Вся территория страны поделена на отдельные земельные участки, каждый из которых имеет свой вид разрешённого использования и возможные варианты целевой эксплуатации.
Земли, на которых можно организовать туристические объекты или места для отдыха всегда пользуются особым спросом, поскольку являются потенциально выгодными объектами недвижимости.
Такие территории носят название – земли рекреационного назначения. Их строго запрещено использовать не по целевому назначению, за что предусмотрены внушительные административные штрафы.
Эти территории регламентируются отдельной статьей Земельного Кодекса и находятся под особой охраной и контролем со стороны государства. В положениях Земельного Кодекса однозначно определено, какую деятельность можно вести на рекреационных землях, а какую нельзя. Об этом и расскажем далее.
Законодательство
Земли, предназначенные для рекреационного пользования, являются для собственников (независимо от того, государственная ли это организация или частная) крупным источником дохода. Для пользователей эти места также имеют большое значение, но не в финансовом плане. В любом случае в интересах как одних, так и других сделать рекреационную территорию качественной и безопасной. Для этого в российском законодательстве существуют две статьи:
- Ст. 98 ЗК РФ (с прилагающимися к ней комментариями) – регламентирует состав и использование земель. А именно:
- в такой вид собственности входят физкультурно-оздоровительные комплексы, пансионаты, санатории, парки, лагеря для детей и прочие аналогичные объекты;
- собственники рекреационных земель могут передавать возможность использовать их другим лицам на основе права ограниченного пользования чужими землями — сервитута.
- Ст. 8 КоАП РФ предусматривает ответственность за использование рекреационных участков не по предусмотренному законом назначению. Наказание за такое правонарушение – штраф в размере от одного до пяти процентов кадастровой стоимости участка. Но при условии, если размер штрафных процентов превышает десять тысяч рублей. Кроме того, за отсутствие должного ухода за землями и содержания построек в пригодном для пользования виде также предусматривается денежное взыскание в размере от двадцати до четырёхсот тысяч рублей, в зависимости от того, кто совершил правонарушение: физическое или юридическое лицо.
Важно знать! Участки, предназначение которых заключается в рекреационном использования и переданные другому лицу по праву сервитута, по закону не могут быть изъяты у первоначального владельца. Норма регулируется третьим пунктом 98 статьи Зем.Кодекса.
Аренда территорий лесного фонда для рекреации
Земли лесных зон подчиняются нормам «Лесного кодекса РФ» (ЛК РФ), принятого 04.12.06 под № 200-ФЗ. Статья 41 данного документа утверждает, что земли лесного фонда могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности и служить местом отдыха граждан.
Собственность на лесные земли принадлежит государству, они могут передаваться в постоянное (бессрочное) пользование региональным властям.
Если лесные массивы переданы в ведение муниципалитетов, то аренда таковых индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами может осуществляться только путём оформления арендных прав у муниципального образования. Для этого требуется обращаться в земельный комитет населённого пункта с заявлением и перечнем услуг, которые планируется предоставить на таких землях.
Поданное заявление рассматривается на публичных слушаниях, после чего выносится решение об участии в аукционе на основании положений главы 8 ЛК РФ. После выигрыша лота участнику предоставляется выписка из протокола.
Что можно строить?
Если право аренды предоставлено, допускается развитие туристического бизнеса или организация зоны отдыха. Здесь можно построить:
- спортивную базу;
- лагерные стационарные помещения;
- домики для отдыхающих;
- охотничьи домики;
- гостиничный комплекс или пансионат.
То есть, постройки ориентируются на возведение оздоровительных, физкультурно-оздоровительных, предназначенных для отдыха и спорта и спортивно-технических сооружений. Выступают в качестве лесной инфраструктуры.
Что требуется?
Для возведения построек арендатор обязан:
- составить проект освоения лесов (ч. 1 ст. 88 ЛК РФ);
- осуществлять использование ЗУ в соответствии с проектом;
- соблюдать условия договора аренды ЗУ (лесного участка);
- использовать территорию только способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими (ограничивающими) нанесение вреда последующему воспроизводству лесов;
- соблюдать правила пожарной безопасности, правила санитарной безопасности;
- подавать ежегодно лесную декларацию ( ч.2 ст. 26 ЛК РФ);
- представлять отчет об использовании лесов (ч. 1 ст. 49 ЛК РФ);
- представлять отчет об охране и защите лесов (ч.1 ст. 60 ЛКРФ);
- исполнять иные предписания законодательства.
Что нельзя возводить?
Нельзя строить ничего, что не входит в целевое назначение, или может повредить ландшафт лесов или их экологию.
В частности, нельзя строить:
- объекты для ведения подсобного хозяйства;
- промышленные предприятия по переработке древесины, мяса и шкур животных;
- жилые дома и дачи.
Недопустима несанкционированная вырубка лесов и охота. Арендатор обязан рекультивировать земли, используемые для строительства, реконструкции эксплуатации объектов (ч. 6 ст. 21 ЛК РФ), если их строительство не было связано с развитием лесной инфраструктуры.
Стоимость и сроки
Передавать в аренду можно только земли с установленной кадастровой стоимостью, так как на её основании назначается стоимость первого шага аукциона. Иногда используются специальные расчёты на основании доходного подхода. В целом оценка ориентируется на нормы статей 73 и 76 ЛК РФ. Шаг аукциона не может превышать 5% от изначально установленной стоимости.
В итоге право аренды получает выигравший участник аукциона. Если он является единственным – выкуп арендных прав допускается без проведения торгов. Срок аренды не может быть меньше, чем 10 лет. Максимальный срок – 49 лет.
Возможность выкупа
Такая процедура невозможна, так как земли лесного фонда не могут передаваться в частную собственность. Но иногда допускаются исключения, если речь идёт о землях, которые могут быть переведены в другую категорию. Например, пригородные лесные зоны, которые допустимо перевести в земли поселений. Или массивы после пожаров и вырубки лесов, если на них не предусматривается восстановление леса.
Требуется действовать в соответствии со следующим пошаговым алгоритмом:
- Провести экспертизу земель, подтверждающую возможность изменения категории. Получить заключения экспертов.
- Написать аргументированный запрос на имя министра Министерства Лесного хозяйства, с указанием подробных причин перевода и параметров земельного участка, с указанием кадастрового квартала.
- Приложить акты экспертизы, нотариально удостоверенный паспорт, выписки из ЕГРЮЛ и копию учредительной документации, если это юридическое лицо.
- По усмотрению Министерства, запрос передаётся в органы Правительства РФ на рассмотрение. Либо заявителю отправляется мотивированный отказ, со ссылкой на причину отказа.
В заявке должны содержаться сведения, способные предоставить заявителю разрешение на выкуп в собственность, после перевода земель в другую категорию.
В документ вносятся следующие сведения:
- причины бесхозности ЗУ;
- расчёты стоимости восстановления массива;
- проект восстановления ЗУ заявителем;
- аргументы эффективности такого перевода.
На основании данного документа должен выйти законопроект, допускающий выведение земель из этой категории, после чего можно приступать к оформления массива.
На нашем сайте также можно найти следующую информацию:
- Виды разрешенного использования земель.
- Как узнать по кадастровому номеру категорию ЗУ.
- Установление категории земельного участка.
- Что такой код категории земель?
- Что означает — категория земли не установлена?
- Какое наказание грозит за не целевое использование ЗУ?
Понятие земельных участков рекреационного назначения, их состав и правовой режим
Земли для рекреационного назначения – это определённая территория, чаще всего занимающая часть лесных или водных объектов, предназначенная для досуга и отдыха людей. Вообще, само слово «рекреация» подразумевает некое восстановление работоспособности. В их состав, как было написано ранее, может входить широкий спектр объектов, предназначенных для рекреационных нужд.
Важно знать! В связи с тем, что такие объекты предполагают пользование ими большого количества людей, по ряду законодательных актов владельцы должны предоставить справки от СанЭпидемСтанций и прочих организаций. За невыполнение этой нормы следует наказание вплоть до уголовного, то есть гораздо строже, чем за использование территории не по назначению.
Стоит обратить особое внимание, что не на всех видах рекреационных земель достаточно соблюдать 98 статью Земельного кодекса и иметь справки от санитарных станций. Существуют земельные участки, которые законом определены как:
- природоохранные зоны;
- земли культурно-исторического наследия.
Категории земель и ВРИ
По ст. 7 ЗК РФ все земли нашей страны делятся на 7 категорий в соответствии с их целевым назначением. Для каждой из категории земли могут применяться только свои виды разрешённого использования.
Например, строить объекты ИЖС на землях лесного фонда или производственных территориях нельзя. Построить частный дом можно только на территории земель населенного пункта.
Итак, выделяются следующие категории земель:
- Населенных пунктов.
- Сельскохозяйственного назначения.
- Лесного фонда.
- Водного фонда.
- Особо охраняемые территории и объекты.
- Земли запаса.
- Земли специального назначения: промышленные территории, участки для строительства дорог и магистралей.
Земля рекреационного назначения относится к категории особо охраняемых территорий и объектов. Наряду с ними к этой категории земель также относятся природоохранные, историко-культурные объекты, особо ценные и уникальные массивы.
Порядок отнесения этих земель к особо охраняемым территориям и порядок их использования устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов. На местном уровне порядок использования земель определяется распоряжениями администрации региона или города.
В землях рекреации должны быть уникальные экологические и ландшафтные характеристики, требования к плодородию почв не предъявляются.
Категория, использование, ограничения
Строительство на рекреационных участках должно строго соответствовать их целевому назначению – это основной момент всех законов, регулирующих данный вид земель. В 98 статье чётко прописано, что пользоваться рекреационным участком можно на основе сервитута. Но по какой-то причине законодатели не уточнили, есть ли различие между пользованием по праву публичного и частного сервитута. Поэтому их стоит рассмотреть в отдельности:
- Публичный. Наиболее частый вид организации рекреационных территорий. Ими может воспользоваться любой желающий при соблюдении определённых правил (бережное отношение к природе, сбор мусора и отсутствие костров.
- Частный. Вариант подходит для бизнесменов и предпринимателей, право отдыха предоставляется за финансовую плату или работу (билеты и путёвки выдаются рабочим предприятия, к примеру). Соответственно, условия размещения регламентируются собственником.
Но как в первом, так и во втором варианте главное, руководствоваться всеми законодательными нормами, которые, помимо Земельного, представлены ещё в Лесном и Водном кодексах (в зависимости от вида занимаемой территории, например, водоём или пределы нерестоохранных полос лесов). Возможность (или её отсутствие) посещения человеком рекреационного участка называется правовым режимом. Он может регулироваться как частными собственниками, так и государством.
Как используются земли рекреации?
Правовой режим земель рекреационного назначения определён положениями ЗК РФ. Использоваться данные территории могут только для организации отдыха и оздоровления граждан. Воспользоваться этими землями по назначению и объектами, расположенными на них, могут все желающие граждане при условии соблюдения режима их эксплуатации.
Физические, юридические лица или ИП, занимаясь туристическим или иным схожим бизнесом, не могут претендовать на оформление рекреационных земель в собственность.
Использоваться учебно-туристические тропы и трассы могут землепользователями, землевладельцами и арендаторами на основании сервитута. При организации сервитута земельные участки не изымаются из использования.
Сервитут может быть публичным и частным. Публичный подразумевает доступность данной территории для всех. Частный сервитут предоставляется компаниям для возведения на территориях объектов для отдыха или оздоровления.
При строительстве санаториев и иных рекреационных объектов возможно оформление договора аренды земельного участка как самим учредителем юридического лица, так и строительной компанией, выступающей застройщиком объектов специального назначения.
Государство может изъять участки для собственных нужд из собственности граждан или компаний, если они будут отвечать заявленным характеристикам. Это реквизиция земель, которая может осуществляться сроком до 20 лет.
Что можно строить на землях рекреационного назначения, мы разобрались. Это всевозможные объекты, непосредственно относящиеся к целевому назначению самих земель. Осталось определиться с тем, что делать на этих землях категорически запрещено.
Что нельзя строить на землях рекреации?
Никакая деятельность, не соответствующая целевому назначению, не разрешена на данных территориях рекреации.
На землях рекреационного назначения нельзя:
- строить жилые дома;
- организовывать юридические лица, деятельность которых не связана с отдыхом и туризмом;
- производить несанкционированную вырубку деревьев, кустарников и травы;
- заниматься браконьерством, незаконной охотой или рыбалкой;
- устраивать свалки и утилизировать мусор;
- использовать земли под нужды сельского хозяйства;
- вести личное подсобное хозяйство.
За нарушение целевого использования виновникам грозят штрафы и изъятие земель, за браконьерство – уголовная ответственность.
На рекреационной земле нельзя проводить любые работы, которые бы создавали риск причинения вреда здоровью окружающих. Все строительные площадки должны быть надежно огорожены и защищены от людей.
Нельзя на землях рекреации проводить работы, которые могли бы проверить поверхность почвы и ухудшить ее уникальные показатели из-за механических повреждений или применения ядохимикатов. Запрещено на этих территориях вести любую деятельность, которая бы негативно могла повлиять на экологическое состояние объектов.
Ответственность виновных лиц
Следить за использованием земель рекреации по целевому назначению должен государственный земельный контроль и общественный контроль. Они могут проводить проверки, выписывать предписания, передавать материалы дела в суд.
На должностных лиц, которые использовали участок рекреационной земли не по назначению, накладывается штраф в размере 1-1,5% кадастровой стоимости участка.
Все участки рекреационного назначения должны иметь кадастровый номер и кадастровую стоимость. Без них такой участок бы просто не мог быть введён в эксплуатацию.
Административное взыскание с должностного лица не может быть по закону менее 20 тысяч рублей. Юридические лица за подобные действия должны будут уплатить административный штраф в размере 1,5-2% от кадастровой стоимости земли, но не менее 100 тысяч рублей.
Отстаивать свои права виновные граждане, считающие действия государственного земельного контроля незаконными, вправе через суд.
Классификация земель, виды территорий
Какие земли можно отнести к культурно-историческому наследию? По закону это:
- Объекты, находящиеся в списке исторических построек (здания вековой давности, дома-музей выдающихся личностей и т. д.).
- Достопримечательности, также находящиеся в специальном списке в градостроительных ведомствах (монументы, стелы, вечный огонь и т. д.).
- Национальные поселения, сохранившие быт и культуру древних времён (ручное производства, ремёсла и др.).
- Братские и отдельные могилы и прочие захоронения, причём как военные, так и гражданские.
Особенности использования земель рекреационного назначения
Земли рекреационного назначения предназначены и используются для обеспечения спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности граждан, а также для организации их отдыха и туризма. Это определяет рамки ее эксплуатации.
Для организации учебно-туристических троп и трасс с собственником, пользователем, владельцем или арендатором земли может заключаться особое соглашение о сервитуте. Это позволяет прокладывать маршруты через территорию, не изымая ее из пользования.
Сервитут — ограниченное право пользования рекреационными зонами — может быть как публичным, так и частным. Публичный подразумевает доступность территории для всех. Частный, как правило, предоставляется юридическим лицам с целью возведения домов отдыха и подобных объектов.
Осуществление рекреационной деятельности на землях лесов допускается в соответствии с положениями ст. 41 (далее — ЛК РФ). Законодатель предусмотрел и возможность возведения специальных временных строений в лесу. В этом случае территория предоставляется государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование.
Для юридических лиц возможна аренда земель лесного фонда для рекреации (п. 4 ст. 41 ЛК РФ). Заметим, что физическим лицам такая категория земель не предоставляется.
Особенности купли-продажи и аренды участков
Разумеется, на рекреационные земли, особенно если они по совместительству являются носителями объектов культурного наследия, накладывается ряд ограничений и в плане составления сделок купли-продажи. Если владение частное и построено не в природоохранной или культурно-исторической зоне, то с продажей собственности проблем возникнуть не должно. Разве что покупатель должен, помимо всех формальностей, получить разрешение на подобную деятельность. Но в обратном случае покупателю (и отчасти продавцу) придётся собирать целый пакет необходимых документов и справок:
- подтверждение экологической безопасности будущих построек (особенно это касается промышленности);
- отсутствие причинения архитектурного или любого другого вреда культурным ценностям (рядом с особняком 18 века построить современный досуговый центр вряд ли кто-то разрешит);
- строгое разграничение площади.
Каждый пункт включает себя постоянные консультации со специалистами и чёткое следование всем законодательным нормам (что потребует немалых затрат средств и времени).
Понятие земель рекреационного назначения
Определение термина можно найти в п. 1 ст. 98 ЗК РФ. Законодатель указывает, что земли в составе рекреационных зон — это участки, используемые для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Не любой участок пригоден для указанных целей, хотя каждая территория обладает ресурсами, которые можно использовать для удовлетворения потребностей населения. Лишь земли населенных пунктов, имеющие рекреационный потенциал, целесообразно приспосабливать для отдыха и оздоровления.
Потенциал оценивается исходя из природных, экологических, санаторно-курортных (бальнеологических, грязевых) и культурно-исторических предпосылок. Они создают необходимые условия и климат для восстановления хорошего самочувствия и работоспособности людей, уставших от городской суеты.
Рекреация земельного участка — это имеющиеся и создаваемые благоприятные характеристики территории для восстановления здоровья человека.
Кому предоставляется, и что можно строить на землях рекреационного назначения
Эти земли предоставляются частным физическим и юридическим лицам, желающим организовать территорию для отдыха людей (как определённого круга, так и всех). Конечно, основная цель такого вида деятельности – получение прибыли, в последнее время в обществе как раз возрос спрос на подобные досуговые включает себя ряд сооружений:
- спортивные центры (ФОКи, площадки для отдельных видов спорта, бассейны, фитнес-залы и пр.), на них редко когда требуются особые разрешения (исключая бассейны);
- туристические объекты (терренкуры, оздоровительные трассы, источники) должны быть сконструированы в соответствии с медицинскими стандартами;
- здания, предназначенные для неактивного отдыха (кинотеатры, концертные залы и др.).
Помимо этого, разрешается строить промышленные сооружения для обслуживания центров досуга (кроме случаев, рассмотренных в прошлом разделе). А также собственники вправе расширять свои владения (аналогично, не нарушая перечисленные выше нормы законодательства).
Что запрещено делать?
Кроме того, что такие земли могут использоваться только в соответствии с определённым правовым режимом, здесь не допускается никакая деятельность, не соответствующая целевому использованию. За исполнением данного положения надзирают государственные органы и муниципальные образования. Согласно закону, на таких землях нельзя:
- возводить жилые строения;
- организовывать предприятия и компании, не связанные с отдыхом граждан;
- производить несанкционированный выкос травы, вырубку деревьев и кустарников;
- заниматься браконьерством;
- использовать под сельскохозяйственные нужды или подсобное хозяйство;
- устраивать свалки.
За несоблюдение норм пользования участками, предусмотрена административная ответственность, допускающая штрафы и изъятие земель. За браконьерство – уголовная ответственность.
Так как места отдыха являются местами массового скопления людей, здесь недопустима никакая деятельность, влекущая риск причинения вреда здоровью. Если здесь проводится строительство объектов, то зона должна обеспечиваться ограничением доступа отдыхающих, особенно – детей. Вопрос о безопасности граждан должен стоять в числе приоритетных задач. На этих землях недопустима никакая халатность и безответственность.
Кроме перечисленного, недопустимо проводить такие виды работ, которые могут повредить поверхность почвы, изменив её уникальные свойства в результате отравлений ядохимикатами, механическими повреждениями. А также проводить деятельность, допускающую нарушение экологии в зоне рекреации. Это касается и правообладателей прилегающих земельных участков, относящихся к другим категориям земель.
Запрет на использование земли не по назначению
Российское законодательство предусматривает ряд запретных норм, касающихся использования рекреационной земли не в целях организации отдыха граждан. Кроме того, переводить земли из одной категории участков в другую также запрещено. Наказания за эти нарушения предусмотрены Кодексом административных правонарушений Российской Федерации. Но каким образом земли могут использоваться не по целевому назначению? Существуют следующие нарушения:
- нарушение санитарных норм Роспотребнадзора и прочих организаций (особенно это касается рекреационных сооружений, связанных с пищевым производством);
- преобразование досуговых центров и туристических объектов в любые другие организации (участок не может стать иной категории и должен относиться лишь к определённой земельной группе);
- экологический вред, наносимый промышленными сооружениями, загрязнение окружающей среды;
- отсутствие организации безопасности отдыхающих, недолжное оснащение объектов.
Правовой режим и использование земель, имеющих статус рекреационных
Правовой режим земель рекреационного назначения определяется действующим земельным законодательством. Поскольку основным предназначением земель такой категории является удовлетворение граждан в оздоровлении и культурно-спортивном отдыхе, то использоваться земли должны исключительно в этими целями.
Так, не запрещается юридическому лицу арендовать или приобретать в собственность с разрешения государственных или муниципальных властей земли, а затем осуществлять на них деятельность, связанную с организацией отдыха граждан. Например, для строительства базы отдыха, детского лагеря, учебно-профилактического здания, палаточного лагеря или любого другого вида зданий и сооружений рекреационного значения.
Отдавать в собственность участки земель, отведенных для рекреационного назначения, частным физическим лицам запрещено, согласно нормам действующего законодательства.
Однако если такие земли пересекаются с земельными участками, где собственниками выступают физические лица, юридические лица, государственные органы власти или муниципалитет, то на собственность этих лиц накладывается правила сервитута, как частного, так и публичного. Это, в свою очередь, не влечет потери права собственности на участок.
Использовать участки, которые имеют статус рекреационных земель, можно только по целевому назначению – для организации отдыха граждан. При этом если подходящий участок земли находится в собственности у физических или юридических лиц, то государством он может быть изъят в принудительном порядке для осуществления своих нужд или реквизирован.
Реквизирование земельных участков рекреационного значения может осуществляться на срок от двух до двадцати лет.
Важные моменты
- Где может располагаться рекреационная территория? Участок находится в пределах города, деревни или любого другого субъекта, но вне жилых поселений. Эта мера отражена в ряде законодательных актов, а именно в восемнадцатой главе Земельного кодекса. Возможно, из-за этого снизится посещаемость рекреационных объектов, но зато будет обеспечена безопасность отдыхающих и спокойная деятельность живущих недалеко граждан.
- Вправе ли органы местного самоуправления или представители федерального центра забрать в пользование часть рекреационных земель? Из-за того, что этот тип территорий регламентируется особыми правилами землепользования, на собственника может накладываться ряд ограничений, в том числе и от органов какой-либо власти. Но, в соответствии с Земельным кодексом, представители должны оформить право ограниченного пользования – публичный сервитут – применение которого регулируется двадцать третьей статьёй ЗК РФ. Кроме того, пользователи (в данном случае власть) обязаны проводить природоохранные работы и не допускать нанесения вреда досуговым объектам. В случае если эти обязанности будут нарушены, собственник может потребовать денежную компенсацию в судебном порядке.
https://youtube.com/watch?v=Fm81psfSxMM
Подводя итог, использование рекреационных земель требует внимательного отношения к нормам Земельного и сопряжённого с ним кодексов. Деятельность, связанная с организацией рекреации, напрямую затрагивает интересы, здоровье (а иногда даже жизнь) многих граждан, поэтому важно соблюдать законы и грамотно планировать все строительные работы, не скупясь на юристов и прочих специалистов.
Приватизация земель рекреации
Приватизация земельного участка в рекреационной зоне теоретически не запрещена, о чем можно сделать вывод, обратись к положениям Земельного Кодекса.
По ст. 28 ЗК РФ отказ в предоставлении земли в собственность может быть получен гражданином в случае, если земельные участки изъяты из оборота или в отношении них приятно решение о запрете на приватизацию.
Те земли, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничиваются в обороте.
В отношении участков, расположенных в рекреационной зоне, установлены ограничения только по видам хозяйственной деятельности. Запрета на приватизацию в законе нет. Следовательно, такие земли могут при желании и соблюдении всех условий быть приватизированы.
Отказ администрации в приватизации в таком случае нужно оспаривать в судебном порядке.
Правовой режим
Рассматриваемые земли обладают специфическим правовым статусом. Они эксплуатируются для целей рекреации без изъятия у собственников или временных распорядителей. Однако права последних обременены: их надел может быть свободным для доступа всем желающим. Каждый вправе посетить такой участок, если соблюдает режим пользования.
О ценности земель рекреации свидетельствует то, что их нецелевое использование или перевод в другую группу участков строго запрещены. Кроме того, если физическое или юридическое лицо имеет право собственности на участок с рекреационным потенциалом, государство может изъять землю в принудительном порядке для государственных или муниципальных нужд.
Вместе с тем такие наделы не исключаются из оборота. Рекреационные земли в собственность могут передаваться юридическим лицам при условии согласия муниципальных и госорганов.
Что такое рекреационная зона
Туристско-рекреационной зоной (ТРЗ) называют особый вид экономической зоны, где государство и жители создают благоприятные условия для развития туризма и массового отдыха населения. Среди основных целей организации подобных зон выделяют следующие:
- способствование развитию туристической деятельности в конкретном регионе;
- повышение конкурентоспособности туристического бизнеса;
- развитие курортов лечебно-оздоровительного характера;
- повышение уровня профилактики и лечения различных заболеваний.
В туристско-рекреационных зонах зачастую начинают разрабатывать месторождения минеральных вод, различных природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, куда также относятся целебные грязи.
Каковы плюсы организации таких зон? В глобальном плане это способствует тому, что в страну начинают привлекаться инвестиции, появляется новый конкурентоспособный продукт. Что еще немаловажно, обычный отдых и путешествия переходят на более высокий уровень.
Помимо этого, создание рекреационных зон повышает численность населения определенной местности, поскольку сюда привлекаются новые специалисты в разных областях.
Земли рекреационного назначения
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря.
дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки и лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Земельный кодекс РФ правильно отражает понятие «земли рекреационного назначения», поскольку рекреация — это отдых, восстановление сил после труда. Одновременно в законе не конкретизируется правовой режим земель, используемых для размещения постоянных и сезонных объектов рекреационного назначения; домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, домов рыболова и охотника и др.
Использование учебно-туристических троп и трасс может осуществляться согласно закону на основе сервитутов, при этом указанные земельные участки у правообладателей из использования не изымаются.
Сервитуты, как известно, бывают публичные и частные. Для рекреационных нужд на основе сервитута возможно, в частности, пользование земельными участками лесного и водного фондов. Так, Лесной кодекс РФ разрешает гражданам свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Кроме того, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей прямо рассматривается Лесным кодексом РФ одним из видов лесопользования.
Для размещения стационарных объектов рекреационного назначения на землях лесного фонда права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участков лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
В целях рекреации могут использоваться водные объекты (ст. 50 Водного кодекса РФ). Они могут использоваться для массового отдыха, туризма, спорта в местах, которые устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда.
К землям рекреационного назначения Земельный кодекс РФ относит также земли пригородных зеленых зон, что вполне оправданно. В этом их правовая и природная сущность. Территория пригородной зоны города включает, как о том сказано в Градостроительном кодексе РФ, земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города. В пригородных зонах городов выделяются зеленые зоны. Они выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
В них запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду.
Помимо сказанного, Градостроительный кодекс РФ предусматривает выделение рекреационных зон на территории поселений. Рекреационные зоны городов и поселений предназначены для организации мест отдыха населения и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На территории рекреационных зон поселений не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно несвязанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.
Земли историко-культурного назначения — одна из разновидностей особо охраняемых территорий. Земельный кодекс РФ к ним относит следующие земли (ст. 99):
- объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры, в том числе объектов археологического наследия);
- достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
- военных и гражданских захоронений.
Этот перечень объектов историко-культурного назначения надо считать основным, но не исчерпывающим.
Земельный кодекс устанавливает строгие требования к использованию названных земель по целевому назначению. Земельные участки, признанные историко-культурной ценностью, у правообладателей не изымаются, но на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе на землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Такие зоны могут быть установлены в пределах поселений и за их пределами.
Рекомендуем: Спорные вопросы по земельному участку
Поселенческие территории согласно действующему законодательству зонируются по их хозяйственному и градостроительному назначению. В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование, установленных земельным законодательством и законодательством Российской Федерации об охране памятников истории и культуры.
Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся на землях, предоставленных им в пользование, и соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации. Они несут ответственность за их сохранность.
В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны. В пределах охранных зон запрещается производство земляных, строительных и других работ без соответствующего разрешения органов охраны памятников.
Отдельные участки городов и других поселений, имеющих особую историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами.
В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (п. 4 ст. 99 3К РФ).
Согласно Закону РСФСР «О недрах» редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную и культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками, памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается (ст. 33).
На органы государственного геологического контроля возложен контроль за охраной участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность, за соблюдением условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических и опорных разрезов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры (Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293)
Объекты историко-культурного наследия в пределах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации: древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую ценность объекты могут использоваться только в соответствии с их назначением. Научные или иные изыскания в отношении объектов историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования проводятся, если указанная деятельность не нарушает правового режима территорий традиционного природопользования (ст. 16 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).
Понятие и предназначение
Статьи «земельных» законов чётко классифицируют все территории по их существующему и/или потенциальному предназначению, использованию. Некоторые территории относятся в классификации к особо охраняемым. Этому посвящена 18-я глава.
О рассматриваемых нами землях говорится в статье 98. Земли рекреационного назначения предназначены и используются для создания возможности заниматься туризмом, спортом, а также отдохнуть и оздоровиться всем желающим (нуждающимся). Также 98-й статьёй оговаривается состав земель-рекреаций, а также всё, что может быть там построено.
Какие территории входят в состав
Рекреационные земли неоднородны. Они различаются в зависимости от особенностей использования.
Согласно п. 2 ст. 98 ЗК РФ, в состав данной категории входят участки с:
- кемпингами;
- домами отдыха, пансионатами;
- объектами физической культуры и спорта;
- туристическими базами;
- стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями;
- детскими туристическими станциями;
- парками;
- учебно-туристическими тропами и трассами;
- детскими и спортивными лагерями, иными схожими объектами.
Читать дальше: Мотивированный отказ в приеме на работу образец
К таким землям относятся лесополосы, парки, а также скверы, находящиеся за пределами города или в городской черте.