагаться.
  3. Дата введения объекта в строй.
  4. Порядок предоставления услуги, включая размер оплаты.

Как сделать так, чтобы платная парковка существовала на законном основании? Кто именно сможет воспользоваться платной услугой и на каких условиях? Возможны ли для кого-либо льготы? Как производить оплату за пользование парковочным местом? Кто ответственен за незаконный паркинг и куда жаловаться?

У кого есть шанс получить определенные льготы?

Правила парковки во дворах предполагают наличие льготников федерального или регионального значения. Кто может парковаться бесплатно:

  1. Герои труда.
  2. Ветераны.
  3. Инвалиды.
  4. Многодетные матери.
  5. Сотрудники правоохранительных органов и силовых структур. Например, полицейские, пожарные, работники скорой помощи и другие.

На заметку: все эти категории граждан могут осуществлять парковочные действия на бесплатной основе только в том случае, если они имеют разрешения, оформленные должным образом. Также владелец автостоянки может на свое усмотрение установить определенную категорию людей, которые могут воспользоваться услугами на бесплатной основе.

Дистанция до объектов обслуживания

Кроме санитарных норм на строительство МКД, СанПиН предусматривает дополнительно санитарные зоны для зданий, которые классифицируются как объекты местного обслуживания:

Это все предприятия, направленные на обслуживание населения, куда жители микрорайона заходят 2–3 раза в неделю. Ширина санитарной зоны до жилого здания должна быть 50 м.

Обязательно соблюдается дистанция между магазином и жилым домом, независимо от его этажности. Санитарная зона считается не только от цоколя до жилых зданий, но учитывается и площадка для разгрузки автомобилей, которые постоянно привозят товар.

При определении расстояний к жилому дому в частном секторе дворы и участки во внимание не берутся. Например, поставленный между деревянными домами магазин может располагаться от забора любого из них на ширину проезда – 5 м. Эта норма действительна как для СНТ, так и для ИЖС.

До цоколя кирпичного дома дистанция должна быть не менее 50 м. Если на участке стоит сарай, гараж или другое капитальное строение, расстояние определяется от него.

Кто именно получает доходы от организации платной парковки?

Денежные средства, полученные в результате работы парковки, могут накапливаться на счете индивидуального предпринимателя (или юридического лица), то есть все зависит от того, в чьем ведении находится земельный участок. Например, если собственниками являются жильцы многоквартирного дома, то весь доход направится непосредственно на счет данного жилищного кооператива или товарищества собственников жилья. А затем деньги распределяются в зависимости от нужд. В том случае, если собственником земельного участка является муниципалитет, то весь доход от автостоянки перечисляется в бюджет местного значения.

Куда и как жаловаться?

Если правила парковки во дворе нарушены, то можно написать жалобу в:

  1. ГИБДД. Житель дома или другое заинтересованное лицо может сам вызвать сотрудников дорожной инспекции, написав заявление (с указанием государственных номеров автотранспорта). Будет хорошо, если претензия будет подкреплена такими доказательствами, как видео и фотосъемка самого момента нарушения. Сотрудник ГИБДД должен посетить придомовую территорию, зафиксировать факт нарушения, пообщаться с нарушителем, составить протокол об административной ответственности и выписать штраф. На заметку: если автомобиль, припаркованный не по правилам, мешает работникам управляющей компании осуществлять уборку во дворе, то они имеют полное право вызвать эвакуатор, если владелец транспорта никак не отреагировал на множественные уведомления с просьбой убрать машину.
  2. СЭС, если автолюбитель не соблюдает нормы СанПиНа и паркуется в непосредственной близости от окон.
  3. Инженерную службу района.
  4. Пожарную инспекцию. Сотрудник этой службы имеет полное право, засвидетельствовав нарушение правил парковки, выписать штраф нарушителю. О чем идет речь? Например, где-то в доме выявлен очаг возгорания. Вызваны пожарные, но специальная техника не может подъехать непосредственно к месту пожара ввиду того, что чья-то машина перекрыла движение.
  5. Экологическую службу района.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]