Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года


Правила образования земельных участков в 2021 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2021 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2021 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.

С учетом фактически сложившихся отношений

20 августа 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приняла определение N 127-КГ19-12, в котором дала толкование положения Земельного кодекса Российской Федерации, касающегося определения порядка пользования земельным участком (п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации).

В данном определении Верховный Суд РФ отразил ряд небезынтересных с правовой точки зрения выводов, которые совсем скоро могут явиться основой для формирования нового пласта правоприменительной практики по спорам долевых собственников, чья общая недвижимость расположена на предоставленном в бессрочное пользование земельном участке.

Фабула дела

В центр спора помещен конфликт двух групп долевых собственников домовладения, находящегося в Республике Крым и состоящего из жилых строений и надворных построек. Первая группа представлена собственницей доли в домовладении в размере 34/100 (истец), полученной по наследству от мужа. В состав второй группы входят два собственника, владеющие долей в размере 66/100 (ответчики), которая ранее была приобретена ими у мужа истца по договору купли-продажи.

Земельный участок, на котором расположено домовладение, был предоставлен правопредшественнику действующих собственников в 1958 году городским органом исполнительной власти в бессрочное пользование для строительства индивидуального жилого дома.

Из текста судебного акта усматривается, что стороны конфликта не могут осуществить оформление права собственности на спорный земельный участок ввиду возникших разногласий по вопросу пользования им. То есть собственники домовладения продолжают оставаться субъектами права бессрочного пользования, а предметом иска выступает требование определить порядок пользования земельным участком.

При этом стороны самостоятельно без юридического оформления определили порядок пользования строениями, входящими в состав домовладения (дома фактически распределены между истцом и ответчиками без каких-либо дополнительных работ по выделению долей).

Также истец утверждает, что к моменту приобретения ответчиками долей в праве на домовладение, сложившийся порядок пользования спорным земельным участком уже существовал. С ним, по версии истца, и согласились ответчики при приобретении доли, подписав договор купли-продажи. Кроме того, на спорном участке более 15 лет установлен разграничительный забор.

В ходе проведенной в рамках дела строительно-технической экспертизы было установлено, что:

• площадь земельного участка по данным публичного реестра (485 кв. м) меньше площади фактически используемого сторонами земельного участка (545 кв. м)

• каждый из домов расположен на обособленной части земельного участка, оборудован изолированным входом и имеет независимую систему электро-, водо-, газоснабжения, отопления и водоотведения

• экспертом предложен вариант определения порядка пользования земельным участком, согласно которому часть участка площадью 246 кв. м предоставляется в пользование истцу, другая часть площадью 299 кв. м – ответчикам.

Суды первой и апелляционной инстанций оставили иск без удовлетворения.

Главным аргументом Железнодорожного районного суда города Симферополя явилось то, что порядок пользования земельным участком, предложенный экспертом с учетом фактической площади земельного участка (545 кв. м), не соответствует долям собственников в праве общей долевой собственности на домовладение, что, по мнению суда, нарушает абз. 2 п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ.

Верховный Суд Республики Крым в своем апелляционном определении признал упомянутый довод суда первой инстанции неправовым, однако оставил решение без изменения как соответствующее закону, указав, что определение порядка пользования земельным участком возможно лишь после определения судом порядка пользования расположенными на таком участке строениями либо одновременно с ним, а также после оформления в установленном законом порядке права пользования земельным участком, установления его границ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с правовой аргументацией судов нижестоящих инстанций, отменила принятые ими судебные акты и направила дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.

Выводы Верховного Суда РФ и их практическое значение.

  1. Действующее законодательство не устанавливает необходимости точного соответствия выделяемой в пользование части земельного участка размеру доли в праве общей долевой собственности на здание.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ в случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Буквальное прочтение данного положения раскрывает не менее двух аспектов, учитываемых судами при определении порядка пользования участком: а) размер доли в праве собственности на здание; б) сложившийся порядок пользования земельным участком. Причем наличие между ними союза «или» подразумевает, что оба упомянутых критерия не могут быть использованы одновременно. Кроме того, сама формулировка нормы (фраза «с учетом») дает понять, что указанные критерии являются для судов неким законодательным ориентиром в принятии справедливого решения, но вовсе не означает невозможности отступить от такого ориентира в случае необходимости. А необходимость в рассматриваемом деле как раз имеется. Из текста определения Судебной коллегии следует, что часть спорного земельного участка, находящаяся в фактическом пользовании истца, имеет существенные недостатки. Так, доступ к участку возможен по узкому проходу общей площадью 42 кв. м, одна из сторон которой является подпорной стеной к косогору с перепадом высоты около трех метров, а под вымощенной бетонными плитами дорожкой со стороны улицы устроена система для отвода ливневых вод с вышерасположенного земельного участка. Таким образом, если бы суд выделил истцу в пользование часть спорного земельного участка, соответствующую его доле в праве собственности на домовладение (34/100), это привело бы к тому, что часть участка, необходимая для обслуживания строений истца, оказалась бы в пользовании ответчиков, что не позволило бы истцу в полной мере реализовать свои правомочия владения и пользования строениями.

Чтобы глубже вникнуть в логику Верховного Суда РФ, следует обратиться к практике разрешения аналогичного вопроса на примере общих положений Гражданского кодекса РФ об определении порядка владения и пользования имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

Нередко встречаются случаи, когда доля одного из сособственников в праве на общее здание настолько мала, что произвести раздел такого здания в натуре либо выделить из него долю не представляется возможным. Однако это вовсе не означает, что собственник в обязательном порядке будет принудительно лишен своей доли с последующей выплатой ему компенсации (п. 3 ст. 252 ГК РФ). В случае, когда сособственники не ставят своей целью раздел общего недвижимого имущества, однако не могут прийти к согласию в вопросе владения и пользования им, у каждого из них есть право обратиться в суд с иском об определении порядка владения общим имуществом (п. 1 ст. 247 ГК РФ). Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в п. 37 Постановления N 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что такое право имеет и собственник, долю которого невозможно выделить, в том числе, по причине ее незначительного размера. Разрешая такое требование, суд учитывает фактически сложившийся порядок пользования имуществом, который может точно не соответствовать долям в праве общей собственности, нуждаемость каждого из сособственников в этом имуществе и реальную возможность совместного пользования.

Представляется очевидным, что данную позицию можно и следует применять по аналогии и к правоотношениям лиц, произрастающим из совместного пользования земельным участком, переданным таким лицам в бессрочное пользование.

В рассматриваемом определении Верховный Суд РФ указал на то, что важнейшими вопросами, подлежащими исследованию в подобных делах, является вопрос нуждаемости каждого из пользователей земельного участка в использовании той или иной его части и сложившийся порядок пользования участком. А также что несоразмерность передаваемой собственнику части участка его доле в праве на домовладение может быть устранена путем предоставления денежной компенсации.

Поскольку за 15 лет у сторон сложился некий порядок пользования спорным земельным участком (и даже существует разграничительный забор), суд первой инстанции при повторном рассмотрении дела, вероятно, будет вынужден принять данное обстоятельство во внимание, как и недостатки той части земельного участка, которой пользуется истец.

Таким образом, Верховный Суд в своем определении подтвердил наличие у судов возможности проявлять определенную степень гибкости при разрешении споров об определении порядка пользования земельными участками, что гипотетически будет способствовать принятию судами справедливых решений по данной категории споров с учетом всех особенностей конкретного участка и сложившихся отношений долевых собственников зданий.

  1. У долевых собственников сооружения отсутствует обязанность определять в суде порядок владения и пользования им до обращения в суд с иском об определении порядка пользования земельным участком, на котором такое сооружение расположено.

В самом деле, обстоятельства таковы, что истец и ответчики определили порядок пользования домовладением самостоятельно, спор между сторонами по данному вопросу отсутствует. Вместе с тем суд апелляционной инстанции в своем определении пришел к выводу о необходимости разрешения в судебном порядке и этого вопроса до принятия решения по настоящему делу либо одновременно с ним.

Судебная коллегия Верховного Суда РФ констатировала факт отсутствия в законе такого требования. Позиция о незаконности возложения на лиц обязанности обращаться за судебной защитой своих прав и законных интересов в ситуации, когда отсутствует спор о праве, представляется логичной и соответствующей принципу недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Не содержат действующие нормативно-правовые акты и положений, обязывающих долевых собственников сооружений переоформлять право пользования земельным участком (приводить документы в соответствие законодательству РФ), а равно и осуществлять установление границ (межевание) такого земельного участка.

Существенным вопросом, практически не затронутым определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 20.08.2019 г. N 127-КГ19-12, осталось соотношение фактически используемой собственниками площади и площади земельного участка по данным правоустанавливающих и правоподтверждающих документов. По всей видимости, дать правовую оценку данному обстоятельству и определить степень влияния на исход конфликта предстоит уже Железнодорожному районному суду города Симферополя при новом рассмотрении дела.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Основные два варианта перераспределения земельных участков

  • Собственниками участков являются физические или юридические лица.

В данном случае заинтересованным лицам необходимо провести комплекс кадастровых работ и подписать между собой соглашение о перераспределении земельных участков.

  • Собственниками с одной стороны выступают физическое/юридическое лицо, а с другой — муниципальное образование.

Наиболее распространенная, но и более сложная процедура. Включает в себя согласование проектной схемы перераспределения с отделом архитектуры муниципального образования.

Правила оформления

Мнение эксперта

Станислав Евсеев

Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.

При заключении соглашения, как и любого другого договора, сторонам необходимо предварительно изучить правила оформления. В противном случае документ может быть признан недействительным или оспорен в суде.

Предметом соглашения о перераспределении долей в общей долевой собственности может быть, как земельный участок, так и жилой дом. Стороны могут оформить общий документ о двух объектах собственности или индивидуальный бланк для каждого предмета сделки.

Основные правила:

  1. Добровольность. Каждый из сособственников должен быть уведомлен о предстоящей процедуре и не иметь возражений. Речь идет исключительно о совладельцах, которые собираются заключить соглашение.
  2. Уведомление совладельцев. Если сособственников несколько, то требуется поставить их в известность.
  3. Письменная форма. Земельный участок и частный дом относятся к объектам, сделки с которыми оформляются исключительно в письменной форме и подлежат государственной регистрации.
  4. Нотариальное удостоверение. Сделка с долями недвижимости, включающая перераспределение долей, должна быть заверена у нотариуса.
  5. Отсутствие обременения. Закон запрещает совершение любых сделок с долями, которые находятся в обременении или под арестом. Поэтому перед совершением сделки целесообразно получить данные из ЕГРН об отсутствии обременений.

Важно! Если сделка проводится в отношении надела, входящего в состав СНТ, то не требуется нотариальное удостоверение. Сначала необходимо провести общее собрание собственников, оформить протокол собрания. Результат удостоверяется подписью председателя СНТ.

Соглашение может быть следующих видов:

  • возмездное (предусмотрена доплата за увеличение доли);
  • безвозмездное (доля увеличивается в порядке дарения).

Сведения о характере соглашения должны указываться в тексте документа. В противном случае соглашение считается недействительным.

Пример. Раиса и Федор развелись. Несовершеннолетний сын остался проживать с матерью. У семьи в собственности был частный дом. Объект находился в долевом владении. 1/2 доля принадлежала Федору, по ¼ доле – Раисе и сыну. Федор не имел возможности выплачивать алименты. Поэтому заключил соглашение о перераспределении размеров долей, в котором он передал ¼ долю дома сыну.

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года? По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2021 года упразднили и заменили на садовый участок. Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу с 16.09.2019 закона 150-ФЗ (от 17.06.2019), который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

Землепользование: законодательные изменения 2021 года

Правила, по которым можно владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком, в последние годы очень часто претерпевают изменения.

Чтобы избежать разного рода неприятностей, собственникам земельных участков важно быть в курсе всех последних новелл от законодателей. Представлю обзор наиболее важных нововведений для землевладельцев за последнее время.

1. Собственники теперь отвечают за плодородие своих земель.

11 августа этого года вступил в силу Закон, который установил новую процедуру обеспечения плодородия земель сельхозназначения (Федеральный закон от 31 июля 2021 г. № 308-ФЗ).

Бюджетные учреждения, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ, будут проводить плановые обследования земель сельхозназначения на предмет проверки их качества.

По результатам исследований собственнику выдадут план обязательных мероприятий, которые следует провести для восстановления плодородия почвы. А также ему предоставят необходимые агрохимикаты и технику для проведения работ.

Закон обязывает землевладельцев обеспечить доступ на свой участок для проведения такого обследования, а также выполнить все предписания госорганов по воспроизводству плодородия земли.

Хочу обратить внимание, что за несоблюдение требований по улучшению качества земель для собственников предусмотрены высокие штрафы: от 20 до 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что новые правила не распространяются на владельцев земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и огородничества. Но вот у тех, кто имеет свой собственный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения за пределами СНТ, забот теперь прибавится.

2. На частном земельном участке теперь могут проложить федеральную трассу.

Недавно Росреестр опубликовал на своем официальном сайте предупреждение для всех землевладельцев: если на принадлежащих им земельных участках не проведено межевание, то по ним теперь могут проложить линейные объекты федерального, регионального или местного значения (речь идет о дорогах, линиях связи, трубопроводах и т. п.).

С 31 июля этого года действует новый Закон, который предусматривает упрощенный порядок выдачи разрешений на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: теперь для них не требуется оформлять права на земельные участки, если те находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ).

Однако такое строительство может затронуть и частные земельные участки если их границы не установлены (не определены координаты характерных точек углов поворота границ земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости), застройщик может и не узнать, что наравне с государственными и муниципальными землями строительство охватит еще и его, частную землю.

Он получит разрешение, построит объект – и только после этого собственник может узнать, что по его земле теперь проходит, к примеру, высокоскоростная магистраль или высоковольтная линия электропередач.

Поэтому, несмотря на то, что межевание земельных участков сейчас не является обязательным для их владельцев, Росреестр все же рекомендует проверить – стоит ли ваш земельный участок на государственном кадастровом учете (есть ли у него кадастровый номер) и отображаются ли его границы на Публичной кадастровой карте (Официальное сообщение на сайте Росреестра от 7 августа 2020 г.).

3. Введены новые штрафы за заросший участок.

Вот уже несколько лет владельцы земельных участков всех категорий обязаны своевременно скашивать траву на них под угрозой штрафа. Дело в том, что это предусматривает действующая редакция Правил противопожарного режима (утв. ПП РФ от 25.04.2012 г. № 390).

А за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен штраф в размере от 3 до 4 тысяч рублей (ст. 20.4 КоАП РФ). Но теперь отдельные штрафы вводятся еще и за конкретный вид сорняков на участке, а именно – за борщевик Сосновского.

В феврале этого года Совет Федерации призвал власти начать активную борьбу с распространением борщевика. И регионы стали вводить штрафы для владельцев тех земельных участков, которые заросли этим растением.

Вместо заключения:

В заключении, хочу сказать, что в настоящее время Росреестром запущена процедура по снятию с кадастрового учета земельных участков, поставленных на учет до 1 марта 2008 года и на которые до сих пор не зарегистрировано право собственности. Если земельный участок снимается с кадастрового учета, то распоряжаться им сможет местная администрация по своему усмотрению.

Кроме того, Правительство РФ планирует вовлекать невостребованные (не выделенные) земельные доли пайщиков бывших колхозов и совхозов в оборот, наделив муниципалитеты правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозтоваропроизводителям. Планируется до 1 января 2025 года дать возможность «молчаливым дольщикам» или их наследникам зарегистрировать свои права. В противном случае с 1 января 2025 года предложено запускать механизм приобретения права муниципальной собственности на такие земли в порядке, установленном для бесхозяйного имущества.

В связи с этим рекомендую проверить – зарегистрированы ли права на ваш земельный участок, проведено ли его межевание с определением границ, чтобы обезопасить себя от возможных правопритязаний в будущем!

Виталий Козыревюрист, кадастровый инженер, судебный эксперт, член Общественного совета при управлении Росреестра по Псковской области, управляющий партнер .

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.

Заявление о перераспределении земельных участков

Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.

В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Требования к соглашению

Перед оформлением соглашения, сторонам необходимо удостовериться в дееспособности друг друга. Кроме того, важно помнить, что запрещено уменьшать долю, принадлежащую недееспособному или несовершеннолетнему собственнику. Даже, если их интересы представляют законные представители.

Закон не устанавливает точный бланк для соглашения. Однако на него распространяются общие требования к договорам.

Документ должен включать следующие пункты:

  • наименование;
  • место оформления;
  • дату заключения;
  • данные сторон, включая пол, реквизиты паспорта и адрес;
  • сведения о земельном участке (кадастровый номер, адрес, общую площадь, данные всех собственников);
  • реквизиты правоустанавливающих документов;
  • реквизиты выписки из ЕГРН;
  • причины изменения величины долей;
  • возмездность/безвозмездность перехода прав;
  • новые варианты долей;
  • отметка об отсутствии обременения прав одного из долевых собственников;
  • права и обязанности сторон;
  • количество экземпляров;
  • подписи совладельцев.

Важно! Отсутствие в соглашении данных о возможности оспорить контракт в судебном поряке не является запретом на обращение в суд. Любая из сторон имеет право защищать свои имущественные интересы, в случае нарушения прав, вне зависимости от условий контракта.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней. Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы. Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления. Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков. Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения. Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Речь пойдёт о возможности, предоставленной Земельной реформой 2015 года (ФЗ №171от 23.06.2014 г.), в упрощённой форме прирезать к уже имеющимся в собственности участкам ИЖС и ЛПХ, для дачного хозяйства или дачного строительства, для садоводства или огородничества.

Поговорим об оформлении тех, с виду «ничьих» и вроде никем и ничем не занятых небольших территорий, что, в принципе-то, уже и используются по факту и ранее гневно оценивались административными органами как «самовольно захваченные», за что приходилось нести ответственность по их освобождению от «захвата», оформлять через суды с уплатой существенных штрафов, или тех прилегающих к участку, непонятно к кому и чему относящихся кусков земли, на которые пока что лишь «глаз положили» и которые очень нужны для нормального загородного обустройства.

Скажем сразу, что «ничьих участков» быть не может. Любой участок, даже если по внешним признакам не используется и ничего на нём нет, находится в собственности или граждан, или компаний, предприятий, или садоводств, или является собственностью муниципалитета или государства.

Вряд ли кому удастся прирезать «кусочек» земли, который является частью чужого частного участка (чужого имущества), а вот с муниципалитетом и государством начавший своё действие закон решить вопрос позволяет, если только этот прирезаемый кусок не будет относиться к так называемым зарезервированным землям и фондам под дальнейшие или существующие серьёзные задачи.

Проверить состояние сложившейся в таких случаях ситуации можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации — кадастровому номеру или адресу участка помогут советы, представленные здесь.

Почему можно прирезать свободные муниципальные и государственные земли?

Земельная реформа повлияла на параллельную доработку Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), в который было внесено дополнение — целая новая глава «Перераспределение земель и (или) земельных участков» (гл. 5.4), которая полностью регулирует порядок решения проблемы «прирезок». Ознакомиться с ней можноздесь.

«Прирезкой” земли теперь могут воспользоваться все граждане РФ — те, повторимся ещё раз, кто является собствениками участков, предоставленных для ИЖС, ЛПХ, дачного хозяйства или дачного строительства, садоводства или огородничества.

«Прирезка», то есть увеличение площади земельного участка, над зафиксированной в правоустанавливающих документах, в соответствиии с фактически используемой, теперь называется «перераспределением земельных участков».

Необходимость в прирезке может возникнуть, например тогда, когда участок имееет изломанную форму, что создаёт большие неудобства при его обустройстве, при уточнении его границ или в ситуациях «наложения» смежных участков, часто выявляющихся как в садоводствах, так и при очень большом сроке использования в посёлках.

Самовольное же использование не своей земли остаётся “дамокловым мечом” для любого собственника, которому рано или поздно придётся или освободить незаконно занятую территорию, снести постройки на ней, получив соответствующие предписания, или вовремя заняться решением проблемы.

Как решить вопрос с «прирезкой земли» сейчас и рассмотрим.

Когда можно вести прирезку и об ограничениях в прирезаемых площадях

Приступить к решению задачи о прирезке к участку можно лишь в том случае, если права собственности на участок оформлены и он отмежёван, то есть имеет конкретные границы и площадь, стоит на кадастровом учёте.

Кроме того, образуемый после прирезки земельный участок не должен выходить за границы поселения — населённого пункта, дачного кооператива, муниципалитета (ЗК РФ, ст. 11.9, п. 3) не должен попадать в территорию общего пользования; не должен оказаться за границами застройки — за “красными линиями”, отграничивающими зоны различных линейных объектов ( дорог, коммуникаций и др.)

Добавить к существующему земельному участку сколь угодно площади получится не всегда. Поскольку это достаточно существенный момент в планируемой задаче прирезки, поясним его немного подробнее.

Вопрос решается бес проблем, если увеличение площади не превышает 10% от внесенной в госкадастр, но легализовать прирезанные земли лесного фонда, а также береговых полос по-прежнему невозможно.

Существуют нормативы по предельным размерам участков, устанавливаемые ПЗЗ в каждом муниципалитете. Именно они определяют возможные минимальные и максимальные площади земельных участков, предоставленных для ИЖС, ЛПХ, дачного хозяйства или дачного строительства, садоводства или огородничества, а, соответственно, и для прирезаемых участков.

По площади получаемый в сумме с прирезкой участок не должен превышать установленные пределы (п.1 ст. 39.28 ЗК РФ).

При превышении предельных площадей придётся решать ворос о формировании нового участка или участков в допустимых регламентом размерах и выкупать их, хоть и не по баснословной стоимости, но полной кадастровой, установленной в конкретном поселении.

С размером предельных площадей по видам разрешённых использований земельных участков можно ознакомиться в принятых в каждом поселении Правилами землеустройства и застройки (ПЗЗ) на официальном сайте администрации поселения или при непосредственном обращении в комитет или отдел по землепользованию районной администрации или администрации поселения.

Перед решением задачи о добавке площади к участку по картам-схемам ПЗЗ нужно убедиться в том, что “прирезка” относится к той же самой территориальной функциональной зоне (ИЖС, ЛПХ, ведения дачного хозяйства и т.д. ), что и сам участок. На картах-схемах ПЗЗ границы территориальных зонах обозначены разными цветами с указанием в экспликации градостроительных регламентов непосредственно в этих картах (п.7 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

В противном случае, то есть тогда, когда “прирезка” попадает в иную территориальную функциональную зону, например, в общественно-деловую (ОДЗ), производственную или другую, вместо зоны ИЖС или, к примеру, “для ведения дачного хозяйства”, решение задачи становится невозможным, если, конечно, не заняться изменением генерального плана поселения и его ПЗЗ, внесением в них необходимых изменений, что любому частному собственнику будет практически непосильно.

В тех случаях, когда ПЗЗ в поселении ещё не приняты, предельные размеры участков для ИЖС, ЛПХ, дачного хозяйства или дачного строительства, садоводства или огородничества утверждаются отдельными решениями местных депутатов или региональными законами «О предельных размерах земельных участков».

Порядок оформления прирезки к участку — заключение Соглашения о перераспределении

Перераспределение (прирезка к земельному участку) оформляется путём заключения Соглашения о перераспределении земельных участков, которое заключается между собственником прирезаемой территории (муниципальной администрацией, областным или региональным правительством, или представителем РФ, если прирезка относится к федеральной собственности) и собственником земельного участка, который намерен увеличить (прирезать) дополнительную площадь (статья 39.29 ЗК РФ).

Для подготовки к заключению такого Соглашения собственник земельного участка, планирующий расширить его, подаёт в районную администрацию или в областное правительство заявление о перераспределении земельного участкас приложением ряда документов и указывая необходимые сведения об участке и о себе.

Форма заявления утверждается в каждом муниципалитете и предоставляется для заполнения непосредственно при обращении.

Основные документы, прилагаемые к заявлению

  • копии свидетельства на право собственности или правоудостоверяющего документа на земельный участок, если право собственности на земельный участок в ЕГРП не зарегистрировано;
  • проект межевания территории, на которой расположен участок;
  • если проект межевания территории, в границах которой планируется провести перераспределение земельных участков, отсутствует, должна быть приложенасхема расположениябудущего земельного участка на кадастровом плане территории.

Примечание

Схему расположения на кадастровом плане территории будущего земельного участка с отображением его границ и указанием прирезаемой части собственнику участка готовить придётся самому собственнику — так предписывает требование ст. 11.10, п. 8 ЗК РФ.

Заказать её удобнее в местной геодезической или землеустроительной компании или у кадастровых инжененров, работающих непосредственно в том или ином районе. Если собственник участка не является геодезистом или кадастровым инженером, вряд ли ему удастся справиться с подготовкой схемы самому, ведь делается она на основе сведений, получаемых по результатам геодезической съёмки (ст.11.3 ЗК РФ).

При подаче завлений представителями или доверительными лицами предоставляются документы, подтверждающие их право и полномочия в совершении действий;

При подаче заявлений от от иностранного юридического лица, являющегося собственником земельного участка, — документы о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства с заверенным переводом на русский язык.

Заявление с документами можно подавать различными удобными способами:

  • с использованием межведомственного информационного взаимодействия;
  • лично или с помощью почтовой связи на бумажном носителе;
  • в форме электронных документов с использованием сети интернет, ознакомившись с требованиями к их формату, утверждённому уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

Установленный законом срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет30 дней(п.8 ст. 39.27 главы 5.4 ФЗ №171 от 23.06.2014 г.).

За это время администрация выполняет следующие действия:

рассматривает заявление и принимает положительное решение об утверждении схемы расположения земельного участка;направляет своё решение об утверждении схемы с её приложением заявителю;направляет своё согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Причины отказа в заключении соглашения о перераспределении

Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков может стать хотя бы одна из следующих причин:

  • несоответствие поданного завления случаям перераспределения земельных участков, которые предусмотрены законодательством (п.1.ст.39.27 главы 5.4 ФЗ №171 от 23.06.2014 г.);
  • отсутствие согласия третьих лиц, изложенное в письменной форме, если прирезаемый участок обременён их правами, например, ипотека в банке, требующая согласования с ним;
  • на прирезаемом участке находится здание или сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственности муниципалитета или государства, или собственности граждан или юридических лиц;
  • прирезаемый участок относится к изъятым из оборота или ограниченным в обороте муниципальным или государственным землям;
  • прирезаемый участок относится к землям, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
  • по прирезаемому участку подготовлено решение о проведении аукциона с публикацией извещения о проведении и выполнено предварительное согласование о его предоставлении и срок действия решения ещё не истёк;
  • на прирезаемый участок уже подано иное завление о предварительном согласовании по его предоставлению, но ещё не приняты решения ни в согласовании и утверждения схемы расположения, ни в от отказе (как многим нравится говорить, “кто первый встал, того и тапки”);
  • площадь прирезаемого участка увеличит площадь образуемого при его слиянии с основным с превышением более чем на 10% установленных размеров предельных площадей земельных участков;
  • прирезаемый участок не может рассматриваться в качестве “добавки” и подлежит формированию в качестве самостоятельного;
  • границы основного участка, к которому планируется прирезка, требуют уточнения — то есть, если основной участок не отмежёван;
  • несоответствие схемы расположения земельного участка:
  1. по её форме или требованиям по подготовке;
  2. по полному или частичному совпадению местоположения будущего земельного участка с местоположением основного земельного участка,
  3. по нарушениям, допущенным при разработке схемы,
  4. по несоответствию существующему проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
  5. по несоответствию границам территории, для которой утверждён проект межевания территории.

Не станет причиной отказа по прирезке муниципальной или государственной земли отсутствие сведений по добавляемому участку в государственном кадастре недвижимости (ГКН) о местоположении границ земельного участка (п.12 ст.39.29 ЗК РФ).

Заявителю в таком случае будет необходимо выполнить кадастровые работы и поставить “прирезку” на государственный кадастровый учёт, а только после всего присоединить к своему участку.

Отказ в заключении соглашения на основании п.9 ст.39.27 главы 5.4 ФЗ №171 от 23.06.2014 г.) должен быть мотивированным, с подробным изложением причин.

Положительное решение об утверждении схемы перераспределения земельных участков получено — что далее?

Если решение об утверждении схемы расположения земельного участка от администрации получено, далее потребуется за свой счёт поставить участок с прирезкой на кадастровый учёт, выполнив перед этим межевые работы (п.14 ст. 39.29).

Полученный кадастровый паспорт нужно предъявить в администрацию и подписать с нею подготовленный администрацией проект Соглашения о перераспределении земельных участков. Подписание соглашения и оплата за “прирезку” должно пройти не позднее 30 дней со дня получения проекта, в котором будет указана, в частности, и стоимость прирезаемого участка.

О стоимости “прирезок”

Стоимость выкупаемой у муниципалитета “прирезки” зависит от кадастровой стоимости земельного участка, составляя 15% от её величины, если участок относится к федеральным землям и добавляемая площадь не превышает установленные нормативы максимальных значений, а при превышении более чем на 10% максимально разрешённых площадей плата будет рассчитываться уже по полной кадастровой стоимости (Постановление Правительства РФ №1308 от 3.12.2014 г.).

Для участков, относящихся к областным землям или наразграниченным землям госсобственности, стоимость устанавливается муниципалитетом, зависит от расположения, но, как правило, практически не отличается от стоимости федеральной земли, то есть 15% от кадастровой стоимости при условии соответствия пределам по площади.

Зная площадь участка, несложными арифметическими расчётами можно оценить предстоящие траты.

Кадастровая стоимость указывается в кадастровом паспорте, с нею юможно ознакомится на публичной кадастровой карте Росрреестра или уточнить в местной администрации.

Отсрочки или рассрочки платежей при проведение оплаты за “прирезки” к участкам не предусмотрены. Но уверенно можно утверждать, что стоимость прирезок значительно ниже рыночных величин за покупку участков аналогичных площадей.

Кто оформляет перераспределение земельного участка

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.

Для того, чтобы оформить межевание следует выбрать кадастровую компанию или кадастрового инженера в своем регионе из каталога кадастровых организаций. По ссылке вы найдете бесплатный и удобный онлайн сервис — калькулятор цен на кадастровые услуги, с помощью которого можно выбрать исполнителя кадастровых работ.

Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.

Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.

Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]