С 2021 года положения Правил предоставления коммунальных услуг в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2017 № 1498 в части проведения перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении изменились. Теперь перерасчет осуществляется лишь в случае, когда отсутствие в помещении ИПУ обусловлено отсутствием технической возможности установки счетчика. Рассмотрим новые положения подробнее, а также изучим ситуацию, возникшую на практике у нашего читателя: потребитель требует перерасчета платы за период до вступления поправок в силу.
Новые положения стимулируют к установке ИПУ
Наряду с многочисленными поправками к Правилам предоставления коммунальных услуг, которые дают возможность исполнителю наказывать рублем недобросовестных потребителей, был принципиально изменен принцип перерасчета платы при временном отсутствии потребителя в помещении. Кстати, процедура проведения перерасчета осталась фактически неизменной.
Итак, если ранее перерасчет проводился для всех потребителей, временно отсутствующих в помещении, не оборудованном ИПУ, то теперь перерасчет осуществляется для потребителей, отсутствовавших в помещении, не оборудованном ИПУ в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в предусмотренном порядке (п. 86 Правил предоставления коммунальных услуг). Именно поэтому к заявлению потребителя о проведении перерасчета следует прилагать не только документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия, но и акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки ИПУ (п. 92 названных правил).
При отсутствии ИПУ и неподтверждении отсутствия технической возможности его установки, а также в случае неисправности ИПУ в жилом помещении (при неустранении потребителем такой неисправности в 30‑дневный срок) перерасчет не производится. Исключение – случай отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы, подтвержденного соответствующими документами (например, выселение граждан из дома в связи с аварийной ситуацией).
Приведенные положения правил фактически стимулируют собственников помещений в МКД к установке ИПУ, если соответствующая техническая возможность имеется. Ведь в противном случае при расчете платы будет применен повышающий коэффициент, а рассчитывать на уменьшение размера платежа можно только при изменении количества потребителей (снятии с регистрационного учета по месту проживания или временного пребывания).
Новый порядок перерасчетов за временное отсутствие в квартире
2017-03-15 С 1 января 2021 года в законную силу вступили поправки к постановлению Правительства РФ № 354 (далее – Правила) от 6 мая 2011 года в части проведения перерасчетов за временное отсутствие в жилом помещении. 2021 года Управляющая компания была обязана сделать перерасчет всем потребителям, если
- их жилые помещения не были оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета;
- жители документально подтверждали факт своего отсутствия (такими документами могли выступать справки от садового некоммерческого товарищества, проездные билеты, командировочное удостоверение и ряд других).
Новая редакция п. 86 Правил допускает перерасчет при временном отсутствии потребителя только в том случае, если жилое помещение не оборудовано прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, что подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке. Данный порядок подразумевает оформление акта обследования на предмет определения технической возможности установки приборов учета, форма заполнения которого утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Если такой акт имеется, в пользу жителя осуществляется перерасчет платы за предоставленную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений. При этом жители также как и раньше, должны документально подтвердить факт своего отсутствия.
Перерасчет не производится, если жилое помещение не оборудовано прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке. Также деньги за коммунальные услуги не получится сэкономить, если прибор учета неисправен, у счетчика закончился поверочный интервал, и житель не выполнил свои обязанности по его ремонту или поверке. Исключениями считаются случаи отсутствия всех проживающих лиц в жилом помещении в результате действия непреодолимой силы при документальном подтверждении этого факта.
Важным нововведением стало определение порядка оплаты за ЖКУ в квартире, где никто не прописан и не проживает. С этого года Раздел VI Правил дополнен пунктом 56 (2), согласно которому при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Иными словами, даже если в квартире никто не зарегистрирован и не проживает, плата за коммунальные услуги все равно будет начисляться. Если собственник один – на него одного. Если квартира находится в долевой собственности и у нее несколько хозяев, тогда плата за коммунальные услуги будет распределяться между ними.
Напоминаем также, что при отсутствии прибора учета холодной, горячей воды и электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента, который с 1 января 2021 года составляет 1,5.
Назад
Действие нового порядка во времени.
До 01.01.2017 действовало правило о том, что временное отсутствие в помещении является основанием для перерасчета платы само по себе независимо от причины неустановки в помещении ИПУ. После вступления в силу нового правила возникает вопрос: как применять его во времени? Обязан ли исполнитель провести перерасчет платы за 2021 год, если заявление подано в 2021 году? Следует ли уменьшать размер платы, если период временного отсутствия в помещении начался в 2021 году, а закончился в 2021 году (при наличии технической возможности установки ИПУ)?
Ответы на все эти вопросы можно найти в ст. 6 ЖК РФ. Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ, являются актом жилищного законодательства (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 3 ст. 6 ЖК РФ). В пункте 5 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 разъяснено: так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Действительно, правоотношение между потребителем и исполнителем возникло в момент начала предоставления коммунальных услуг. Поскольку оно является длящимся, положения новой редакции Правил предоставления коммунальных услуг применяются только к правам и обязанностям, возникшим после 01.01.2017.
Иначе говоря, потребитель вправе претендовать на перерасчет платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия в жилом помещении, не оборудованном ИПУ (в том числе даже при наличии технической возможности его монтажа), до 31.12.2016 включительно. Перерасчет за период временного отсутствия с 01.01.2017 возможен, только если подтверждено отсутствие технической возможности установки ИПУ.
Таким образом, отмена перерасчета платы за коммунальные услуги при наличии технической возможности установки ИПУ не является причиной отказа в перерасчете платы за период до 31.12.2016, в том числе при подаче соответствующего заявления после 01.01.2017.
Сохранение прав на жилое помещение при временном отсутствии нанимателя и (или) членов его семьи
Согласно ст. 71 ЖК РФ права и обязанности временно отсутствующих нанимателя и членов его семьи не изменяются. (Хотя нормативно-правовыми актами ОМСУ может быть установлен порядок перерасчета)
Права временно отсутствующих должны быть соблюдены при совершении всех юридически значимых действий, об этом свидетельствует не только ст.71 ЖК РФ, законодатель специально оговаривает эти положения в нормах, регулирующих те или иные права и обязанности нанимателя и членов его семьи.
ЖК отказался от установления какого-либо срока временного отсутствия или выяснения его причин.
История развития института: Ранее действующий ЖК РСФСР 1983г. содержал ст. 60, в которой была предусмотрена возможность сохранять свои права при временном отсутствии только в течение 6 месяцев. В ч. 2 ст. 60 перечислялись случаи, когда наниматель и члены его семьи сохраняли свои права более длительные сроки, например, при выезде на работу за границу, в районы Крайнего Севера, при нахождении в лечебных учреждениях, право пользования сохранялось на все время работы или пребывания в таких учреждениях, но для осужденных к лишению свободы в п. 8 был установлен 6 месячный срок независимо от срока осуждения, поэтому инициатива обращения в КС РФ о признании указанных норм несоответствующими Конституции РФ исходила именно от осужденных. В результате Постановлением КС РФ от 23.06.95 № 8-П ч.1 и п.8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР были признаны несоответствующими Конституции РФ и с того момента вся статья в целом прекратила свое применение. Однако следует помнить, что Постановление КС РФ распространило свое действие на те отношения, которые возникли после его принятия
Признать лицо утратившим право на жилое помещение по договору социального найма при его временном отсутствии даже без уважительных причин стало невозможным. Единственным основанием является выезд на другое постоянное место жительства.
Такой подход законодателя имеет как свои достоинства, так и недостатки, с одной стороны норма обеспечивает стабильность прав пользования, с другой парализует распорядительные действия проживающих в жилом помещении. Утратил ли отсутствующий семейную связь с проживающими, образовал ли он новую семью, обеспечен ли он другим жилым помещением, нормы настоящей статьи не позволяют изменить его права и обязанности и то, что с ним подлежат согласованию все распорядительные правомочия (обмен, вселение, замена), это может отрицательно повлиять на образ жизни остальных проживающих и возможность необходимых для них решений.
Согласно п.32 Постановления Пленума ВС РФ № 14. : При временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма. Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
О пресекательном 30‑дневном сроке.
Согласно п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. В пункте 37 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22 указано: пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.
Обратим внимание, что 30‑дневный срок является пресекательным, поскольку определяет период существования права потребителя на перерасчет платы. Не так давно гражданин подал в КС РФ заявление о признании п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг в части установления срока не соответствующим федеральному законодательству о сроке исковой давности. Определением от 28.03.2017 № 587‑О в рассмотрении жалобы было отказано, поскольку оспариваемое положение было принято в пределах компетенции Правительства РФ и направлено на обеспечение функционирования коммунальной инфраструктуры жилых домов и тем самым на защиту интересов проживающих в них граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя, перечисленные в жалобе.
При получении заявления позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия без указания причин нарушения данного срока исполнителю целесообразно запросить информацию о таких причинах и самостоятельно оценить их уважительность. Дело в том, что, если спор перейдет в стадию судебного разбирательства, потребитель может заявить о данных причинах и суд будет принимать их во внимание на основании разъяснений Пленума ВС РФ.
Примеры судебных решений, в которых пропуск 30‑дневного срока стал единственной либо одной из нескольких причин отказа в удовлетворении требований потребителя о проведении перерасчета, следующие: апелляционные определения Самарского областного суда от 31.05.2017 по делу № 33‑6337/2017, Московского городского суда от 22.12.2016 по делу № 33‑51391/2016, от 24.11.2014 по делу № 33‑46838, Свердловского областного суда от 26.08.2016 по делу № 33‑14921/2016, Пермского краевого суда от 06.06.2016 по делу № 33‑6106/2016, Алтайского краевого суда от 26.05.2015 по делу № 33‑4699/2015.
Судебные акты по требованиям потребителя произвести перерасчет содержат такую ремарку: «Доводы потребителя не содержат ссылок на обстоятельства, указывающие на пропуск срока по уважительным причинам», что и является причиной отказа в проведении перерасчета (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26.02.2014 по делу № 33‑2261/2014).
НТВП «Кедр — Консультант»
ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Жилье: купля-продажа, обслуживание, оплата » О правомерности отказа управляющей организации в просьбе гражданина о перерасчете квартплаты по причине его длительного отсутствия в командировке
Распечатать
Вопрос
Гражданин уехал в командировку, а после возвращения обратился в управляющую организацию с просьбой произвести перерасчет квартплаты. Получил отказ со ссылкой на п. 94 Постановления правительства № 354., что заявление на перерасчет подано по истечении 30 дней. Правомерно ли это?
Ответ
В соответствии с п.91 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 04.09.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») {КонсультантПлюс}
Стороны правоотношений толкуют нормы законодательства по-разному. С одной стороны, потребители не обязаны оплачивать услуги, которые они фактически не потребляли (позиция 1). С другой стороны, пропуск установленного срока подачи заявления означает нарушение порядка проведения перерасчета, следовательно, исполнитель не обязан уменьшать размер платы за коммунальные услуги (позиция 2). Вторая позиция представляется более обоснованной, тем более что суды оценивают фактические обстоятельства, которые привели к пропуску срока на подачу заявления.
Позиция 1. Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Денежные средства, полученные исполнителем без установленных законом или сделкой оснований, должны быть возвращены потребителю (ст. 1102 ГК РФ). Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Поэтому исполнитель обязан провести перерасчет за услуги за последние три года по требованию потребителя.
Судебная практика. Отсутствует.
Позиция 2. Согласно п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством РФ. Соответствующий порядок изложен в разд. VIII новых Правил предоставления коммунальных услуг. Названные нормы указывают, что внесенные потребителем законно и обоснованно начисленные коммунальные платежи, в том числе из расчета за временно отсутствующих в жилом помещении граждан, не являются неосновательным обогащением.
Одно из условий осуществления перерасчета — представление заявления потребителем до начала периода его временного отсутствия в помещении или не позднее 30 дней после окончания этого периода (п. 91). В отсутствие заявления о перерасчете исполнитель не обязан уменьшать плату потребителя. Нарушение указанного срока следует рассматривать как нарушение, лишающее потребителя права на перерасчет. Возможность требовать перерасчета в любое время после окончания периода временного отсутствия потребителя в помещении лишает смысла утвержденный нормативным актом порядок. В каждом конкретном случае суд оценивает, действительно ли и по каким причинам был нарушен 30-дневный срок.
Судебная практика. Постановление Президиума Волгоградского областного суда от 03.10.2012 N 44г-97/12, Определение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 13.01.2011 по делу N 11-182 (см. приложение к ответу).
{Вопрос: Потребитель представил исполнителю заявление о перерасчете платы за коммунальные услуги по истечении 30 дней с момента окончания периода временного отсутствия в помещении. Обязан ли исполнитель произвести перерасчет платы? («Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 6) {КонсультантПлюс}}
Подборка документов:
Ситуация: Как оплачивать коммунальные услуги при временном отсутствии? («Электронный журнал «Азбука права», 2015) {КонсультантПлюс}
Разъяснение дано в рамках консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, декабрь 2015 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ ().
Об исчислении срока в переходный период.
Рассмотрим конкретную ситуацию, в которой требуется определить начало течения 30‑дневного пресекательного срока. В помещении нет ИПУ, отсутствие технической возможности его установки актом обследования, составленным в законном порядке, не подтверждено. Отсутствие всех проживающих в помещении лиц в результате действия непреодолимой силы также не задокументировано. Потребитель отсутствовал в жилом помещении с сентября 2021 года и продолжал отсутствовать на момент подачи заявления о перерасчете платы в марте 2021 года. В заявлении о перерасчете указан период временного отсутствия, за который потребитель и требует перерасчета, – с даты отъезда из жилого помещения по 31.12.2016.
Возникает вопрос: какую дату считать датой окончания периода временного отсутствия, начиная с которой течет 30‑дневный срок для подачи заявления?
Если считать датой окончания периода временного отсутствия 31.12.2016, заявление, датированное мартом 2021 года, указывает на нарушение срока и без уважительных причин такого нарушения не дает права требовать проведения перерасчета.
Если считать, что период временного отсутствия еще не закончился, подача заявления в любой момент до фактического возвращения потребителя в место проживания (и в течение 30 дней после этого) законно дает право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги.
Второй вариант более выгоден потребителю и основан на буквальном толковании п. 92 Правил предоставления коммунальных услуг.
Первый вариант более выгоден исполнителю, и доводы в его пользу заслуживают внимания. Так, начиная с 2021 года просто временного отсутствия потребителя в помещении (указывает на непотребление коммунальных услуг) для проведения перерасчета платы недостаточно. Вторым равноценным обстоятельством является отсутствие технической возможности установки ИПУ (указывает на добросовестность потребителя, потребителям, не установившим ИПУ при наличии соответствующей технической возможности, придется оплачивать коммунальные услуги в полном объеме независимо от фактического пользования ими, а также повышающий коэффициент). Наличие или отсутствие технической возможности монтажа счетчика устанавливается на определенный момент. В рамках капитального ремонта или реконструкции МКД могут быть проведены работы, которые изменят состояние инженерных сетей или иных элементов общего имущества и, к примеру, обеспечат наличие технической возможности установки ИПУ, ранее отсутствовавшей. После того, как будет установлено наличие технической возможности монтажа ИПУ, сам факт физического отсутствия потребителя в помещении МКД перестает быть интересен исполнителю и не является основанием для применения положений разд. VIII Правил предоставления коммунальных услуг. Соответственно, потребителю уже нет даже смысла подтверждать свое временное отсутствие в помещении. Поэтому представляется, что под периодом временного отсутствия для целей применения правил о перерасчете следует понимать только тот период, который дает право на перерасчет. В рассматриваемой ситуации период, когда потребитель имел право на перерасчет, закончился 31.12.2016, потому и заявление следовало подать не позднее 30.01.2017.
Однако мы не беремся прогнозировать исход судебного разбирательства, особенно учитывая то, что суды преимущественно встают на сторону потребителей.
* * *
Отмена с 2021 года перерасчета платы при временном отсутствии в жилом помещении потребителя, притом что отсутствие ИПУ не обусловлено отсутствием технической возможности его установки, не означает, что потребитель не вправе рассчитывать на перерасчет платы за период временного отсутствия в помещении до 2021 года, не имея акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности монтажа счетчика. Однако обратиться за перерасчетом следовало не позднее 30 дней с даты окончания периода временного отсутствия.
Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, №9, 2021 год