Период оплаты коммунальных услуг
Как уже отмечалось выше, оплата ЖКУ осуществляется на основе платежных документов, которые предоставляются исполнителем. Они составляются с использованием данных приборов учета, установленных в жилых помещениях или домах.
Сроки внесения платежа устанавливаются:
- на основе действующих требований законодательных актов, а именно статьи 155 ЖК РФ и статьи 66 Постановления российского Правительства. Они предписывают необходимость внесения гражданином платы за предоставление ЖКУ не позднее 10 числа месяца, который следует за отчетным;
- на основе действующего между гражданином и поставщиком жилищно-коммунальных услуг договора. Договорные сроки могут отличаться от указанных выше в нормативных актах. В большинстве случаев, они являются более длительными, чем те, которые установлены ЖК РФ и Постановлением российского Правительства.
В случае несоблюдения сроков внесения платы, указанных в договоре на предоставление той или иной ЖКУ, законодательством предусмотрены достаточно серьезные штрафные санкции. Их размер составляет 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. При частичной оплате в расчете пени учитывается сумма оставшегося долга.
Что делать, если выплаты нет
Паниковать не стоит, равно как и звонить без причины в соцзащиту, в которую и так ежедневно поступают сотни подобных звонков. Необходимо в первую очередь задуматься, почему средства могли не поступить на ваш счет.
Так, выплата могла быть приостановлена, и на это существует немало причин. Необходимо задуматься, не было ли одной из них:
- выход сроков, на которые назначалось пособие;
- блокировка карты или проблемы с обслуживанием книжки;
- неуплата ЖКУ за два месяца.
Обдумав наиболее вероятные причины и исключив их, звоните в соцзащиту, где вам смогут точно прояснить ситуацию. В большинстве случаев вы сможете просто устранить проблему и продолжить получение средств, получив их даже за тот месяц, на который их предоставлять не хотели. Либо проблему устранит сама соцзащита, если оплошность была допущена с ее стороны. В целом, большинство проблем решается мирным путем, если речь не идет о грубых нарушениях, из-за которых было остановлено начисление средств.
Иногда бывает так, что деньги начисляются, но на счет не приходят. В такой ситуации тоже не стоит пугаться. Надо просто взять выписку о предоставлении денег и направить ее в банк, где все перепроверят и устранят проблему. Кроме того, иногда начисление приостанавливается на какой-то период из-за технических проблем, обычно банка, и спустя день или два деньги приходят.
Это редкость, но такое тоже случается. Технические сбои порой приводят к тому, что деньги «повисают» в воздухе, но обращение к специалистам банка позволяет оперативно решить вопрос и получить причитающиеся средства.
Подтверждение оплаты коммунальных услуг
В последние годы все чаще при выполнении оплаты за ЖКУ используются различные системы с применением онлайн сервисов, различных банковских карт и виртуальных кошельков. В этом случае нередко происходит возникновение конфликтных и спорных ситуаций между организацией, которая предоставляет услуги, и гражданином, получающим их. Подобное становится возможным при ошибке одной из сторон либо при осуществлении внесения средств, либо при обработке платежа.
Для того чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций, необходимо:
- при внесении платы за ЖКУ наличными всегда сохранять все подтверждающие документы. В этом случае, как правило, проблем с тем, чтобы доказать выполнение платежа не бывает;
- при использовании различных платежных систем, банковских карт, банкоматов или электронных кошельков, следует тщательно соблюдать инструкции по их применению. Большинство систем предоставляет гражданину возможность распечатки чеков, подтверждающих внесение средств и содержащих все необходимые для доказательства реквизиты.
При этом следует понимать, что если довести ситуацию до суда, без помощи квалифицированного и практикующего юриста обойтись будет крайне сложно. Поэтому всегда следует оперативно проверять прохождение платежа и как можно чаще производить сверку с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
Зависимость от времени подачи документов
Разбирая вопрос срока подачи документов, необходимо отметить, что он важен для определения того периода, за который будут предоставляться субсидии.
Так, если вы успеете подать бумаги до 15-го числа текущего месяца включительно, вы сможете рассчитывать на получение компенсации уже за этот месяц.
Но если бумаги будут поданы вами с 16-го числа и позднее, то выплаты можно будет ждать только со следующего месяца, однако при этом субсидию выдадут сразу за два месяца, то есть, свои средства вы не потеряете.
Отсчет периода получения компенсаций при этом также начнется с того месяца, в котором вы подали бумаги, поскольку деньги за него вы все равно получите.
Важно! Субсидии назначаются только на полгода, в некоторых регионах – на год. Получив выплаты за этот срок, вы должны заново подать документы, если рассчитываете продолжать получение помощи на ЖКХ. Если вы не подадите бумаги заново, средства просто прекратят поступать на ваш счет.
Проверка оплаты коммунальных услуг
Существует несколько основных способов проверить наличие долга или прохождения оплаты за различные ЖКУ. Наиболее традиционный метод – непосредственно посещение или телефонный звонок исполнителю услуги – является все более редко встречающимся. Это неудивительно, так как отнимает много времени и достаточно неудобно с точки зрения получения четкой и оперативной информации.
В последние годы все активнее используются различные интернет системы. Их количество постоянно увеличивается. Поэтому специалисты в сфере информационных технологий рекомендуют работать гражданам с наиболее проверенным и уже доказавшими свою состоятельность ресурсами. Причем это могут быть как сайты непосредственно исполнителей ЖКУ, так и специализированных организаций, предлагающих возможность их оплаты — банков, посредников и т.д.
В Москве наибольшей популярность пользуется система Единого платежного документа (ЕПД), предоставляемая официальным порталом городских услуг Москвы. Она содержит информацию о всех видах жилищно-коммунальных платежей, которые обязан производить гражданин. Учитывая успешность работы данной системы, вполне вероятно создание аналогичных порталов и для остальных регионов России.
Фото №2. Сайт ЕПД
Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина
Отношения между сторонами при сдаче имущества в аренду регулируются главой 34 Гражданского кодекса. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Такое определение дано в статье 606 Гражданского кодекса. При этом арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, а также нести расходы на содержание этого имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ). К таким расходам, в частности, относятся коммунальные расходы, сумма которых из месяца в месяц изменяется.
Полухина М.Ю. Общие положения
В то же время размер арендной платы может меняться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но, в соответствии с пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса, не чаще одного раза в год. По этой причине на практике чаще всего по договору аренды арендатор компенсирует арендодателю долю стоимости потребленных им коммунальных услуг отдельно от арендной платы. Арендодатель напрямую заключает договоры с организациями, оказывающими коммунальные услуги. Те в свою очередь ежемесячно представляют арендодателю первичные документы на их услуги, а также выставляют счета-фактуры. Общая стоимость коммунальных услуг определяется по фактическому их потреблению на основании счетов, выставленных коммунальными службами.
Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться разными способами:
- расчет суммы фактически потребленных коммунальных услуг производится в доле занимаемых арендуемых площадей помещений;
- сумма потребляемой электроэнергии определяется показаниями отдельных счетчиков;
- потребляемая энергия определяется исходя из мощности оборудования партнеров и времени его работы.
В любом случае методику расчетов необходимо закрепить в договоре аренды.
Налоговый учет
Расходы на оплату электроэнергии
Возникает вопрос о порядке проведения данных услуг как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете.
В этой связи интересно мнение Минфина России, обнародованное в недавно вышедшем письме ФНС России от 23.04.2007 г. № ШТ-6-03/[email protected] о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, услуг связи, а также услуг по охране и уборке арендуемых помещений в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения указанные расходы не включаются.
Так, в письме Минфина России от 03.03.2006 г. № 03-04-15/52 изложена позиция по применению НДС в отношении сумм, перечисленных арендатором арендодателю в порядке компенсации расходов арендодателя по оплате электроэнергии. В нем в частности сказано, что у арендодателя нет оснований относить операции по поставке (отпуску) электроэнергии в рамках данных договоров к операциям по реализации товаров для целей налогообложения НДС. Поэтому данные операции объектом налогообложения НДС не являются, счета-фактуры по электроэнергии, потребленной арендатором, арендодателем не выставляются.
Данное утверждение Минфин России основывает на подпункте 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса, из которого вытекает, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав на территории Российской Федерации.
Кроме того, отмечается, что согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплатить принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Абонентом в данном случае является лицо, на балансе которого числится объект, потребляющий энергию.
Арендодатель не является для арендатора энергоснабжающей организацией, так как сам в качестве абонента получает электроэнергию (постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 06.04.2000 г. № 7349/99).
На основании вышеизложенного отмечается, что арендатор компенсирует расходы арендодателя на оплату электроэнергии и не получает счета-фактуры по потребляемой им электроэнергии, поэтому право на вычет сумм НДС, перечисленных им арендодателю в составе сумм компенсаций, у него отсутствует.
Но и у арендодателя возникают сложности в учете НДС по коммунальным услугам. Минфин, ссылаясь на нормы статьи 170 Налогового кодекса, отмечает, что суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг) в случае их использования для осуществления операций, не облагаемых НДС, к вычету не принимаются. Следовательно, у арендодателя не подлежат вычету суммы НДС по электроэнергии, предъявляемые ему энергоснабжающей организацией, в части электроэнергии, потребленной арендатором.
…и всех остальных коммунальных платежей
В письме от 24.03.2007 г. № 03-07-15/39 Минфин России в своих рассуждениях пошел еще дальше, распространив вышеизложенную точку зрения о применении НДС и в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате не только на электроэнергию, но и на все коммунальные услуги, услуги связи, а также услуги по охране и уборке арендуемых помещений в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения указанные расходы не включаются.
Однако совершенно иную точку зрения по данному вопросу высказывает УФНС России по Московской области в своем письме от 03.02.2005 г. № 21-27/28632 (далее – письмо УФНС по МО). Она основывается на том, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из этого делается вывод, что денежные средства, полученные арендодателем от арендатора в виде компенсации стоимости коммунальных платежей (энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т.д.), в части, потребляемой арендаторами, подлежат обложению НДС. Следовательно, суммы НДС, уплаченные арендодателями поставщикам коммунальных услуг, в том числе в части, потребляемой арендаторами, принимаются к вычету у арендодателя на основании статей 169, 171, 172 Налогового кодекса. Арендатор также может принять НДС к вычету по указанным (компенсируемым арендодателю) расходам только на основании счетов-фактур.
Однако в более позднем письме ФНС России от 29.12.2005 г. № 03-4-03/2299/[email protected] «О порядке применения ставки 0 процентов по НДС» говорится, что у арендодателя в данной ситуации отсутствуют основания для выставления соответствующих счетов-фактур, а у арендатора – право на возмещение сумм НДС.
На сегодняшний день налоговые органы отказываются высказывать и комментировать свою точку зрения по данному вопросу.
Как быть с расходами?
Также очень интересен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате вышеуказанных расходов.
Минфин России в письме от 04.08.2005 г. № 03-03-04/2/41 «Об учете коммунальных платежей при субаренде имущества» высказал следующую точку зрения. Ссылаясь на подпункт 10 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса, он подтвердил право арендатора учитывать в составе прочих расходов расходы, связанные с оплатой коммунальных платежей и (или) услуг связи, относящиеся к помещениям, полученным в аренду. Субарендатор также может учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы по оплате коммунальных и эксплуатационных расходов, понесенных им по договору субаренды. При этом арендатор при получении от субарендатора арендных и коммунальных платежей учитывает данные суммы в составе прочих расходов (п. 4 ст. 250 НК РФ). Несмотря на то что в письме говорится о субарендных отношениях, мнение, отраженное в нем, справедливо и для отношений, возникающих между арендатором и арендодателем.
Мнение налоговых органов по вопросу исчисления прибыли изложено в упомянутом выше письме УФНС по МО. В нем говорится, что если возмещение арендатором арендодателю расходов по содержанию и эксплуатации арендуемого имущества (коммунальные расходы) предусмотрено договором аренды, то данные платежи отражаются у арендодателя в составе внереализационных доходов или доходов от реализации, при этом у арендатора – в составе внереализационных расходов.
В случае заключения на возмещение вышеуказанных расходов между сторонами отдельного договора данные платежи учитываются у арендодателя в составе доходов от реализации на основании пункта 2 статьи 249 Налогового кодекса. У арендатора данные платежи не признаются расходами в целях налогообложения прибыли.
Что же касается коммунальных платежей, то данные расходы в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса учитываются в составе материальных расходов у стороны, которая заключила прямые договоры с организациями – поставщиками коммунальных услуг. Это очень важно, так как в данной ситуации у арендатора нет прямых договоров с коммунальными службами и он не сможет включить в расходы суммы коммунальных платежей, возмещаемых арендодателю.
Но в уже более поздних письмах УФНС по г. Москве от 06.07.2005 г. № 20-12/47837, а также от 26.06.2006 г. № 20-12/56637 и от 28.06.2006 г. № 19-11/58877 высказывается точка зрения, аналогичная мнению Министерства финансов.
В этих письмах указывается, что в случае если договором аренды предусмотрены обязанности по уплате фактически потребленных коммунальных расходов и расходов на оплату услуг связи на арендатора, указанные расходы он включает в состав материальных и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. При этом должно выполняться условие обоснованности и документального подтверждения данных расходов первичными документами в силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Также в нем приведен перечень этих документов: счета арендодателя, составленные на основе аналогичных документов, выставленных арендодателю коммунальными службами, в отношении фактически используемых арендатором этих услуг.
Арендодатель в свою очередь имеет право учитывать в составе расходов суммы, перечисляемые организациям, оказывающим коммунальные услуги и услуги связи.
Бухгалтерский учет
Все вышеизложенное касается налогового учета. Теперь рассмотрим данную ситуацию в рамках бухгалтерского учета на следующем примере.
Пример 1
предоставляет в аренду складские площади, находящиеся у нее на праве собственности. По арендному договору как арендатор компенсирует ей 10 процентов расходов стоимости коммунальных услуг отдельно от арендной платы. Стоимость коммунальных услуг рассчитывается исходя из фактического их потребления по счетам, выставленным арендодателю соответствующими коммунальными службами, и составляет за июль 2007 года 70 800 руб. (в том числе НДС – 10 800 руб.). Доля равна 7 080 руб. (в том числе НДС – 1 080 руб.). Арендная плата составляет 17 700 руб. (в том числе НДС – 2 700 руб.) Предоставлен акт и счет-фактура арендатору. Расчеты производятся ежемесячно.
Арендная плата и суммы компенсации коммунальных услуг за июль перечислены 9 августа 2007 года.
Представление площадей в аренду является основным видом деятельности . Для целей исчисления прибыли фирмы работают по методу начисления.
Следует отметить, что во избежание споров с налоговыми органами арендодатель в счете, выставленном арендатору, указывает в тексте не «Оплата коммунальных .
В бухгалтерском учете , арендодателя, будут сделаны проводки:
31 июля 2007 года:
Дебет 20 Кредит 60 – 54 000 руб. ((70 800 руб. – 10 800 руб.) – (7 080 руб. – 1 080 руб.) – отражена стоимость коммунальных расходов арендодателя;
Дебет 19 Кредит 60 – 9 720 руб. (10 800 руб. – 1 080 руб.) – отражена часть суммы НДС, предъявленная коммунальными службами на основании счетов-фактур, в части услуг, потребляемых арендодателем;
Дебет 68 Кредит 19 – 9 720 руб. – принята к вычету сумма НДС, соответствующая расходам по коммунальным услугам, потребляемым арендодателем.
При этом в книге покупок фирма регистрирует не все суммы по полученным счетам-фактурам за коммунальные услуги, а только суммы, потребляемые конкретно им, то есть 9 720 руб.
Дебет 60 Кредит 51 – 70 800 руб. – произведена оплата за коммунальные услуги;
Дебет 76 Кредит 90-1 – 15 000 руб. (17 700 руб. – 2 700 руб.) – начислена арендная плата за июль 2007 года;
Дебет 90-3 Кредит 68-2 – 2 700 руб. – произведено начисление НДС с суммы арендной платы;
Дебет 76 Кредит 60 – 7 080 руб. – предъявлена арендатору сумма расходов по коммунальным услугам, подлежащая возмещению.
9 августа 2007 года:
Дебет 51 Кредит 60 – 24 780 руб. (17 700 руб. + 7 080 руб.) – получена сумма арендной платы и компенсация расходов по коммунальным услугам от арендатора.
В налоговом учете , как было сказано, может принять арендную плату в качестве доходов от основного вида деятельности с начислением НДС с этих сумм в бюджет. Сумма коммунальных платежей, компенсируемых по договору аренды, не принимается ею в качестве доходов в целях исчисления прибыли. Не подпадает под налогообложение НДС, так как не является реализацией.
Обратимся к рассмотрению бухгалтерского учета как арендатора.
Бухгалтерией фирмы будут сделаны следующие проводки:
31 июля 2007 года:
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 – 15 000 руб. (17 700 руб. – 2 700 руб.) – отражена арендная плата за июль 2007 года;
Дебет 19 Кредит 76 – 2 700 руб. – отражена сумма НДС с арендной платы в соответствии с договором;
Дебет 68 Кредит 19 – 2 700 руб. – принята к вычету сумма НДС по арендной плате.
Напоминаем, что арендодатель выставляет счет арендатору на сумму компенсации коммунальных платежей без выделения суммы НДС, а также копии счетов коммунальных служб. , арендатор, всю сумму по счету за коммунальные платежи отражает в расходах как в налоговом, так и в бухгалтерском учете, без самостоятельного выделения НДС.
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 – 7 080 руб. – отражена стоимость коммунальных расходов, подлежащих возмещению арендодателю за июль 2007 года.
9 августа 2007 года:
Дебет 76 Кредит 51 – 24 780 руб. (15 000 руб. + 2 700 руб. + 7 080 руб.) – перечислена арендная плата и суммы возмещаемых коммунальных услуг арендодателю.
Как решить проблему?
Чтобы избежать спорных вопросов в ведении учета с налоговой инспекцией, некоторые фирмы упрощают договорные отношения при сдаче помещений в аренду. В сумму стоимости арендных платежей по договору включаются суммы компенсации возмещаемых арендодателю коммунальных услуг, услуг связи, а также услуг по охране, уборке помещений. В этом случае указанные суммы у арендодателя отражаются в составе внереализационных доходов или доходов от реализации с начислением НДС. Арендатор при этом имеет право учесть их в качестве внереализационных расходов, а также принять по ним суммы НДС к вычету на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем.
Есть и другой способ решения данного вопроса. Он также связан с соответствующим оформлением договорных отношений между сторонами по договору аренды. Суть его состоит в следующем. Из договора аренды, заключаемого сторонами, должно четко следовать, что арендодатель, оплачивая услуги коммунальным службам, выступает от своего имени, но за счет арендатора. Содержание и форма договора должны соответствовать посредническим договорам. В частности, договору комиссии, определенному в главе 51 ГК РФ, или агентскому договору согласно главе 52 ГК РФ. В этом случае арендодатель перевыставляет счета коммунальных организаций в адрес арендатора с выделением сумм НДС.
Чтобы принять суммы «входного» НДС к вычету, арендодатель, выступающий посредником между арендатором и коммунальными службами, должен выставить от своего имени счета-фактуры на суммы коммунальных платежей. Такое разъяснение дано в письме Минфина России от 14.11.2006 г. № 03-04-09/20.
Кроме того, в соответствии с положениями Гражданского кодекса, арендодателю положено вознаграждение за посреднические услуги. Чтобы избежать дополнительных расходов со стороны арендатора, стороны могут договориться о снижении размера арендной платы на сумму вознаграждения.
На основании полученных документов арендатор имеет право принять к вычету суммы НДС, уплаченные арендодателю, а также отразить их в книге покупок.
Рассмотрим данную ситуацию на примере.
Пример 2
Обратимся к условию предыдущего примера. С тем лишь изменением, что в части расходов на коммунальные услуги арендатора является комиссионером и выступает перед коммунальными организациями от своего имени, но по поручению ; при получении счетов от коммунальных служб перевыставляет их в адрес арендатора с выделением сумм НДС, а также выдает счета-фактуры на указанные суммы от своего имени. Кроме того, выступая как комиссионер в данной сделке, получает вознаграждение в размере 1 770 руб. (в том числе НДС – 270 руб.).
Стороны договорились уменьшить величину ежемесячной арендной платы на эту сумму. представляет отчет комиссионера, акт выполненных работ и счет-фактуру на свое вознаграждение.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
31 июля 2007 года:
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 – 13 500 руб. (15 930 руб. – 2 430 руб.) – отражена арендная плата за июль 2007 года;
Дебет 19 Кредит 76 – 2 430 руб. – отражена сумма НДС с арендной платы в соответствии с договором;
Дебет 68 Кредит 19 –2 430 руб. – принята к вычету сумма НДС по арендной плате;
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 – 1 500 руб. (1 770 руб. – 270 руб.) – отражено вознаграждение комиссионера () за выполненные услуги;
Дебет 19 Кредит 76 – 270 руб. – отражена сумма НДС по комиссионному вознаграждению;
Дебет 68 Кредит 19 – 270 руб. – принята к вычету сумма НДС по комиссионному вознаграждению;
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 – 6 000 руб. (7 080 руб. – 1 080 руб.) – отражена стоимость коммунальных расходов, подлежащих компенсации арендодателю за июль 2007 года на основании его счета;
Дебет 19 Кредит 76 – 1 080 руб. – отражена сумма НДС с коммунальных платежей по счетам-фактурам, перевыставленным арендодателем;
Дебет 68 Кредит 19 – 1 080 руб. – принята к вычету сумма НДС по коммунальным платежам.
Сумма НДС в размере 1 080 руб., указанная в полученных от арендодателя счетах-фактурах по коммунальным расходам, так же, как и сумма НДС по арендной плате в размере 2 430 руб. и сумма НДС по комиссионному вознаграждению в размере 270 руб., отражаются в книге покупок .
9 августа 2007 года:
Дебет 76 Кредит 51 – 24 780 руб. (13 500 руб. + 2 430 руб. + 1 500 руб. + 270 руб. + 7 080 руб.) – перечислена арендная плата, комиссионное вознаграждение и суммы возмещаемых коммунальных услуг арендодателю.
Сверх арендной платы
Читателям следует обратить внимание на последнее письмо Минфина России от 19.06.2007 г. № 03-11-04/2/166.
В нем рассматривается ситуация, когда, в соответствии с условиями договора аренды, стоимость услуг связи арендатором оплачивается сверх арендной платы. Минфин России поясняет, что сумму компенсации арендодатель должен учесть как полученный доход при определении объекта налогообложения по налогу. А оплату услуг телефонной связи принимать в расходы.
Несмотря на то что письмо направлено арендодателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения, выводы Минфина России строятся на статьях главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». А именно – статьи 249, затрагивающей понятие доходов, и статьи 259, регламентирующей расходы.
Поэтому налогоплательщику, находящемуся на общем режиме налогообложения, необходимо его учитывать.
Автор — руководитель Департамента методологии и консалтинга ЗАО «Деловой Профиль», действительный член Палаты налоговых консультантов России, ИПБ России и ИПБ Московского региона
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
- Длительность 120 часов за 1 месяц
- Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
- Выдаем удостоверение о повышении квалификации
- Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»
Смотреть полную программу
Как и где проверить?
Изначально стоит проверить наличие этих средств на том банковском счете, координаты которого были переданы в соцзащиту. Вы можете сделать это в самом банке, или же через интернет, если к счету привязана карта.
Если денег не оказалось, а все сроки уже прошли, необходимо обратиться в саму соцзащиту, чтобы узнать, перечисляли ли они вам средства вообще, а если нет, то почему.
Кто начисляет?
Субсидия начисляется органами соцзащиты по месту прописки человека, который затребовал эту помощь от государства. Средства же на начисление субсидий и другой помощи населению предоставляются из бюджета.
Куда выплачивается?
Субсидия на ЖКХ приходит на банковский счет или на карту, и большинство органов соцзащиты работают со Сбербанком, поскольку он является государственным. Вы можете уточнить этот вопрос в местной соцзащите, так как в зависимости от региона могут быть свои варианты. В большинстве случаев речь идет именно о Сбербанке, где необходимо завести книжку или карту, открыть счет. На него и будут поступать средства государственной помощи, которые вы в дальнейшем сможете снять в любой момент.
Новшества в 2021 году
С 2021 года поменялись цены на коммунальные услуги. Повышение произошло в январе и в июне. В январе тарифы увеличились на 1,7%, а в июне — на 2,4%. Произошло это из-за повышения размера НДС, установленного государством. В 2021 году тарифы продолжат рост.
Двухэтапное увеличение тарифов за квартплату служит для синхронизации налогового и тарифного законодательства. Также изменения в сумме не дает тарифам вырасти выше прогнозируемого целевого уровня инфляции.
Виды помощи от государства
Для незащищенных категорий граждан существует 2 вида поддержки от государства:
- Льготы. Этот вид поддержки призван облегчить материальное положение особой категории граждан — льготников. Поддержка правительство оказывает, в том числе и в снижении оплаты за квартиру. Послабления устанавливают на федеральном уровне, но иногда и за счет региональных бюджетов. Скидки на коммуналку оформляют только на одно жилье, где прописан и проживает льготник.
- Субсидии. Такой вид помощи тоже предназначен для льготников, но не в виде снижения платы. Субсидии подразумевает денежные выплаты или компенсацию оплаты от государства. Их назначают тем семьям, у которых заработки ниже установленного минимума, а на платежи за жилплощадь тратится не меньше 22% от общих доходов семьи. Показатель процента усредненный, по разным областям устанавливают разный минимум. В некоторых городах достаточно тратить по 10% от дохода, чтобы претендовать на госпомощь. Но некоторым льготникам возвращают часть трат даже если их траты не достигают установленного предела. К ним относятся ликвидаторы ЧАЭС, инвалиды, ветераны ВОВ.
В России и в Украине гражданам, которые не входят в реестр льготников не назначают ни льготы, ни субсидии. Но в Украине государство предоставляет выбор льготным категориям: они могут получить либо скидки за квартплату, либо компенсацию части потраченных денег.
Возврат части уплаченных сумм
Заявление и остальной комплект документации на возврат средств передают в МФЦ или в отделение соцзащиты граждан. Базовый список:
- ксерокопии паспортов всех членов семьи;
- документ о составе семьи;
- свидетельство на право владения недвижимостью;
- документы, которые подтверждают родство, для каждого члена семьи;
- справка из БТИ;
- квитанции за полгода о выплатах по коммуналке для проверки отсутствия долгов;
- документы для каждого члена семьи о его персональных доходах;
- ксерокопия трудовой книжки, выписка из сберкнижки;
- справка из центра занятости, только для безработных.
Подавать документы можно при личном посещении МФЦ иди отдела соцзащиты или онлайн через портал Госуслуг. Срок рассмотрения заявления занимает максимум 10 дней.
При расчете суммы компенсации учитывают общий доход всех членов семьи. Но для каждого отдельного жильца потребуется справка 2-НДФЛ. Компенсированную сумму могут пересылать сразу на счет компании и учитывать в будущих платежах. Либо деньги могут направлять на коммунальный счет льготника.
Переоформлять компенсации понадобится дважды в год. Причем рекомендуют заниматься этим до середины месяца. При отправке заявления в первые 2 недели месяца субсидии начисляют уже в текущем месяце. А при подаче документации во второй половине месяца льготы начинаются только в следующем.
Если во время получения субсидий у льготника возникают задолженности или просрочки от 2 месяцев и более, то право на компенсацию исчезает. Коммунальные службы приостанавливают компенсацию. Чтобы вновь получать средства, понадобится погасить долг и оформить субсидии повторно.
5 / 5 ( 1 голос )
Об авторе
Клавдия Трескова — высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. [email protected]
Эта статья полезная? ДаНет
Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в комментариях или напишите нам на почту
Пример расчета льготы для инвалида
Чтобы рассчитать льготы по ЖКХ для инвалида, возьмем пример семьи из 4 человек. Они живут в г. Москва, где 1 кВ электроэнергии стоит 5,8 рублей. Один из членов семьи, проживающих в квартире, инвалид.
За 1 месяц семья расходовала 160 кВ электроэнергии. Потраченная инвалидом часть: 160 / 4 = 40 кВ электроэнергии. 40 * 5,8 = 232 рубля — это сумма скидки, предусмотренная для инвалида. Если в семье два льготника, то расчеты льгот ЖКХ производится и с учетом двоих человек: 160/2 = 80, сумма льготы составит 464 рубля. Таким образом можно посчитать общую сумму сэкономленных средств на каждую коммунальную услугу в отдельности.
Региональные льготы и субсидии
Региональное правительство вправе устанавливать льготы на квартплату в своем административном округе. Например, в Санкт-Петербурге местное управление возвращает половину суммы, потраченной на оплату услуг ЖКХ:
- работникам тыла в период ВОВ;
- ветеранам труда и войны;
- пенсионерам, у которых трудовой стаж составляет 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин;
- реабилитированным после репрессий;
- женщинам, которые родили и вырастили 10 и более детей;
- многодетные семьи, у которых до 10 детей, получают скидку в размере 30% за квартплату.
Правительство Нижнего Новгорода компенсирует траты на коммуналку только ветеранам труда, чей доход за месяц не достигает 21673 рублей.
Снижение платежей и возврат денег действует только на определенный метраж жилья. Ограничения по квадратуре:
Число проживающих | Лимит |
1 человек | 33 кв. м |
2 человека | 42 кв. м |
3 жильца и более | по 18 кв. м на каждого |
Если площадь жилья превышает установленные ограничения, лишние кв. метры государство не субсидирует и не оплачивает. То есть льготник обязан оплачивать сверхнормативную квадратуру по 100%-му тарифу.