Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию звонок по РФ бесплатен. Принимаем вопросы в любой день недели.
Понятие «земли сельскохозяйственного назначения» определено п.1 ст.77 Земельного кодекса РФ. К данной категории относятся объекты, расположенные за пределами населенных пунктов и предоставленные для ведения деятельности в сфере сельского хозяйства. Их собственниками могут быть граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ, государство. Иногда у владельцев возникает необходимость использования данных объектов в иных целях. В таких случаях важно разобраться, возможен ли перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и как это сделать.
Зачем менять категорию земельного участка
Земли сельхозназначения могут использоваться исключительно в целях выращивания агрокультур и разведения скота. В пределах данных объектов допускается возведение следующих построек:
- хранилищ;
- коровников;
- свинарников;
- погребов для хранения корнеплодов и др.
Данные постройки не могут использоваться для проживания людей и не требуют присвоения им почтового адреса.
Но часто у собственников возникает желание построить в пределах участка жилой дом, например, коттедж или дачу, по отношению к которому можно было бы зарегистрировать право собственности на свое имя, чтобы впоследствии иметь возможность передать его по наследству.
Иногда владельцы земли принимают решение о смене вида своей деятельности. В связи с этим может возникнуть потребность строительства на участке промышленного предприятия.
В обоих случаях для достижения поставленных целей собственнику необходимо перевести земли сельхозназначения в другую категорию.
Когда разрешено перевести землю сельхозназначения в другую категорию
Полный перечень оснований для изменения категории сельскохозяйственных земель определен п.1 ст.7 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». К ним относятся:
- консервация земель;
- расположение в пределах земельного участка памятников (исторических, архитектурных или природных) или заповедника и создание особо охраняемых территорий;
- установление или изменение границ населенных пунктов;
- размещение на участке промышленных объектов;
- установление линий электропередач, строительство дорог и других линейных объектов, проводимое на основании проекта рекультивации части угодий;
- включение территорий, непригодных для ведения сельскохозяйственных работ, в состав земель лесного или водного фонда или земель запаса;
- добыча полезных ископаемых, производимая на основании проекта рекультивации;
- установка объектов коммунально–бытового назначения, если иное их размещение невозможно;
- принятие мер по выполнению обязательств в рамках международных договоров по обеспечению государственной безопасности.
Использование сельхозугодий
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (п. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ).
Такие земли могут быть заняты:
- внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;
- водными объектами;
- зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции;
- сельхозугодьями. В них входят пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под садами, виноградниками и другими многолетними насаждениями. Они подлежат охране как особо ценные земли.
Сельскохозяйственные угодья подразделяются на три категории, минимальные размеры и местоположение которых устанавливаются законами субъектов РФ.
1. Земли приоритетного использования, подлежащие особой охране, к которым относятся опытно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профобразования. Кадастровая стоимость этих земель существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (округу).
2. Особо ценные продуктивные угодья, использование которых для несельскохозяйственных нужд, для дачного и иного строительства не допускается.
3. Сельскохозяйственные угодья, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, следовательно, земли худшего качества по кадастровой оценке.
Использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения фермерского хозяйства, в целях жилищного строительства не допускается (письмо Минэкономразвития России от 21 декабря 2010 г. № Д23-5270).
Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых в деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
В каких случаях могут отказать в переводе
Отказ возможен в следующих случаях:
- при получении отрицательных результатов экологической экспертизы, если проведение данной процедуры необходимо;
- на основании ограничений, установленных действующим законодательством РФ;
- при несоответствии заявленной категории утвержденному плану развития территории.
Кроме того, изменение категории земель сельскохозяйственного назначения невозможно при следующих обстоятельствах:
- кадастровая стоимость участка на 50 % и более превышает средний показатель кадастровой стоимости земель, установленный по району (ст. 79 Земельного кодекса РФ);
- участок отнесен к особо ценным угодьям сельского хозяйства.
При получении отказа в переводе земли в другую категорию собственник участка вправе обжаловать данное решение в судебном порядке в течение 3 месяцев. Удовлетворение иска возможно только в том случае, если заявитель предоставит четкое обоснование своих требований.
Законодательная база
Помимо КоАП, регулирование земельных отношений осуществляется еще и Земельным Кодексом РФ. Если гражданин нарушил соответствующие законы, то на него накладывается административная ответственность в виде штрафа. Помимо наказания, у этого лица возникнут трудности при продаже этого участка.
Чтобы таких проблем не возникало, необходимо вовремя произвести смену категории участка, с последующей его постановкой на учет в определенных органах (определено в Земельном Кодексе).
Процедура смены категории земли – это довольно хлопотный процесс, который сразу начнется с трудностей при получении разрешения на изменение целевого назначения. К тому же, Федеральный Закон постоянно обновляется (в него вносятся дополнения и корректировки), что делает процедуру изменения категории еще более сложной.
Использование земли и ее целевое назначение – это взаимосвязанные понятия, дополняющие друг друга (о нюансах различных видов разрешённого использования земельных участков, читайте здесь, а из этой статьи вы узнаете о том, какое наказание грозит за использование земель не по целевому назначению). Они определяют, каким образом будет использован участок, а также какие постройки на ней будут располагаться (в некоторых категориях их быть вообще не может).
ВАЖНО! Категории земельных участков должны использоваться только по их прямому назначению (кроме тех, у которых еще нет официального статуса), в противном случае, это будет считаться прямым нарушением статьи 8.8 Кодекса административных правонарушений, влекущего за собой наложение крупных штрафов.
Рекомендуем ознакомиться с другими нашими статьями о нюансах использования разных категорий земель:
- специального назначения;
- лесного фонда;
- водного фонда;
- сельскохозяйственного назначения;
- населенных пунктов;
- рекреационного назначения;
- запаса;
- особо охраняемых территорий и объектов.
Процедура смены категории участка
Процедура перевода земель сельхозназначения в другую категорию регламентируется Федеральным законом №172-ФЗ от 21.12.2004. Она состоит из следующих этапов:
- Составление ходатайства. В документе необходимо указать следующие данные: действующий кадастровый номер земельного участка; статус, который имеет земля на текущий момент; категорию, в которую заявитель просит перевести объект с указанием обоснования своей просьбы.
- Сбор пакета необходимых документов.
- Подача всех собранных бумаг в уполномоченный орган, а именно, в орган государственной власти или местного самоуправления. Ходатайство может быть возвращено без рассмотрения при наличии в документах ошибок, при несоответствии документов нормам законодательства или при подаче неполного пакета бумаг. В таком случае рекомендуется исправить указанные недочеты и подать заявку повторно.
- Ожидание результатов рассмотрения документов. Решение принимается органами местного самоуправления в течение 2 месяцев с даты подачи ходатайства, а органами государственной власти — в течение 3 месяцев. По результатам рассмотрения документов выносится акт о смене категории участка или об отказе в удовлетворении просьбы без объяснения причин. Документ направляется заявителю в течение 14 дней после завершения процедуры рассмотрения ходатайства. В акте о переводе земель в другую категорию должны быть указаны следующие данные: основание принятия решения о смене категории, границы, площадь и кадастровый номер участка, прежняя и новая категория земли.
- Внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости на основании акта о переводе земель в другую категорию (в случае принятия органами власти положительного решения).
Риск купли-продажи земель сельхоз назначения
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
- При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначениясубъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
- Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить Госорганы в письменной форме о продаже, цене, сроке, местоположении.
Уведомление о переводе земель в другую категорию Крым
- В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
Госорганы отвечают собственнику в течение 30 дней о своём желании купить его участок. Если не ответили, то один год можно продавать без уведомления.
Но на таких же условиях.
- Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
Если поменяли цену, сроки, то нужно снова уведомить госорганы о продаже земель сельскохозяйственного назначения.
Необходимый пакет документов
К ходатайству должны быть приложены следующие документы:
- выписка из государственного земельного кадастра;
- копия паспорта заявителя;
- копия документа, подтверждающего право заявителя на владение земельным участком;
- акт экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено законодательством;
- расчет убытков аграрной или лесозаготовительной отрасли;
- согласие собственника земельного участка на перевод данного объекта недвижимости в другую категорию.
Юридические лица помимо перечисленных документов должны приложить выписку из ЕГРП и копию Устава компании.
Гражданам иностранных государств необходимо предоставить перевод документов, подтверждающих личность заявителя, оформленный в письменном виде и заверенный нотариусом.
Пакет документов может быть подан в уполномоченный орган лично заявителем, его представителем (при наличии соответствующей доверенности) или заказным письмом с уведомлением и с описью вложенных документов.
Перевод земли из сельскохозяйственного назначения в промышленные
Промышленные участки — это земли, которые предназначены для обеспечения деятельности предприятий и эксплуатации производственных объектов. В их состав могут быть включены охранные территории и санитарно–защитные зоны.
Перевод сельскохозяйственных угодий в промышленную категорию возможен при обязательном соблюдении двух условий:
- средняя стоимость земель по району не ниже кадастровой стоимости участка;
- другие варианты размещения промышленного объекта отсутствуют.
Процедура смены категории земель проводится с стандартном порядке, установленном Федеральным законом №172-ФЗ от 21.12.2004.
При использовании промышленных земельных участков требуется соблюдение определенных санитарных норм и правил, например, высаживание деревьев по всему периметру объекта, что способствует снижению показателя загрязнения территории.
Нарушение порядка перевода земель и признание акта о переводе недействительным
Проблемы перевода земель встречаются достаточно часто, поэтому если распределение земельного фонда по категориям земель будет осуществлено с нарушением норм, установленных законом, акты об отнесении земель к определенным территориям будут признаны недействительными.
Как показывает судебная практика, подобные решения встречаются достаточно часто. К примеру, некоторые акты, предоставленные публичными органами власти, достаточно часто теряют свою силу из-за того, что данный орган не имеет никаких полномочий на совершение подобных действий по переводу собственности.