Объекты приватизации: перечень и порядок процедуры

Приватизация объектов недвижимости – процесс возмездного отчуждения материальных ценностей, принадлежащих РФ, регионам и административно-территориальным образованиям. Приобретателями прав при этом могут стать юрлица или граждане. В ходе этого процесса муниципальная или госсобственность преобразуется в частную. Рассмотрим особенности этой процедуры.

Исключения

В список объектов приватизации, регламентируемых ФЗ № 2001, не входят:

  1. Земли. Исключение составляют участки, на которых находятся недвижимые объекты, в том числе имущественные комплексы.
  2. Природные ресурсы.
  3. Имущество, переданное в хозяйственное ведение/оперативное управление, муниципальным и госучреждениям, МУП и ГУП.
  4. Жилищный фонд.
  5. Муниципальное и госимущество, передаваемое в собственность некоммерческих структур, созданных в процессе преобразования МУП или ГУП.
  6. Госрезерв.
  7. Муниципальное и госимущество, находящееся за границей РФ.
  8. Здания, сооружения с участками, передающиеся безвозмездно в частное владение религиозным организациям, общероссийским общественным объединениям.
  9. Муниципальное и госимущество в случаях, определенных международными соглашениями.
  10. Акции в случаях возникновения у МО, РФ или субъектов права требовать от АО их выкупа.
  11. Муниципальное и госимущество, отчуждаемое на основании решения суда.
  12. Акции ОАО, ценных бумаг, конвертируемых в них, при выкупе их по правилам, закрепленным законодательством.

Как выше было сказано, в отношениях по отчуждению имущества могут участвовать любые юрлица и граждане. Исключение составляют: МУП, ГУП, муниципальные и госучреждения, организации, доля РФ в уставных капиталах которых больше 25%, кроме случаев, когда объекты вносятся как вклад в активы ОАО.

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.

Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.

Пример. Гражданин имеет в распоряжении несколько гектаров земли на которой решил выращивать сельскохозяйственную продукцию, а параллельно заниматься охотой и рыбалкой. Как это можно сделать?

Предположим территория находится в ведении муниципального образования. В таком случае можно инициировать приватизацию на основании правоустанавливающего документа, например, договора аренды надела или оставить все как есть и реализовывать задуманное на арендованном участке. Тем более, что согласно действующему законодательству оформить в собственность реку, лес или природоохранную территорию невозможно.

Нормативная база

Субъекты и объекты приватизации, основные требования к ним, правила осуществления процедуры, полномочия компетентных органов устанавливаются ФЗ № 2001, а также другими законами и НПА, принимаемыми в соответствии с ним. При этом положения других юридических документов не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам. Региональное законодательство включает в себя НПА, принятые в соответствии с ФЗ № 2001. Перечень объектов, подлежащих приватизации в пределах конкретного МО, составляется территориальными структурами власти самостоятельно с учетом нормативно-правовых положений, регламентирующих данную сферу.

Задачи правительства

Для реализации единой госполитики в области приватизации Высший исполнительный институт власти представляет президенту на утверждение предложения о создании списка АО и стратегических предприятий. Он включает в себя:

  1. ФГУП, осуществляющие выпуск продукции, производство работ, предоставление услуг, имеющих стратегическое значение при обеспечении безопасности и обороноспособности страны, защиты здоровья, нравственности, законных интересов и прав населения.
  2. ОАО, чьи акции являются федеральной собственностью. При этом участие РФ в них направлено на обеспечение безопасности и обороноспособности страны, защиту здоровья, нравственности, интересов и прав населения.

Правительство также представляет президенту предложения о внесении в перечень изменений, которые касаются:

  1. Состава ФГУП. Корректировки предлагаются, в том числе, для последующей приватизации.
  2. Степени и необходимости участия РФ в ОАО, относящихся к стратегическим предприятиям, в то числе, для их дальнейшего отчуждения.

Правительство ежегодно утверждает прогнозный план, определяя объекты, подлежащие приватизации в соответствующий период. При этом указанный орган обязан предоставить в Госдуму отчет о проведенном отчуждении за предыдущий год. Кроме этого, в компетенцию правительства входит:

  1. Утверждение нормативно-правовых актов, касающихся приватизации.
  2. Руководство работой федеральных структур исполнительной власти в указанной сфере.
  3. Принятие решений об условиях отчуждения федерального имущества.
  4. Контроль процесса.

Прогнозный план

Объекты приватизации государственного и муниципального имущества утверждаются соответствующими органами. В рамках МО ими выступают местные исполнительные структуры. На федеральном уровне компетентным органом, как следует из приведенных выше сведений, является Правительство. В прогнозный план включаются объекты, подлежащие приватизации, с указанием их характеристик и предполагаемых сроков отчуждения. В него могут входить ФГУП, акции ОАО, иные активы. Ценные бумаги АО, а также стратегические предприятия включаются в перечень объектов приватизации по решению президента. Правила разработки плана утверждаются Правительством. Предложения о включении акций ОАО и предприятий, являющихся федеральной собственностью и осуществляющих деятельность в определенных экономических отраслях, а также иного имущества направляют исполнительные госорганы. Соответствующие заявки могут формировать и региональные и местные структуры, а также организации и граждане. Утвержденный план направляется в Госдуму вместе с проектом ФЗ о бюджете на предстоящий финансовый период в составе документов, прилагаемых к Закону. Отчет о выполнении предоставляется до 1 мая ежегодно. Его также рассматривает Госдума.

Понятие приватизации

Экономические отношения по вопросам присвоения имеют подвижный характер. Это значит, что может происходить переход от одной формы собственности к другой. Такие процессы осуществляются различными методами, одним из которых является приватизация.
Определение 1

Приватизация (от.лат — частный) – это процесс передачи государственного или муниципального имущества за определенную плату или на безвозмездной основе частным лицам.

Приватизация является направлением разгосударствления имеющейся собственности, заключающимся в передаче в частное владение отдельными гражданами или юридическими лицами.

Приватизация государственной и муниципальной собственности в России – это ее приобретение отдельными гражданами, товариществами у государства и местных органов власти.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Переходили в собственность такие виды имущества, как:

  • Предприятия и их подразделения, выделяемые в самостоятельные предприятия;
  • Материальные и нематериальные активы предприятий;
  • Доли (акции, паи) государства в капитале товариществ;
  • Принадлежащие доли приватизируемых предприятий в капитале других компаний.

Приватизация могла быть скрытого характера, к примеру, передача в аренду имущества государства частным лицам или организациям на длительный срок; могла быть частичной, при такой форме распродавалась только часть акций; также приватизация могла осуществляться посредством денационализационных и реприватизационных методов.

Масштабность приватизационного процесса в той или иной стране зависела от широты использования методов национализации частного сектора в предыдущем времени.

Основы приватизации в РФ заключались в следующем.

Выделялись три приватизационных формы: продажа имущества при помощи аукциона, на конкурсной основе, путем продажи акций;

Были выделены две структуры государства: комитет, занимающийся управлением государственного (муниципального) имущества и имущественные фонды. Функции первой заключались в подготовке планов приватизации и осуществлении мероприятий по подготовке предприятий к приватизационной процедуре. Вторая структура занималась продажей предприятий на аукционах, продажей их акций.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Субъекты и объекты приватизации 400 ₽ Реферат Субъекты и объекты приватизации 270 ₽ Контрольная работа Субъекты и объекты приватизации 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определялись приватизационные объекты и их стоимостная оценка. Стоимость имущества имела особое значение. Было решено проводить оценку предприятий по остаточной стоимости основных фондов производства.

Принятие решения

Определение условий, по которым будет осуществляться отчуждение материальных ценностей, производится в соответствии с данными прогнозного плана. В решении должны содержаться:

  1. Объекты приватизации. При этом должны указываться их наименования и данные, по которым их можно индивидуализировать.
  2. Способ приватизации.
  3. Нормативная цена. Она представляет собой минимальную стоимость, по которой допускается отчуждение.
  4. Продолжительность рассрочки (при ее предоставлении).
  5. Прочие существенные сведения.

Если отчуждается имущественный комплекс МУП или ГУП, в решении также должны присутствовать:

  1. Состав материальных ценностей. Он указывается в передаточном акте в соответствии с результатами инвентаризации, на основании сведений из документов об участках, аудиторского заключения. В акте должны присутствовать все объекты приватизации, расчет балансовой цены активов, величина уставного капитала, номинальная стоимость и число акций (если создается ОАО).
  2. Исключения. В решении должны определяться объекты и имущественные права, которые не могут быть приватизированы. Соответствующие материальные ценности изымаются законным владельцем.

Виды собственности

В качестве госимущества выступают материальные ценности, которыми владеет, пользуется, распоряжается РФ и ее субъекты. В числе последних республики, области и края (в том числе автономные), города фед. значения. Муниципальная собственность – объекты, принадлежащие сельским и городским поселениям, прочим МО. Соответствующее определение закреплено в ГК, в 215 статье. Органами местной власти приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется самостоятельно с учетом положений федерального законодательства. Территориальные структуры не отчитываются перед Госдумой или иным высшим органом.

Какое жильё может быть передано в частную собственность?

Какие жилые помещения подлежат приватизации? По закону, в качестве таковых рассматриваются следующие помещения:

  1. Расположенные в домах соответствующего фонда – муниципального либо государственного.
  2. Соответствующие нормам ЖК РФ и подзаконных актов, касающиеся статуса жилого помещения. Квартиры, комнаты, дома и другие объекты недвижимости, не включенные в число жилых, приватизированы в порядке Закона РФ №1541-1 не могут быть.
  3. Те, в отношении которых законодательно не установлен запрет на приватизацию.

Приобретатели

Лица, в пользу которых отчуждаются объекты приватизации, традиционно именуются покупателями. В качестве них могут выступать любые граждане и организации, кроме тех, которые определены федеральным законодательством. В их число входят и ОАО в отношении акций, размещенных ими. Обязанность доказывания права на приобретение в рамках приватизации объектов государственной собственности или материальных ценностей, принадлежащих МО, возлагается на покупателя. Особую категорию приобретателей составляют нерезиденты – зарубежные инвесторы. В ФЗ отсутствуют ограничения в отношении этих лиц. Закон предъявляет дополнительные требования только к документам, которые предоставляют иностранные покупатели. К объектам приватизации относятся, как выше было указано, материальные ценности, находящиеся за пределами страны. В их число, кроме прочего, входят акции ОАО. Эти объекты приватизации могут отчуждаться исключительно в пользу нерезидентов. Законодательство не устанавливает требования по обязательному декларированию источников средств, направляемых приобретателями при осуществлении платежей по сделкам.

Способы приватизации

Существует несколько способов переоформления права собственности:

  • переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
  • приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
  • приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
  • покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
  • получение имущества в форме вклада в уставной капитал.

Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.

Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.

Объекты приватизации

В качестве них выступают ценности, которые могут быть отчуждены в соответствии с ФЗ № 2001. В нормативном акте не содержится перечня объектов, которые должны быть приватизированы на основании его положений. Из анализа норм ФЗ, однако, можно определить, какие материальные ценности могут отчуждаться. Основными объектами считаются имущественные комплексы МУП и ГУП, а также акции ОАО, принадлежащие государству. Прочие материальные ценности, указанные в ФЗ, или входят в активы предприятий или отчуждаются совместно с комплексами.

Признаки

Среди особенностей, которыми обладают объекты приватизации, необходимо отметить следующие:

  1. Отчуждение материальных ценностей в пользу частных лиц затрагивает интересы сотрудников, трудового коллектива предприятия. Их защита требует специального регулирования.
  2. Сделке по отчуждению предшествует включение объектов в прогнозный план и принятие решения, устанавливающего условия приватизации конкретного имущества уполномоченным исполнительным органом.
  3. Отчуждение обладает возмездным характером.
  4. В качестве продавцов от имени правительства могут выступать специализированные госучреждения.
  5. Как указывает ФЗ № 2001, приватизируются объекты, которые входят в состав муниципальной или федеральной казны, кроме тех, на которые положения закона не распространяются.

Классификация

Объекты приватизации разделяются по разным критериям. В зависимости от содержания, выделяют МУП и ГУП, акции ОАО, принадлежащие РФ. По форме собственности объекты могут быть муниципальными или государственными. Кроме этого, классификация проводится в зависимости от возможности и правил отчуждения. По этому признаку выделяют материальные ценности:

  1. Которые могут быть только муниципальной или госсобственности. К примеру, как указывает 24 статья ФЗ № 176, активы почтовой (федеральной) связи не могут отчуждаться.
  2. Приватизация которых ограничена. В число таких объектов входят акции АО и предприятия стратегического назначения. Они включаются в план только после принятия соответствующего решения президентом.
  3. Приватизируемые в общем и особом порядке.

Субъекты

Субъекты как приватизации, так и любого другого правоотношения в теории права – это лица, которые в этих отношениях участвуют, имеют права и несут обязанности, при этом права и обязанности тесно связаны друг с другом (праву одного субъекта всегда должна отвечать обязанность другого – в противном случае никаких правоотношений между ними сложиться не может в принципе).

Кто же будет выступать субъектами в таком конкретном виде правовых отношений, как приватизация государственного и муниципального имущества? Субъектами, как легко заметить, будут являться:

  • с одной стороны – граждане, проживающие в помещении, как новые получатели и собственники жилья;
  • с другой – органы власти, муниципальной и государственной, прежде выступавшие как владельцы этих жилых помещений, а конкретно в приватизационных отношениях являющиеся передающей стороной.

Для каждой из сторон есть свои ограничения, позволяющие им полноценно участвовать в приватизационных отношениях. Для физических лиц такими ограничениями будут, прежде всего, необходимость иметь гражданство и проживать в приватизируемом помещении на постоянной основе. В отношении же второй стороны, передающей безвозмездно жильё гражданам в частную собственность, законодательство устанавливает следующие требования:

  1. Орган, выступающий в качестве передающего, должен относиться к муниципальной или государственной власти. Возможно также участие в приватизации муниципальных предприятий либо учреждений, если они наделены правом вступать в правоотношения по поводу приватизации жилого фонда.
  2. Он должен иметь жильё в своей собственности. Не числящуюся на балансе местного самоуправления либо государства квартиру, комнату либо иное жильё приватизировать нельзя.

ВАЖНО! Основная масса приватизируемого жилья находится в собственности местного самоуправления.

Поэтому в дальнейшем речь будет идти в первую очередь о передаче в частную собственность муниципального жилищного фонда. Порядок приватизации государственного жилья ничем не отличается от того, который установлен для муниципального, и потому далее особо оговариваться не будет.

Жилфонды

В Госдуме достаточно часто поднимался вопрос о бесплатной приватизации жилья. На последнем обсуждении было решено продлить ее до марта 2021 г. Однако в СМИ появлялась информация о возможности снятия ограничений по срокам. Бесплатная приватизация распространялась на любые помещения, кроме:

  1. Служебных.
  2. Находящихся в общежитиях.
  3. Аварийных.
  4. Расположенных в военных городках закрытого типа.
  5. Включенных с жилфонд совхозов и сельскохозяйственных обществ, приравненных к ним.
  6. Находящихся в стационарных учреждениях органов соцзащиты, расположенных в сельской местности.

Данные ограничения предусматриваются 4 статьей ФЗ № 1541-1.

Какое не подлежит передаче?

А теперь посмотрим, какие объекты государственной и муниципальной собственности прямо запрещено приватизировать в соответствии с законом. К числу жилых помещений, которые не подлежат приватизации, относятся следующие (согласно действующим нормам ст. 4 Закона РФ №1541-1):

  1. Жилплощадь в аварийных домах. В качестве таковых рассматриваются дома, имеющие заметный износ и нуждающиеся в капитальном ремонте, сильно повреждённые и т. д. Для того чтобы жилой дом был признан аварийным такое решение должны вынести уполномоченные органы власти.
  2. Комнаты в общежитиях. Понятие о том, что считается общежитием, зафиксировано в жилищном законодательстве.
  3. Жильё в закрытых городках при воинских частях. Эти помещения не могут быть приватизированы ни при каких обстоятельствах вне зависимости от позиции государственных органов власти.
  4. Служебное жильё, кроме домов или квартир в совхозах или иных сельхозпредприятиях, а также в расположенных в сельской местности жилых помещениях стационаров соцзащиты населения.В последнем случае закон оставляет лазейку для желающих получить в собственность служебное жильё: если собственник или владелец на праве хозяйственного ведения или оперативного управления дал своё согласие, служебное жилое помещение может быть передано жильцу в собственность. Однако это право, а не обязанность. Если соответствующее решение не было принято, требовать приватизации жилец не вправе.

ВАЖНО! Ранее запрет распространялся и на квартиры и другие жилые помещения, предоставленные по договору социального найма после 1 марта 2005 года.

Однако эта норма закона была признана не соответствующей Конституции РФ и после того, как Конституционный суд рассмотрел этот вопрос, ограничения были сняты. Сейчас можно приватизировать любые квартиры, вне зависимости от времени их предоставления гражданам.

Вам может быть интересно: Как получить сельскую ипотеку в условиях 2021 года – пошаговый план

Чтобы узнать, как можно приватизировать жилье в общежитии, посмотреть видео:


Приватизация общежитий

Документы для приобретения

Для приватизации объектов жилфонда потребуются:

  1. Договор соцнайма.
  2. Выписка из ЕГРП (ф. № 3). Она составляется на каждого участника сделки.
  3. Выписка из домовой книги.
  4. Технический и кадастровый паспорта.
  5. Справки, удостоверяющие, что ранее лицо не участвовало в приватизации иных недвижимых объектов.
  6. Л/С на помещение.
  7. Личные документы (паспорта, св-ва о рождении или заключении брака).

Следует учесть, что могут потребоваться не только оригиналы, но и копии этих бумаг. Поэтому целесообразно сделать их заранее. Действие некоторых документов имеет ограничение по времени. В этой связи эксперты не рекомендуют затягивать с их подачей.

Кто вправе участвовать в приобретении?

Приватизировать помещение могут все зарегистрированные в нем. Следует учесть, что законодательством устанавливалась возможность бесплатно приобрести жилплощадь только один раз. Поэтому те, кто уже участвовал ранее в приватизации, не могут быть субъектами новой аналогичной сделки. Исключение составляют лица, которые на тот момент были несовершеннолетними. По достижении 18 лет они вправе участвовать в приватизации второй раз. Существует ошибочное мнение о том, что малолетние не могут выступать как сторона сделки. В принципе, это так. Законодательство ограничивает число сделок, в которых могут участвовать малолетние. Между тем нормативными актами предусмотрены меры защиты их интересов. Так, если ребенок, зарегистрированный в квартире, не получил право собственности при приватизации, договор может быть расторгнут в суде. Заявителем при этом могут выступать органы попечительства и опеки, прокуратура и прочие заинтересованные лица.

Кто может приватизировать недвижимость?

Ну а теперь вернёмся к участникам приватизации. Для того, чтобы человек имел право оформить бесплатно в собственность муниципальное жилое помещение, существуют некоторые ограничения, установленные законом. Они сводятся к следующим факторам:

  1. Необходимость иметь российское гражданство. Действие Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № №1541-1) распространяется только на граждан нашей страны.Иностранцы и лица без гражданства никак не связаны с Российской Федерацией – и потому передача им бесплатно в собственность жилья никак не обоснована. Что любопытно, платная приватизация, регулирующаяся уже ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», такого ограничения не содержит: ст. 5 этого закона прямо разрешает быть покупателями любым физическим лицам (для организаций уже есть ограничения).
  2. Необходимость проживать в приватизируемом жилье по договору социального найма (ст. 60 ЖК РФ). Пользующиеся жилым помещением по другим основаниям (коммерческий наём, поднаём, временное проживание и т. д.) права на участие в приватизации не имеют. Поэтому одним из первых действий для жильцов, желающих оформить в собственность муниципальное жильё, будет являться оформление самого договора соцнайма, если ранее это по каким-то причинам сделано не было.
  3. Необходимость относиться к членам семьи нанимателя по договору соцнайма (ст. 69 ЖК РФ). При этом в качестве членов семьи рассматриваются не только те, кто к ним относиться согласно нормам СК РФ, но и иные лица, признанные в таком качестве в судебном порядке.
  4. Необходимость иметь право пользования приватизируемой квартирой. Сам факт проживания или отсутствия на жилплощади мало что значит – важно, чтобы в соответствии с законом гражданин имел право проживать в конкретном помещении.Поэтому в том случае, если не проживающий, но сохранивший за собой право гражданин не был указан в числе участников приватизации, он будет иметь все основания для того, чтобы обжаловать договор передачи жилья в судебном порядке – и, скорее всего, выиграет дело.
  5. Однократность приватизации. Лицо вправе воспользоваться своим правом на обращение жилья в частную собственность лишь один раз, при этом письменный отказ от участия в приватизации рассматривается с точки зрения закона как реализация этого права.
    Единственным исключением являются те, кто уже ранее участвовал в процессе, будучи несовершеннолетним.

    На них ограничение не распространяется – и такие лица, достигнув возраста в 18 лет и заключив по каким-либо основаниям новый договор социального найма, могут приватизировать и новую квартиру.

Особые случаи

Отдельно в законодательстве оговаривается приватизация объектов культурного наследия. Что они собой представляют? Объектами культурно-исторического наследия народов РФ выступают сооружения, строения со связанными с ними произведениями декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, техники и науки и пр. Они возникли в ходе исторических событий и представляют особую ценность в археологическом, антропологическом, эстетическом, социальном плане. В их число входят также памятники, достопримечательные места, крупные комплексы, исторические поселения. Согласно п. 2.1.7 Госпрограммы по приватизации муниципальных и госпредприятий в РФ, утвержденной Указом президента от 1993 г., такие объекты отчуждению не подлежат. Однако в 1994 г. было принято другое решение. По новому Указу президента некоторые сооружения, памятники, комплексы могли быть включены в объекты приватизации муниципального имущества или прогнозные планы, утверждаемые правительством. При этом вопрос об их отчуждении должен рассматриваться только после ознакомления и утверждения программ Главой страны. Объекту культурно-исторического наследия, принадлежащие РФ, регионам или МО, могут быть приватизированы частными лицами (гражданами или организациями) на возмездной основе по правилам, установленным ФЗ № 178. При этом следует учитывать ряд особенностей отчуждения, закрепленные в 29 статье указанного Закона, а также ст. 50 ФЗ № 73.

Нормативные требования

Объекты культурно-исторической ценности допускается приватизировать способами, предусмотренными 13 статьей ФЗ № 178. При этом они должны быть обременены обязательствами по сохранению, содержанию и надлежащему использованию. Минкультуры РФ определяет условия указанных ограничений. Охранное обязательство оформляется в соответствии с правительственным Постановлением № 894 от 2002 г. Его условия включаются в содержание решения о порядке приватизации и в качестве существенных пунктов в договор о купле-продаже объектов. В охранном обязательстве указываются требования, предъявляемые к содержанию комплекса, сооружения, памятника и пр., условия доступа к нему граждан, правила и сроки выполнения реставрационных работ, а также описываются прочие меры, посредством которых обеспечивается их сохранность.

Важный момент

Законодательством установлен перечень объектов, обладающих особой ценностью, которые не могут быть приватизированы. Он закреплен в 50 статье ФЗ № 73. В их число включены:

  1. Ансамбли и памятники, входящие в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  2. Особо ценные сооружения и комплексы, включенные в Свод, утвержденный Указом Президента от 1992 г.
  3. Археологические объекты и культурно-исторические заповедники.

Между тем, ФЗ № 258 были внесены некоторые изменения в ФЗ № 73. Ими отменялся запрет приватизации культурно-исторических объектов и вменялась обязанность правительству сформировать перечень таких комплексов, не относящихся к госсобственности. Соответственно, отчуждать с того момента можно те сооружения, которые не принадлежат РФ и регионам. Но в установленный срок (до 01.03.2008) указанный перечень не был сформирован. В этой связи отчуждение этих материальных ценностей в настоящее время невозможна. В связи с тем, что в законодательстве не предусмотрены четкие правила по приватизации культурно-исторических объектов, этот вопрос вызывает немало споров.

Особенности в отношении объектов культурного наследия

Отдельно следует рассмотреть вопрос о том, как могут быть приватизированы жилые помещения, расположенные в зданиях, признанных объектами культурного наследия. Здесь нужно руководствоваться не сколько Законом РФ №1514-1, сколько ст. 29 ФЗ «О приватизации государственного муниципального имущества», а также местными нормами, касающимися порядка приватизации в конкретном субъекте РФ (с учётом норм ст. 48 ФЗ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…»).

При этом нужно помнить, что согласно ст. 50 закона №73-ФЗ, не могут быть приватизированы:

  • особо ценные объекты культурного наследия;
  • памятники, включенные в список всемирного наследия;
  • объекты, предоставленные музеям-заповедникам;
  • объекты, входящие в перечень археологического наследия.

В том случае, если в пределах перечисленных выше объектов есть жилые помещения, они могут быть приватизированы, но при этом на нового собственника возлагается ряд ограничений. В частности, он принимает на себя дополнительные охранные обязательства, связанные с особенностями пользования и распоряжения объектами такого рода.

Порядок наложения охранных обязательств определяется государственными органами исполнительной власти. Нарушение правил пользования объектами культурного наследия карается в соответствии с нормами действующего законодательства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]