Можно ли продать квартиру, если она не была приватизирована

Ни для кого не секрет, что любая сделка с недвижимостью связана с длительным сбором всевозможных документов и посещением множества государственных учреждений. Из-за этого всё ещё существует категория граждан, не приватизировавших муниципальное жилье. Иногда они сталкиваются с вопросом, можно ли продать неприватизированную квартиру. Сделка передачи недвижимости другому собственнику возможна и без приватизации, но придётся потратить немало времени.

По закону, продажа недвижимости после приватизации регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Без приватизации, ее продажа предусматривается нормами Жилищного законодательства. Владелец муниципальной квартиры может оформить скрытую, но вполне законную, сделку купли-продажи жилплощади.

Причины, по которым владельцы жилья не спешат приватизировать квартиру, далеко не всегда связаны с нежеланием разбираться в этом процессе. Муниципальное жилье дает некоторые привилегии от государства, которые переходят и покупателю, если перед продажей квартира так и не была приватизирована.

Варианты продажи муниципального жилья

Перед тем как продать неприватизированную квартиру, собственник должен способ. Существует два варианта того, как это осуществить:

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно!

Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 Москва,

Московская область

+7 Санкт-Петербург,

Ленинградская область

+7 Регионы
(звонок бесплатный для всех регионов России)

Регистрация покупателя в муниципальной квартире до момента ее продажиПриватизация жилплощади совместно с покупателем
Суть такой сделки в том, что владелец муниципальной квартиры прописывает в ней потенциального покупателя, переоформляет на него лицевой счёт, после чего сам выписывается из этой жилплощади. Жилье остаётся неприватизированным, но покупатель будет жить в нём вполне законно.
Для прописки нового гражданина, являющегося родственником, потребуется письменное согласие всех совладельцев квартиры. Если же прописываемый человек – посторонний, нужно получить разрешение муниципалитета.

Подобный вид сделки несколько рисковый, поэтому передачу денежных средств следует оформлять распиской в нотариальной конторе.

Актуальна, когда истёк срок возможности бесплатной приватизации объекта недвижимости. Поэтому продажа неприватизированной квартиры происходит в основном тогда, когда потенциальный покупатель заинтересован именно в данной жилплощади и готов к некоторым трудностям, включая внесение задатка для ее приватизации.
Такое оформление будет длительным, но в результате покупатель получит собственную, приватизированную на свое имя квартиру.

Перед началом процесса приватизации стоит убедиться, что это действительно можно сделать. Существуют ограничения для жилплощади, расположенной в военных городках и в домах специального ведомства.

Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы, должностных лиц Департамента, работников МФЦ

Контроль за исполнением административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы осуществляет Главное контрольное управление города Москвы: + 7(495)633-63-99.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

и действий (бездействия) Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, работников МФЦ

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействия) Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента, работников МФЦ.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы 15 ноября 2011г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», Административным регламентом предоставления услуги.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственных в соответствии с соглашениями о взаимодействии, заключенными с органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее — органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Через МФЦ.

5.3. Почтовым отправлением.

5.4. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица Департамента, государственного гражданского служащего города Москвы, проходящего государственную гражданскую службу города Москвы в Департаменте, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4. Наличия:

14.4.1. Вступившего в законную силу судебного акта по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на Портале, информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

Ограничения и документы

Не стоит упускать из внимания некоторые ограничения для сделки с обменом неприватизированной квартиры:

  • Владелец неприватизированной квартиры должен иметь жилье, в котором будет зарегистрирован после совершения сделки;
  • Обмен жилплощадью менее пятнадцати квадратных метров запрещён;
  • Количество снятых с регистрации жильцов должно соответствовать количеству прописанных по новому месту жительства.

Важно заранее подготовить следующие документы для приватизации и оформления сделки. К ним относятся:

  • Паспорта всех проживающих;
  • Справка из домовой книги о составе семьи;
  • Выписки об отсутствии коммунальной задолженности;
  • Документы на начисление льгот;
  • Паспорта и свидетельства о рождении детей.

Группа ВТБ запустила ипотеку на покупку жилья с имущественных торгов

ВТБ первым из российских банков начал предлагать кредиты на приобретение недвижимости с имущественных торгов. Проект реализуется совместно с цифровой платформой V-Лот (входит в Группу ВТБ). Ранее банки выдавали ипотеку на покупку с торгов только для объектов недвижимости, находящихся на балансе кредитной организации.

В рамках нового ипотечного предложения клиенты смогут оформить ипотеку на срок до 30 лет. При первоначальном взносе от 10% ставка составит 9,3%, для взноса 20% и выше — 8%. Максимально возможная сумма ипотечного кредита при покупке с имущественных торгов — 60 млн рублей.

«Для наших клиентов и для всего рынка имущественных торгов — это беспрецедентное событие. Не секрет, что на торгах многие объекты выставляются по цене ниже рыночной, дисконт доходит до 30%, но приобрести их раньше могли лишь те, у кого вся сумма была на руках. Теперь же с ипотекой от ВТБ покупка таких квартир с торгов становится гораздо доступнее: это позволит клиентам приобретать недвижимость с реальной выгодой и даст мощный стимул развитию рынка имущественных торгов через массовое привлечение новых участников», — прокомментировал руководитель цифровой платформы имущественных торгов V-ЛотСергей Пигалев.

Заявки на оформление ипотеки принимаются в отделе продаж V-Лот. Агент цифровой платформы поможет клиенту подобрать интересующий объект, собрать по нему все необходимые документы и подать заявление на кредит. После одобрения ипотеки представитель V-Лот возьмет на себя всю операционную работу по участию в торгах и оформлению сделки. В дальнейшем основной поток обращений клиентов будет обрабатываться в автоматическом режиме на платформе V-Лот.

«Сегодня в России на рынке имущественных торгов представлены десятки тысяч объектов жилой недвижимости. Довольно часто среди них клиенты могут подобрать очень интересные и выгодные лоты. Однако инструментов финансирования для их покупки до сегодняшнего дня представлено не было. Поэтому мы первыми на банковском рынке предлагаем клиентам этот уникальный ипотечный продукт», — комментирует вице-президент, начальник управления «Ипотечное кредитование» ВТБ Михаил Сероштан.

ВТБ начал разработку единой цифровой платформы имущественных торгов в конце июля 2021 года. Первую версию проекта банк запустит и протестирует до конца года. Платформа будет объединять объекты со всех электронных торговых площадок, значительно упростит процесс поиска и покупки имущества для клиента и выстроит «бесшовный» путь от выбора и оформления ипотеки до вступления в право собственности. Здесь будут представлены имущество госкомпаний, непрофильные активы банков, лоты земельных торгов и др. Объекты будут предлагаться клиентам в том числе с дисконтом от рыночной цены.

Обмен муниципальной квартиры на частное жильё

Если речь идёт об обмене квартиры без приватизации на частную жилплощадь, то оба объекта недвижимости сохраняют свой статус и не меняют форму собственности. То есть меняются только собственники жилья. Такой обмен — скрытая сделка продажи, которую можно оформить самостоятельно или с помощью посредников и агентств недвижимости. У посредников обычно существует база подобных объектов недвижимости для поиска потенциальных покупателей.

Бывает, что покупатель, приобретая подобную муниципальную квартиру через агентство, оформляет на нее право собственности без осмотра. После завершения обмена, бывший собственник неприватизированной квартиры получает деньги.

Пользоваться обменным фондом по закону нельзя, поскольку есть риск, что одна из сторон сделки получит статус нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Какие квартиры продаются на торгах

  • Государственное и муниципальное имущество

Это могут быть новостройки, которые возводятся городскими властями. По закону они продаются только на аукционах. Стоимость таких квартир равна или совсем чуть-чуть ниже рыночной, зато покупать такие квартиры абсолютно безопасно.

Также город продаёт вторичное жильё от «Моссоцгарантии». Городским властям оно достаётся от пенсионеров, которые переезжают в социальные дома или заключают договор пожизненного содержания.

Скидка от рыночной стоимости.

По словам экспертов, такие квартиры продаются с небольшой скидкой. «Вторичные городские квартиры обычно выставляются по ценам, примерно соответствующим рыночным, может быть, чуть дешевле — на 5–10%», — говорит руководитель аналитического Олег Репченко.

Риски

. Юридические риски при покупке таких квартир минимальны, но всё же есть. «Уже после покупки могут появиться потенциальные наследники, которые попытаются оспорить право покупателей на квартиру», — предупреждает юрист МКА «Арбат» Вадим Башир-Заде.

  • Залоговые квартиры

Это квартиры людей, которые не смогли выплатить ипотеку или залоговый денежный кредит.

Скидка от рыночной стоимости.

Из всех типов жилья на торгах эти квартиры обычно самые дешёвые. По оценке экспертов , скидка может доходить до 50% от рыночной стоимости. «Правда, такие варианты появляются редко, а в ходе торгов цена вырастает, так что итоговая экономия редко превышает 20–30%», — объясняет Олег Репченко. По словам управляющего партнёра «Метриум Групп» Марии Литинецкой, рост цен в ходе торгов зависит от привлекательности квартиры и количества участников аукциона.

Риски.

Главный юридический риск при покупке залоговой квартиры — оспаривание торгов. «Причём собственник может оспорить как постановление судебного пристава о реализации, так и установленную цену, процедуру торгов и их результат», — говорит Вадим Башир-Заде. Если собственник выиграет суд, то торги признают недействительными, и купленную квартиру придётся вернуть. Ещё одна неприятная ситуация — отказ должников покидать квартиру. Выселять таких жильцов придётся в судебном порядке, предупреждает юрист.

Чем чреват обмен

Перед тем как продать неприватизированную квартиру посредством вышеописанного обмена, стоит оценить недостатки такой сделки, чтобы понять, насколько выгодной она будет:

  • Найти агента недвижимости для оформления подобной сделки может быть не так просто. Это должен быть надёжный, проверенный специалист, который гарантирует снижение рисков. Оформлять все документы нужно крайне осторожно, ведь малейшее нарушение приведёт к аннулированию договора;
  • Покупая неприватизированную квартиру, новый владелец получает возможность ей пользоваться, но не полноценное право собственности;
  • Подобные сделки возможны только для граждан России;
  • Расчет осуществляется только наличными, поскольку банк не выдаст кредит под столь рискованную сделку.

Положительные стороны

Несмотря на некоторый риск, можно отметить не только недостатки подобной продажи квартиры и ее переоформления, но и положительные стороны:

  • Оформление сделки занимает не более десяти дней;
  • Муниципальная жилплощадь для покупателя — безопасна и защищает его права. Даже если продавец передумает, отменить сделку и вернуть жилье он не сможет;
  • Отмена сделки невозможна даже через суд, если покупатель выполнил свою часть обязательств и оплатил по договору всю стоимость в полном объёме;
  • Оформлением документов занимается государственное учреждение, в котором исключена возможность мошенничества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]