Документы Статистика по документам и выполнению поручений


Документы Статистика по документам и выполнению поручений

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 августа 2006 г. № 491

г. Москва

Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платыза содержание жилого помещения в случае оказания услуги выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или)с перерывами, превышающими установленную продолжительность

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, от 03.04.2013 № 290, от 14.05.2013 № 410, от 26.03.2014 № 230, от 25.12.2015 № 1434, от 30.05.2016 № 480, от 09.07.2016 № 649, от 26.12.2016 № 1498, от 27.02.2017 № 232, от 09.09.2017 № 1091, от 27.03.2018 № 331, от 13.09.2018 № 1090, от 12.10.2018 № 1221, от 15.12.2018 № 1572, от 23.11.2019 № 1498, от 29.06.2020 № 950)

В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме;

Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. № 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 8, ст. 671);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3339).

3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома и внесении в нее необходимых изменений, форму указанной инструкции, а также методические рекомендации по ее разработке и применению.

4. Министерству юстиции Российской Федерации представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», касающихся порядка внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о правах на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. порядок определения состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и форму документа технического учета такого имущества.

6. Установить, что действие подпункта «г» пункта 24 и пункта 25 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных настоящим постановлением, распространяется на многоквартирные дома, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 1 июля 2007 г.

7. Установить, что:

границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также границы зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества устанавливаются органами местного самоуправления до 1 июля 2007 г.;

границы кварталов, микрорайонов, земли публичного пользования определяются красными линиями в соответствии с градостроительным, земельным и жилищным законодательством Российской Федерации, а также обеспечивается государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, без взимания платы с собственников помещений в многоквартирном доме до 1 июля 2008 г.

8. Установить, что разъяснения о применении правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2014 № 230)

Председатель Правительства

Российской Федерации М.Фрадков

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 13 августа 2006 г. № 491

ПРАВИЛАсодержания общего имущества в многоквартирном доме

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, от 03.04.2013 № 290, от 14.05.2013 № 410, от 26.03.2014 № 230, от 25.12.2015 № 1434, от 30.05.2016 № 480, от 09.07.2016 № 649, от 27.02.2017 № 232, от 09.09.2017 № 1091, от 27.03.2018 № 331, от 13.09.2018 № 1090, от 15.12.2018 № 1572, от 23.11.2019 № 1498, от 29.06.2020 № 950)

Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество).

I. Определение состава общего имущества

1. Состав общего имущества определяется:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее — собственники помещений) — в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;

б) органами государственной власти — в целях контроля за содержанием общего имущества;

в) органами местного самоуправления — в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. В состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232)

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее — оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649)

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

е1) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

3. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

4. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.

5. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410)

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354)

В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410; от 09.09.2017 № 1091)

6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике». (Дополнен с 1 июля 2021 г. — Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950)

8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

9. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

I1. Требования, в соответствии с которыми определяется перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах

В перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, принявшими решение о создании товарищества собственников жилья в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, может включаться общее имущество, в отношении которого принято решение, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно:

а) общее имущество, указанное в подпунктах «е» и «ж» пункта 2 настоящих Правил;

б) общее имущество, если такое имущество отвечает какому-либо из следующих требований:

совместное использование общего имущества допускается проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких домов, или технической документацией на эти дома;

обеспечение работоспособности общего имущества в одном многоквартирном доме из числа таких домов достигается при условии подключения (технологического присоединения) к общему имуществу в другом многоквартирном доме из числа указанных домов — для инженерных систем, оборудования, устройств.

(С 01.07.2016 раздел дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 480)

II. Требования к содержанию общего имущества

10. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649)

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила предоставления коммунальных услуг); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354)

11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354)

в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 № 1498)

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в состоянии, обеспечивающем:

— соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

— безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

— доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

— соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

— постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

— поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

— соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

1. Собственниками помещений в МКД:

-путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (часть 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ);

— путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом) (ст. 164 ЖК РФ);

2. ТСЖ, ЖСК, ЖК (при управлении многоквартирным домом):

— путем членства собственников помещений в указанных организациях (разделы V и VI ЖК РФ);

3. Застройщиком (лицом, обеспечивающим строительство многоквартирного дома)

— в отношении помещений в этом доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию:

— самостоятельно (при осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией);

— путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (часть 14 статьи 161 ЖК РФ);

4. Лицом, принявшим от застройщика помещение по передаточному акту или иному документу о передаче (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию:

— путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (часть 13 статьи 161 ЖК РФ).

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

— осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

— обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

— поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством РФ температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях;

— уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

— сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

— организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I — IV класса опасности;

— работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО.

— меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности;

— содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

— текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

— проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством РФ порядке перечень мероприятий;

— обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике»;

— приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.

В состав услуг и работ не входят:

а) содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования;

б) утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования;

в) уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Минимальный перечень услуг и работ включает в себя следующие виды работ:

I. Работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов;

II. Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

III. Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.

Выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.

Данный перечень услуг и работ, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:

— в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;

— в договоре управления многоквартирным домом — в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией;

— в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива, — в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно ТСЖ, ЖК, ЖСК;

— в решении застройщика — в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, если застройщик непосредственно управляет многоквартирным домом.

Перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом:

— конструктивных элементов многоквартирного дома, в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома;

— наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем;

— наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома;

— геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.

Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

На основании постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны:

— обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы;

— вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством РФ порядке;

— своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам;

— осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации;

— организовывать работу по начислению и сбору платы за содержание и ремонт жилых помещений;

— организовать работу по взысканию задолженности по оплате жилых помещений;

— предоставлять потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме, информацию, связанную с оказанием услуг и выполнением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, раскрытие которой в соответствии с законодательством РФ является обязательным.

Для подготовки перечня необходимых услуг и работ по содержанию и ремонту дома необходимо:

— получить (собрать) все необходимые сведения об общем имуществе в многоквартирном доме (состав общего имущества с необходимыми качественными и количественными характеристиками);

— провести осмотр всех частей общего имущества для того, чтобы оценить их состояние;

— для каждой части общего имущества составить список необходимых работ (услуг) для поддержания в надлежащем техническом и (или) санитарном состоянии.

В целях составления перечня необходимых работ по его содержанию обязательно необходима информация о фактическом состоянии всех элементов общего имущества: соответствует ли оно обязательным требованиям надежности и безопасности, нуждается ли элемент общего имущества только в поддержании существующего состояния (то есть в профилактическом обслуживании) или необходим ремонт (текущий или капитальный) либо замена.

Осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, является неотъемлемой частью содержания общего имущества и согласно законодательству при способе управления домом «управление управляющей организацией» является обязанностью управляющей организации. Проведение осмотра общего имущества для оценки соответствия его состояния требованиям законодательства должно включаться в перечень услуг и работ, выполняемых управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом. Если эта услуга управляющей организации указана в договоре управления, у управляющей организации должен быть акт осмотра всех элементов общего имущества.

Осмотры общего имущества подразделяются на:

1) текущие осмотры:

— общие, в ходе которых проводится осмотр всего общего имущества;

— частичные, в ходе которых осуществляется осмотр элементов общего имущества.

Общие и частичные осмотры проводятся в сроки, рекомендуемые в технической документации на многоквартирный дом и обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества в том числе в зависимости от материалов изготовления элементов общего имущества.

2) сезонные осмотры проводятся два раза в год:

— весенний осмотр проводится после таяния снега или окончания отопительного периода в целях выявления произошедших в течение зимнего периода повреждений общего имущества. При этом уточняются объемы работ по текущему ремонту;

— осенний осмотр проводится до наступления отопительного периода в целях проверки готовности многоквартирного дома к эксплуатации в отопительный период.

3) внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.

Детальное описание общего имущества с качественными и количественными характеристиками, а также оценка фактического состояния всех элементов общего имущества – основа для планирования необходимых услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества.

После того как получены необходимые сведения об общем имуществе можно приступать к составлению перечня всех работ и услуг, необходимых для обеспечения, надлежащего состоянии общего имущества.

Сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.

Примерный перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и их периодичность приведены в постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»и нормативах Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ).

Государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции. В городе Москве такие функции возложены на Государственную жилищную инспекцию города Москвы (Мосжилинспекцию).

Содержание общего имущества многоквартирного дома

Статья опубликована: 10 ноября, 2012

В настоящее время всё более актуальными становятся вопросы содержания общего имущества жилого дома, особенно – финансирования, эксплуатации жилого фонда через товарищества собственников жилья (далее — ТСЖ). Относительная новизна такого способа управления жилым и нежилым фондом многоквартирных домов (далее МКД) и непроработанность этого вопроса в законодательстве приводят как к непониманию собственниками процесса организации финансирования за счет их средств, так и к заблуждениям, а то и злоупотреблениям со стороны должностных лиц ТСЖ.

Как результат, в расписаниях работы судов вопросы ТСЖ стали появляться с завидной регулярностью. При этом количество исков ТСЖ к собственникам о взыскании с них денежных средств и исков собственников к ТСЖ о неправомерности высоких начислений за содержание общего имущества многоквартирного дома практически равны друг другу.

Эта статья — попытка выработки принципиального подхода к проблеме в целом. Возможно, такой взгляд, что называется «со стороны», поможет как собственникам, так и администрациям ТСЖ при принятии решений в их взаимных спорах.

Как регулирует содержание общего имущества жилого дома современное законодательство России?

В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома

. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.1998 N 10-П указано, что отказ части домовладельцев от вступления в члены товарищества собственников жилья не освобождает

их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях содержания общего имущества жилого дома и его эксплуатации.

При этом следует учитывать, что физически выделить часть общего имущества, принадлежащую собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, невозможно. Уставными же обязанностями ТСЖ являются эксплуатация и ремонт всего дома, а не какой-либо его части, принадлежащей членам товарищества, как это подчеркивалось в Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.11.2007 по делу N А57-17/07-26.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации

. В силу пункта 33 указанных Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491), размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общедомового имущества, в случае если многоквартирным домом управляет товарищество собственников жилья, утверждается решением общего собрания членов товарищества и является обязательным как для членов товарищества, так и для собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами товарищества. При этом согласно п. 28 указанных Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.

Для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, органы управления ТСЖ устанавливают плату за содержание и ремонт в размере, исключительно обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме. К таковым нельзя отнести расходы по оплате охраны двора (особенно если фактически за ними скрыты услуги платной автостоянки), а действия ТСЖ по оказанию услуги по охране двора без согласия потребителя являются неправомерными (см., например, кассационное определении КС Пензенского областного суда от 23.08.2011 N 33-2226).

Реализация указанной обязанности собственников зависит от выбранного способа управления домом. Как разъясняется в п. п. 16 и 28 Правил содержания общего имущества, если управление многоквартирным домом осуществляется посредством создания ТСЖ, то надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом:

— путем членства собственников помещений в ТСЖ. При этом члены ТСЖ вносят обязательные платежи и взносы согласно пп. 1 п. 2 ст. 151 и п. 5 ст. 155 ЖК РФ;

— путем заключения собственниками помещений, не вступившими в товарищество, договоров с ТСЖ на содержание и ремонт общего имущества. В рамках этих договоров собственники вносят плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с п. 6 ст. 155 ЖК РФ.

Определение размера платы на ремонт и содержание общего имущества жилого дома

Размер обязательных платежей и взносов на содержание и ремонт общего имущества для членов ТСЖ, как и размер платы за содержание и ремонт для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, определяется органами управления ТСЖ на основе утвержденной сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п. 33 Правил содержания общего имущества).

Согласно п. 2.2 Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья (утв. Приказом Госстроя России от 14.07.97 N 17-45; одобрены письмом Минфина России от 14.04.97 N 16-00-16-74) главным элементом финансового планирования является составление годового бюджета Товарищества — сметы доходов и расходов. При этом установлено, что исходными данными при составлении бюджета, в частности, является бюджет прошлых лет (на 1— 3 года) и его выполнение. При составлении сметы необходимо учитывать количество лиц, имеющих право на льготы по оплате жилья, уровень инфляции, регулярность поступления бюджетных дотаций на содержание и ремонт жилого фонда и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг и т.д.

Деятельность ТСЖ носит некоммерческий характер, не предполагает его посреднического вознаграждения, а полученные товариществом от собственников коммунальные платежи не образуют дохода от реализации. Например, ФАС ВСО в Постановлении от 07.05.2007 N А33-19227/06-Ф02-1848/07 отметил, что обязанность по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами реализуется путем транзитного перечисления платежей. Другими словами, ТСЖ выступает посредником между ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг. То есть размер платы собственников не должен превышать расходы ТСЖ на соответствующие статьи затрат.

Любые расходы ТСЖ, подлежащие возмещению собственниками жилья, должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы, а основополагающим документом при разрешении споров между ТСЖ и собственниками о размерах платы должна быть смета доходов и расходов, составленная с соблюдением вышеизложенных принципов и надлежаще утвержденная собранием членов ТСЖ.

Анализ правомерности расходов, включенных в содержание общего имущества жилого дома, на примере сметы ТСЖ

Итак, мы выработали принципиальный подход к проблеме. Попробуем с его помощью проанализировать воображаемую смету ТСЖ.

— Расходы на заработную плату определены в соответствии с утвержденным штатным расписанием. Ставка взносов в социальные фонды и их сумма определена верно. Однако штатное расписание не является окончательным подтверждением затрат понесенных на выплату заработной платы. Действительным подтверждением этих затрат являются расчетные и платежные ведомости по начислению и выплате заработной платы, отчетность в социальные фонды. Только при наличии такого подтверждения они являются документально обоснованными.

— Затраты на охрану определены в смете согласно договору с ЧОП. Однако, как уже указывалось, действия ТСЖ по оказанию услуги по охране, например, двора и находящихся на территории ТСЖ автомобилей и включения стоимости этих услуг в тариф обязательного взноса без согласия потребителя являются неправомерными. Из условий договора не ясно, какая часть стоимости услуг приходится именно на охрану общего имущества всех собственников многоквартирного дома, так как договор предусматривает и охрану территории и находящегося на ней автотранспорта. Таким образом, включение всей суммы затрат на охрану в смету документально не обосновано.

— Затраты на горячее водоснабжение (пример условный: здесь может быть любая другая статья расходов) заявлены в смете в сумме, превышающей как расходы прошлых лет, так и параметры договора с энергоснабжающей организацией на 20%. Эти затраты признать обоснованными нельзя.

— Непредвиденные расходы установлены произвольно. Их сумма не утверждена собранием членов ТСЖ как, например, некий процент от общей суммы затрат и, следовательно, представляется необоснованной.

— В смету в полном объёме включены затраты на техническое обслуживание подъёмников автомашин в многоуровневый гараж. Это оборудование не относится к общему имуществу собственников и включение затрат на его эксплуатацию в смету не обосновано.

Таким вот образом принципиальный подход к проблеме, выработанный в начале нашей статьи, позволяет определять свое отношение к тем или иным вопросам финансирования ТСЖ.

Список использованной литературы:

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N г. 188-ФЗ.

2. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).

3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.1998;

5. Кассационное определении КС Пензенского областного суда от 23.08.2011 N 33-2226.

6. Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.11.2007 по делу N А57-17/07-26.

7. Кассационное определении КС Пензенского областного суда от 23.08.2011 N 33-2226.

8. Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья (утв. Приказом Госстроя России от 14.07.97 N 17-45; одобрены письмом Минфина России от 14.04.97 N 16-00-16-74).

9. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.05.2007 N А33-19227/06-Ф02-1848/07.

Бухгалтерская

Остались вопросы по содержанию общего имущества многоквартирного дома? Отправьте их экспертам Taxcon.ru через форму обратной связи, размещенную ниже.
Темы: ТСЖ

Управление общим имуществом в МКД

Узнаете, какие существуют формы управления многоквартирным домом и какая подойдет именно вам.

Чтобы условия проживания граждан были благоприятными и безопасными, общее имущество собственников многоквартирного дома содержалось в надлежащем состоянии и обеспечивалась бесперебойная подача коммунальных услуг жителям, требуется грамотное управление.

В соответствии с жилищным законодательством, способ управления многоквартирным домом выбирают собственники на общем собрании, в ходе которого каждый имеет право высказать свое мнение и задать интересующие вопросы. Собрание может быть проведено в очном формате при совместном присутствии собственников, в виде заочного голосования опросным путем или с использованием системы ЕИАС ЖКХ, а также в форме очно-заочного голосования.

Жилищный кодекс обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления общим имуществом (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). Если они не смогут принять решение самостоятельно, местная администрация, отвечающая за безопасность граждан, сделает это за них, выбрав управляющую организацию на конкурсной основе на срок не более года. При этом владельцы жилых помещений могут в любое время изменить способ управления на основании решения общего собрания собственников.

Непосредственное управление собственниками

Собственники самостоятельно заключают договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями и организациями, предоставляющими услуги по содержанию и ремонту общего имущества в доме.

Плюсы

  • Некоторые работы по содержанию дома жильцы могут выполнять сами.
  • Отсутствие дополнительных расходов на управление.
  • Между потребителями и поставщиками коммунальных услуг нет посредников.

Минусы

  • Возможная низкая эффективность управления, так как собственники – непрофессионалы.
  • Сложно согласовать подрядчиков для выполнения работ.
  • Необходимость проведения общих собраний по каждому жилищному вопросу.

Кому подходит

  • МКД, где не более 30 квартир.
  • Жильцы должны быть знакомы и доверять друг другу, уметь бесконфликтно распределять административную нагрузку и деньги на общие нужды.

Управление товариществом собственников жилья

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) – это организация, созданная владельцами помещений для сохранения, поддержания в рабочем состоянии и благоустройства общего имущества в жилом доме, прошедшая процедуру регистрации в качестве юридического лица в Федеральной налоговой службе.

Плюсы

  • Деньги собственников находятся на расчетном счете ТСЖ и расходуются только на нужды дома.
  • ТСЖ само планирует, какие работы и в каком объеме надо выполнить.
  • Можно самостоятельно выбирать подрядчиков.
  • Председатель и члены правления ТСЖ – жильцы дома, поэтому, как правило, заинтересованы в результате.

Минусы

  • ТСЖ нужно самостоятельно взаимодействовать с властями, разработать устав, зарегистрироваться в налоговой службе.
  • Если некоторые жильцы имеют задолженности за ЖКУ, погашать их могут собственники всех помещений из «общего котла».
  • ТСЖ – юридическое лицо. Если оно совершает нарушение, его могут привлечь к административной ответственности и назначить штраф.

Кому подходит

  • Подходит для относительно старых МКД, где собственники знают друг друга, а съемных квартир – минимум. Жильцы сами должны избрать лиц, ответственных за расходование денег и надлежащее содержание дома.

Управление управляющей организацией

Управляющая организация (УО) – это юридическое лицо, созданное для управления, технического и санитарного содержания многоквартирного дома на условиях возмездного договора с собственниками и действующее на основании лицензии.

Плюсы

  • Цены на управление обычно приемлемые.
  • Жильцы не оплачивают чужие долги за ЖКУ.
  • Собственники тратят минимум времени на решение вопросов дома. Обычно они устраивают общее собрание примерно раз в год.

Минусы

  • Контролировать напрямую результат оказанных услуг и целевое использование денег практически невозможно.

Кому подходит

  • Подходит большим МКД с сотнями квартир, новостройкам, домам с преимущественно съемным жильем.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]